Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






По способу научения 8 страница







/ 3.2.6. Общая характеристика сенсорной стадии развития

психики

На сенсорной стадии появляется само психическое отражение} в форме субъективности. Субъекту оно дано как субъективное со- s стояние, в котором информационные характеристики психи-; ческого отражения (содержание отражения) представляют собой j качественное состояние субъекта (форма отражения)?! Это каче- = ственное состояние возникает у субъекта как изменение его гоме- ■ остаза при внешнем или внутреннем воздействии. Это качествен­ное состояние способно к количественному изменению, которое соответствует изменению воздействия. Количественное изменение состояния данного качества оценивается по отношению к некое­му модельному состоянию, представленному в антиципационных системах, и представляющему собой врожденную (инстинктив­ную) реакцию на стимул как состояние субъекта, которое необ­ходимо сохранить, достичь или устранить (т.е. проявляется как положительное или отрицательное направление таксиса). Количе­ственное изменение состояния определенного качества есть од­новременно и содержание психического отражения, и форма пси­хического отражения, и когнитивный процесс, и процесс эмоцио­нальный.

[Психический образ — только переживание своего состояния. Стимул не представлен как существующий вне субъекта. Практи­чески есть только внутренний компонент мотива) (переживание своего состояния влечения). Из среды отражаются отдельные свой­ства, которые по своей функции в деятельности не разделяются на свойства самих объектов, в которых заключен предмет потреб­ности, и свойства среды, отражающие условия, в которых этот объект находится^Мотив слит с объектом деятельности в отраже­нии субъекта (как то, на что ориентируется субъект при построе­нии движения)]] Вся активность целиком организована в ответ на воздействие в форме таксиса для достижения «модельного» субъек­тивного переживания, как таковой операции нет! Хотя объект и даже сам стимул не даны в отражении субъекта, деятельность стро­ится адекватно свойствам объекта: субъект изменяет свое положение относительно объекта, в котором заключен предмет потребности. При этом отражаемое воздействие (мотив) уже раз­делено с предметом потребности и является сигналом этого воз­действия по функции в регуляции деятельности (разделение пред­мета потребности и мотива — основная характеристика психи­ческого отражения как сигнального). Но в отражении субъекта мотив представлен как изменение состояния субъекта, непосред­ственно переживается как состояние напряжения или удовлетво­рения потребности (т. е. в отражении еще не обладает сигнальной функцией).


функции в регуляции деятельности (сигнальная — как ре­акция на сигнальный стимул, интеллектуальная — как движение по логике объекта, научение — как сохранение измененного го-меостатического состояния в ответ на повторяющееся изменение стимула) обеспечены инстинктивной (генетически запрограмми­рованной) реакцией на стимул в форме кинезов и таксисов.^

Возникновение на высшем уровне сенсорной стадии нервной системы и самостоятельных сенсорных органов обеспечивает об­работку информации и регуляцию на этой основе движений всего организма: синтез и анализ собственных состояний, одновремен­но и последовательно возникающих в разных органах и адекват­ное возникающему потребностному состоянию движени'еТ} Появ­ление нервных центров обеспечивает физиологический субстрат научения — образование и сохранение временных связей между своими состояниями. Образование сенсорных систем внутреннего и контактного типа позволяет субъекту переживать изменения в них, как в своем теле. Возможно, на основе тактильной чувстви­тельности, дающей одновременно переживание нескольких ка­честв от одного органа в процессе одного акта взаимодействия со стимулом (упругость, фактура поверхности, размер раздражения, его контур) происходит комплексная обработка информации, и объект воспринимается как внешний по отношению к субъекту. Это можно рассматривать как появление новой функции {перцеп­тивной) — отражение стимула, представленного субъекту не как его собственное состояние, а как вне него положенный компо­нент среды.

\ На сенсорной стадии практически не происходит развития животного в постнатальном периоде, все построение организма и психики осуществляется в эмбриогенезе. В постнатальном периоде возможны только рост организма и изменение поведения на ос­нове научения.

3.3. Перцептивная стадия развития психики

3.3.1. Общая характеристика животных и их образа жизни

Гк перцептивной стадии относится большая группа животных^ строение, образ жизни которых и особенности психического от­ражения очень разнообразны. ^§та группа включает животных с двумя типами нервной системы — ганглиозной и центральной, по­строенных по одному принципу цефализацицД Каждый из этих типов нервной системы имеет свои «пики» развития, поэтому, несмотря на то что центральная нервная система позвоночных является более поздним достижением эволюции, на ранних ста­диях своего развития ее функции еще не обеспечивают столь слож-


ного поведения, как высший уровень развития ганглиозной нерв­ной системы. По критериям развития психики в настоящее время можно предложить следующее разделение перцептивной стадии поуровням и переходным фазам развития.

QC переходной фазе от сенсорной к перцептивной стадии можно отнести кольчатых червей, двустворчатых и брюхоногих моллюс­ков, ранних хордовых (оболочников и бесчерепных). У этих жи­вотных очень простое строение и образ жизни, нет развитых ло­комоторных и манипулятивных органов. Передвигаются они дви­жением всего тела: ползание (изгибы тела за счет сокращения мышц сегментов тела) или плавание (также изгибы тела с дви­жением недифференцированных плавниковТ* Многие ведут не­подвижный образ жизни (двустворчатые моллюски, взрослые формы оболочников, некоторые черви) или являются паразита­ми. Манипуляции осуществляются ротовым аппаратом^У этих животных еще нет настоящих дистантных органов чувств, хотя есть достаточно дифференцированные органы, воспринимающие химические, тепловые, тактильные, сейсмические, а также све­товые и звуковые стимульГ|звуковые в форме вибрационных), у водных форм есть боковая линия (чувствительность к колебани­ям воды, как у рыб). Светоощущение обеспечивается как отдель­ными светочувствительными клетками, расположенными на по­верхности тела (кожная светочувствительность), так и специаль­ными органами зрения (глазами разного типа, сходными с тако­вым у животных на высшем уровне сенсорной стадии). Органы зрения, так же как и на сенсорной стадии, дают только возмож­ность различения интенсивности освещения (хотя часто очень тонкое), но не образ объекта£ ]Голько у отдельных представите­лей, которые являются активными хищниками (некоторые вод­ные кольчатые черви и личинки некоторых моллюсков), есть спо­собность к аккомодации хрусталика, что позволяет предполо­жить возможность восприятия движения объектов (как переме­щение границы светлого и темного}] Это подтверждается нали­чием именно таких способностей у представителей низшего уров­ня перцептивной стадии (например, у улиток)(11)браз жизни у описываемых животных очень простой, среди них почти нет ак­тивных охотников, питаются они в основном органическими веществами, растворенными в воде (процеживая воду), собирая пищевые кусочки со дна или на земле. Некоторые роют норы и даже строят убежища из кусочков грунта и других частиц (кольча­тые черви). Общение примитивное, ограничивается территориаль­ным и половым поведением (черви), оплодотворение наружное, заботы о потомстве HeffY.

К нижнему уровню-йерцептивной стадии можно отнести неко­торых брюхоногих моллюсков (например, виноградную улитку), большинство членистоногих, бесчелюстных и, возможно, неко-


торых хрящевых рыб. У этих животных уже есть более или менее дифференцированные локомоторные и манипулятивные органы: мышечная «нога» у брюхоногих, дифференцированные плавники и хвост у рыб, конечности и крылья у членистоногих, у всех — хорошо развитый ротовой аппарат и возможность осуществлять некоторыми локомоторными органами манипулятивные функции как дополнительные. Органы чувств — дифференцированные, есть настоящие дистантные органы — зрительные (сложные фасеточ­ные глаза у членистоногих, парные глаза у моллюсков и рыб), у многих есть слуховые органы. Образ жизни также достаточно слож­ный: объекты питания целостные, они часто подвергаются обра­ботке (например, расчленению, переноске и т.п.), есть активное хищничество. Встречается сложная деятельность по постройке убе­жищ и других приспособлений, которая может быть включена в пищедобывательную (например, плетение паутины у пауков). Оп­лодотворение обычно наружное, но появляется синхронизация поведения половых партнеров, а у наземных — сложные формы ритуалов, обеспечивающие доступ полового материала самца в тело самки (например, самцы некоторых видов пауков передают самке шарик со спермой — сперматофор, который она помещает внутрь своего тела). Встречается и внутреннее оплодотворение, требующее сложного взаимного поведения партнеров. Появляется забота о потомстве в виде отыскивания и подготовки места для яиц (или икрометания), постройки гнезд, охраны кладки. На этом уровне активной заботы о детенышах пока не наблюдается. Обще­ние уже появляется, представлено в инстинктивной ритуализи­рованной форме.

К высшему уровню перцептивной стадии можно отнести выс­ших членистоногих, в первую очередь насекомых (к сожалению, психика многих членистоногих плохо изучена, что затрудняет клас­сификацию перцептивной стадии), большую часть головоногих моллюсков, а также представителей холоднокровных позвоноч­ных: рыб, земноводных и пресмыкающихся. У этих животных очень сложные локомоторные и манипулятивные органы, которые имеют составное (сочлененное) строение. Такое строение двигательных органов, во-первых, дает возможность очень точной координа­ции движений каждого органа, их совокупности и всего тела, а во-вторых, требует усложнения строения нервной системы. Образ жизни также весьма сложный, что касается всех сфер поведения: пищевой, комфортной, репродуктивной. Добывание и обработка корма — часто процессы сложные и поэтапные, есть активная охота, гнездостроение, территориальное поведение, нередко встре­чается забота о кладке и появляется забота о потомстве (в основ­ном у некоторых рыб). Общение ритуализированное, у наземных форм есть внутреннее оплодотворение, появляется групповой об­раз жизни (у рыб и некоторых пресмыкающихся).


Особое место на перцептивной стадии должно быть отве­дено животным, ганглиозная нервная система которых относится к двум «пиковым» направлениям развития: высшим представите­лям насекомых (муравьи, пчелы, осы) и головоногим моллюскам (осьминоги). Эти животные демонстрируют не только высокораз­витую локомоторную и манипулятивную активность, но также сложный групповой образ жизни (общественные насекомые), при­ближающуюся к интеллектуальной индивидуальную деятельность при обследовании объектов, пищедобывательную деятельность (осы, осьминоги), а осьминоги — также сложное межиндивиду­альное общение, заботу о потомстве, осуществляемую в контакте с детенышами, способность к приручению человеком. Возможно, последних следует относить к фазе, переходной к интеллектуаль­ной стадии.

К переходной фазе от перцептивной стадии к интеллектуальной можно отнести некоторых высших пресмыкающихся (крокодилов и, возможно, черепах) и, видимо, примитивных неплацентар­ных млекопитающих. У этих животных уже есть зачатки коры го­ловного мозга, более сложное общение и забота о потомстве, раз­витие их психики заканчивается на ранних этапах постнатального онтогенеза. Характеристика этих животных будет дана при анали­зе интеллектуальной стадии развития.

Как уже отмечалось, нервная система на перцептивной стадии имеет две формы — ганглиозную у беспозвоночных и централь­ную нервную систему у хордовых. Принцип строения нервной системы в обоих случаях сходный, хотя эволюционные направле­ния разные. В обоих случаях происходит цефализация нервной системы: выделяется головная часть, она увеличивается в разме­рах и принимает на себя функцию интеграции всей деятельности нервной системы. Цефализация также касается расположения ор­ганов чувств: на головном конце сосредоточивается целый комп­лекс органов чувств, выполняющих основную ориентировочную функцию, и в первую очередь дистантную.

Центральный аппарат нервной системы (головной отдел) по­строен по особому принципу: он состоит из отделов (сочетаний скоплений организованных в определенную систему нервных кле­ток — ядер), которые в свою очередь объединены между собой в иерархическую систему. Регуляция периферических отделов нерв­ной системы осуществляется совместной деятельностью всех от­делов центральной (головной) части, которая и получила назва­ние головного мозга (применимого и для нервной системы беспоз­воночных). Деятельность такого общего головного центра нервной системы осуществляется как системная: в регуляцию каждой фун­кции включены все отделы головного мозга, что позволяет интег­рировать информацию от всех органов чувств и эффекторных ор­ганов и значительно повышает эффективность регуляций поведе-


ния. Такое строение головного мозга дает возможность иметь рас­члененный психический образ (состоящий из нескольких компонен­тов) и сопоставлять между собой наличный психический образ с нервными моделями разных его компонентов (включая модели от­ветных реакций). Такая функция нервной системы называется ас­социативной: актуализация связанных с наличным психическим образом обобщенных образов его компонентов и двигательных моделей, хранящихся в памяти субъекта (ассоциации).

Органы чувств на перцептивной стадии сложные и хорошо диф­ференцированные. Периферические отделы сложно устроены и дают возможность точного восприятия разнообразной стимуля­ции: зрительной, тактильной, химической (обонятельной и вку­совой), температурной, пропиоцептивной, вибрационной, зву­ковой (в том числе ультразвука), есть эхолокация и даже способ­ность генерировать и воспринимать изменение электрического поля (например, у некоторых рыб). Большинство органов чувств явля­ются парными, что позволяет эффективно ориентироваться в трех­мерном пространстве. Самым сложным и ведущим в отражении внешней среды становится зрение. Органами зрения являются пар­ные глаза двух типов: фасеточные (набор отдельных глазков, каж­дый из которых имеет несколько светочувствительных клеток и общий нервный путь в центр головного мозга) и цельноустроен-ные (один глаз с большим количеством светочувствительных кле­ток и объединением нервных волокон в единый нерв, связанный с единым нервным центром в головном мозге). Глаза дают воз­можность отражать мир в форме «зрительной картинки», дающей достаточно точную информацию о форме, размерах, положении объектов. У большинства животных на перцептивной стадии зре­ние цветное (хотя и не у всех). Именно зрение позволяет локализо­вать мир вне себя, полноценно представлять его как внешний, со­стоящий из совокупности отдельных объектов. Разумеется, такое отражение связано с возможностями нервной системы, и в пер­вую очередь с ее ассоциативными функциями.

Таким образом, системное (иерархическое) строение голов­ного мозга высших беспозвоночных и хордовых обеспечивает:

- интеграцию одновременно отражающихся стимулов в одной
модальности (их сочетание в комплекс, дающий образ объекта, а
не отдельных стимулов) и между модальностями {интермодаль­
ный образ);

- ассоциативную обработку поступающей информации (сли­
чение с моделями разных компонентов образа соответственно в
разных модальностях одновременно и с моделями двигательных
реакций);

- управление деятельностью органов чувств и движениями всех
эффекторных органов (которые сами имеют сложное, сочленен­
ное строение).


10 Филиппов;



Все это обеспечивает очень сложное взаимодействие с окружа­ющей средой, которая сама «расширяется» для животных, в их деятельность включается все больше объектов и все более сложны связи между ними.

Как уже отмечалось, все сферы жизнедеятельности сложно организованы. В исполнительной части деятельности выделяется отдельная ориентировочная фаза, которая расширяет и усложняет всю аппетентную (подготовительную) часть деятельности и ста­новится гораздо шире и сложнее заключительного консуматорно-го акта.

На перцептивной стадии общение выделяется в самостоя­тельную форму поведения. Практически все животные в какой-либо мере контактируют между собой при размножении (а не просто оказываются в одном месте в одно время и в состоянии готовно­сти к выделению в среду полового материала). Общение при поло­вом поведении направлено на синхронизацию активности осо­бей, что повышает вероятность внешнего оплодотворения и при внутреннем оплодотворении обеспечивает доступ спермы в орга­низм самки. Такое общение обычно носит ритуализированный характер: обмен коммуникативными актами, на которые партне­ры реагируют как на ключевые стимулы. Последовательность этих актов приводит партнеров в соответствующее физиологическое состояние (на основе эмоционального состояния, возникающего при восприятии сигнала партнера). Это и обеспечивает включение каждого следующего акта поведения, вплоть до консуматорного (извержение полового материала, копуляция и т.п.). Так же уст­роено общение в других сферах: при территориальном поведе­нии, у общественных насекомых, в стайном поведении и в осу­ществлении заботы о потомстве у рыб и т. п. Есть даже примеры совместной охоты с распределением действий между участника­ми, например у крокодилов.

На перцептивной стадии изменяется онтогенез: появляется развитие организма, психики и поведения не только в пренаталь-ном, но частично и в постнатальном периоде онтогенеза. Все эти три процесса имеют разную выраженность. Эмбриональный пери­од есть у всех, у некоторых есть стадия личинки и ее перерожде­ние во взрослую форму (метаморфоз частичный или полный). Во время эмбрионального периода происходит построение организ­ма с одновременной закладкой строения и функций всех орга­нов, которые, видимо, не зависят от особенностей внешней сре­ды и возможности «упражнения» сенсорных и двигательных орга­нов до рождения. К окончанию эмбрионального периода живот­ное полностью готово к самостоятельной жизни в среде. В течение жизни может происходить рост организма (но не смена его функ­ций и развитие движений). Метаморфоз в данном случае следует рассматривать как две разные формы «взрослой» жизни, только с


различием в способности к размножению. Приобретение новых форм поведения происходит как формирование навыков. Разви­того облигатного научения, т. е. достройки инстинктивных меха­низмов прижизненно, практически нет. Как таковое развитие пси­хики происходит пока только в пренатальном периоде (в процес­се построения самих систем организма). Появляются только от­дельные примеры постнатального заггечатления у животных, от­носящихся к переходной фазе от перцептивной интеллектуаль­ной стадии (у черепах, крокодилов, в очень своеобразной форме у личинок некоторых насекомых). Обеспечение родителями роста и развития детенышей наблюдается только в форме охраны по­томства у некоторых рыб (например, Цихлидовых), у крокодилов.

3.3.2. Содержание и форма отражения

Содержание отражения. Главной характеристикой перцептив­ной стадии является появление перцепции или восприятия. В отли­чие от сенсорного отражения (ощущения), которое самим субъек­том переживалось как воздействие отдельных стимулов (отдель­ных свойств и качеств среды), перцепция — это отражение цело­стных объектов: воздействие отдельных стимулов, отражаемых как свойства и качества среды, связано в единый комплекс, которому соответствует комплексная нервная модель. Такая возможность обеспечивается описанным выше строением дифференцирован­ных органов чувств, периферические отделы которых могут вос­принимать одновременно несколько раздражителей, и свойствами головного отдела нервной системы, способного, во-первых, од­новременно обрабатывать сразу всю Поступающую информацию от одного органа чувств, во-вторых, одновременно же обрабаты­вать информацию сразу от нескольких органов чувств, а в-треть­их, по одному воздействию ассоциативно актуализировать нервные модели целостных объектов и связанных с ними реакций. Это ве­дет к появлению двух новых возможностей отражения:

абстрагирования — выделения одного качества объекта как обще­го для класса объектов, с которыми связана одна ответная реакция;

обобщения — связывания с одним качеством нескольких ему сопутствующих и образование класса объектов и их обобщенной модели, связанной с определенной ответной реакцией.

Абстрагирование и обобщение — это механизмы прижизненно­го образования новых реакций (т.е. научения). Таким образом, со­держание отражения строится прижизненно на основе образования ассоциативных связей между уже имеющимися нервными моделями стимулов и реакцией (новый комплекс «стимул + реакция»), а также образования новых моделей стимулов (связывание в новый комп­лекс отдельных стимулов, и их обобщенных моделей). Само дви­жение (ответная реакция) и его нервные модели, актуализирую-


щиеся при отражении, в отличие от сенсорной стадии, так же i может строиться прижизненно: врожденная моторная координа­ция, в которой могут изменяться направление движения, его ин­тенсивность, и главное — сочетание движения составных частей эффекторного органа. Именно сочлененное строение конечностей и является основой построения нервной модели конфигурации движения, которое необходимо в определенных условиях и может быть изменено при изменении условий.

Таким образом, не только образ объектов может строиться прижизненно, но и само движение. Как уже отмечалось, в отра­жении модели стимулов (теперь целостных обобщенных объектов или их абстрагированных признаков) связаны в единый комп­лекс с ответной реакцией (т. е. сама схема «стимул + ответная ре­акция» остается), но теперь прижизненно может изменяться не только связь компонентов, но могут строиться и сами компонен­ты. Это построение происходит на основе достройки и изменения имеющихся врожденных моделей. Однако такие возможности уже до­статочно широки. Важно, что перенос мотивационного значения (эмоциональное переключение) теперь может осуществляться не только с одного мотива (стимула, уже имеющего мотивационное значение) на другой, но и как придание мотивационного значе­ния стимулу, который до этого вообще не имел мотивационного значения. На сенсорной стадии развития было возможным измене­ние мотивационного значения стимула как разрыва двух врожден­ных комплексов «стимул + ответная реакция» и «перемена места­ми» их составляющих частей. Например, в новом сочетании преж­няя реакция «двигаться в направлении света» изменялась на «дви­гаться в направлении от света» (изменение направленности так­сиса). На перцептивной стадии становится возможным еще два новых варианта (разумеется, предыдущий вариант сохраняется).

1. Стимул, на который была только ориентировочная реакция,
связывается с ответной реакцией. В данном случае нервные моде­
ли и стимула, и реакции уже есть и прижизненно образуемой
является только новая связь компонентов в комплексе «стимул +
+ ответная реакция». Однако это требует появления самостоятель­
ной ориентировочной реакции, а значит, образов, нервная мо­
дель которых еще не связана с конкретной ответной реакцией.
После появления подкрепления этот образ уже связывается с нуж­
ной реакцией (по механизму ассоциативного научения).

2. Сама нервная модель стимула строится заново на основе про­
цессов абстрагирования и обобщения, и уже эта модель связыва­
ется с ответной реакцией. Ответная реакция (как конфигурация
движения) также может строиться заново, ее динамические ха­
рактеристики регулируются непосредственно в ситуации на осно­
ве отражения движения объекта (как это и было на сенсорной
стадии).


Однако на перцептивной стадии воспринимается уже целост­ный объект (как устойчивое обобщенное сочетание стимулов), что значительно увеличивает возможность построения новых нерв­ных моделей и дальнейшего обобщения и абстрагирования их при­знаков. Сказанное означает, что на этой стадии в отражении раз­деляется мотив и объект деятельности. На сенсорной стадии отра­жалось только одно качество и по отношению к нему строились движения субъекта. Мотив (как сигнал, имеющий мотивацион-ную функцию) для субъекта одновременно был объектом, на ко­торый направлена деятельность (совпадение мотива и объекта де­ятельности в отражении на сенсорной стадии). На перцептивной стадии субъект уже имеет в отражении комплекс стимулов, при­чем побуждать деятельность (т.е. являться мотивом) может как один из них, так и сочетание нескольких стимулов, а остальные учитываются как дополнительные при организации исполнительной части деятельности. Если раньше сигнальное воздействие, имею­щее мотивационную функцию, являлось ключевым стимулом и полностью совпадало со всем психическим образом, то теперь ключевым стимулом становится только часть психического образа — один или сочетание стимулов, «обрамленных» дополнительны­ми, не несущими мотивационную функцию (не отнесенными к определенной потребности), а только выполняющими функции ориентации движений субъекта.

Другими словами, то, что объект является пищей и к нему надо приближаться и включать соответствующие паттерны пове­дения (хватать ртом и глотать, а не хватать лапами и прижиматься нижней частью туловища, как при спаривании), определяется по ключевому стимулу (мотиву), а вот как с ним взаимодействовать (конкретная структура движений и их сочетание — в какую сторо­ну и с какой скоростью поворачивать голову, высовывать язык и т. п.) — это определяется по сопутствующим отражаемым каче­ствам объекта. Важно, что эти сопутствующие качества могут кор­ректировать функцию самого ключевого стимула. В сочетании с определенными свойствами объекта ключевой стимул может по­терять свою мотивирующую функцию, а в сочетании с другими — сохранять. Это хорошо иллюстрирует пищевое поведение жабы, описанное А. Н.Леонтьевым (по экспериментам Ф. Бойтендайка). Для жабы ключевым стимулом пищевого поведения является «движущийся мелкий объект» (в природе это объекты питания жабы — насекомые). В экспериментальной ситуации жабе предла­гали «ядовитое» насекомое (осу) и обычную «съедобную» муху. Жабы быстро научались различать по внешнему виду эти объек­ты, совершенно перестав реагировать на несъедобный. В природе жабы отличают шмелей без жала и шмелей с жалом (по мелким признакам формы тела и окраски). В других экспериментах жабам предлагали кусочки бумаги и мух, на которые они сначала реаги-


ровали одинаково (схватыванием), затем бумажки уже не вызы-f вали пищевой реакции. Постепенно жабы научились отличать даж| искусственную муху от настоящей, причем уже не по форме тела, | а по типу движения крыльев.

Потеря ключевым стимулом мотивационного значения на при-.!
мере жабы может быть объяснена примерно так: движущийся!
объект в форме мухи — есть хочется (возникает движение схваты- j
вания, которое принадлежит пищевой сфере и реализуется толь-j
ко в случае актуальности пищевой мотивации), а движущийся?!
объект в форме осы — есть не хочется (образ осы не связывается с
обобщенными моделями объектов пищевой сферы).;

Разделение в деятельности и в отражении мотива и объекта; деятельности иллюстрирует также поведение паука при ловле до-; бычи. Паук при попадании добычи в паутину реагирует на вибра­цию паутины и ориентируется по ней, определяя место нахожде-, ния добычи. Его можно привлечь любым сотрясением паутины и J даже вибрацией камертона. Однако, оказавшись вблизи объекта § (даже если это не муха, а камертон), паук делает движения опу­тывания объекта паутиной, ориентируясь на форму самого объекта. Вибрация для него является пусковым и направляющим стимулом: он ориентируется по ней для нахождения источника вибрации (в сторону увеличения силы раздражителя — таксисное поведение), а также для «включения» и «выключения» движений приближения и опутывания (как только объект перестает вибри­ровать, паук или перестает двигаться, или перестает его опуты­вать). Сами же движения опутывания ориентируются по форме объекта и силе его сопротивления (при этом паук может не толь­ко опутывать, но и кусать жертву), а движение по паутине к до­быче ориентируется по расположению нитей паутины. В природе это очень адаптивное поведение, так как камертон никто под­ставлять не будет, а строение паутины таково, что даже непод­вижная добыча будет колебать паутину в силу своего веса и натя­жения самой сети паутины.

Еще одним примером может служить поведение лягушек в пе­риод размножения. Под воздействием эндогенного фактора сам­цы лягушки весной реагируют на вибрационный стимул актуали­зацией паттернов полового поведения. Они находят источник виб­рации (которым в природе является двигающаяся в воде самка лягушки), обхватывают его и прижимаются нижней поверхностью тела (в природе — поведение, ведущее к синхронному изверже­нию в воду полового материала самца и самки). Локомоторные движения будут строится в зависимости от того, по какому суб­страту передвигается самец (по земле прыжками, по воде плава­нием), манипулятивные — от объекта, на который самец забира­ется сверху и обхватывает его. В природе он забирается на спину самки и с силой обхватывает ее мягкие бока, что стимулирует






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.