Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-психологическая диагностика проблем семьи






Множество социально-психологических проблем семьи можно свести к двум основным группам:

1) общесемейным (супруги, дети, родители супругов);

2) супружеским.

В свою очередь, те и другие распадаются на проблемы более детальные: статусно-ролевых семейных отношений (распределение обязанностей, ведение семейного бюджета и пр.), нормативного по­ведения, конфликтов, совместимости, стиля общения, эмпатии, мо­тивов вступления в брак и разводов (распад семьи).

Одним из главных направлений работы практических психоло­гов является работа с семьей (супругами, родителями и детьми). Ключевой момент в этой работе - получение полной и надежной информации. В отечественной психологии наиболее полно пред­ставлены методики для сбора информации о межсупружеских от­ношениях и менее объемно - о родительски-детских.

Методика PARI предназначена для изучения отношений роди­телей (прежде всего матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли). Авторы - американские психологи Е. С. Шефер и Р.К.Делл.

В методике выделены 23 аспекта-признака, касающиеся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье. Из них 8 признаков описывают отношение к семейной роли и 15 касаются родительски-детских отношений. Эти 15 признаков делятся на 3 группы: 1) оптимальный эмоциональный контакт; 2) излишняя эмоциональная дистанция с ребенком; 3) излишняя концентрация на ребенке [18].

Тест Р. Жиля опубликован в 1959 г. Стимульный материал со­стоит из 42 стандартных картинок, на которых изображены дети или дети и взрослые, а также тестовые задания.

Перед началом работы ребенку сообщается, что от него ждут ответов на вопросы по картинкам. Ребенок рассматривает рисун­ки, слушает или читает вопросы и отвечает на них.

Ребенок должен либо выбрать себе место среди изображенных людей, либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. Он может выбрать его ближе или дальше от определенного лица. В тестовых заданиях ребенку предлагается выбрать типичную форму поведения, причем некоторые задания строятся по типу социометрических.

Таким образом, методика позволяет получить информацию об отношении ребенка к разным окружающим его людям и явлениям.

Простота и схематичность, отличающие методику Р. Жиля от других проективных тестов, не только делают ее легкой для испы­туемого ребенка, но и расширяют возможности относительно боль­шей формализации.

Психологический материал, характеризующий систему лично­стных отношений ребенка, можно условно разделить на две боль­шие группы:

1. Переменные, характеризующие конкретно-личностные отно­шения ребенка: к семейному окружению (мать, отец, бабушка, сест­ра и др.), к другу или подруге, к авторитарному взрослому и т. д.

2. Переменные, характеризующие самого ребенка и прояв­ляющиеся в различных отношениях: общительность, отгорожен­ность, стремление к доминированию, социальная адекватность по­ведения.

Всего выделяют 12 признаков, характеризующих отношение к матери, к отцу; к матери и отцу как семейной чете; к братьям и сестрам; к бабушке и дедушке; к другу; к учителю, а также любо­знательность, стремление к доминированию; общительность, аде­кватность.

Отношение к определенному лицу выражается количеством вы­боров ребенка, исходя из максимального числа заданий, направ­ленных на выявление соответствующего отношения [27].

В семье может складываться патогенная ситуация, обусловлива­ющая состояние глобальной семейной неудовлетворенности. Это резкое расхождение между осознаваемыми или неосознаваемыми ожиданиями индивида по отношению к семье и действительной жизни семьи. Психические травмы семейной этиологии могут быть единичными и повторными, короткими и длительными.

Под семейной тревогой понимаются состояния нередко плохо осознаваемой и плохо локализуемой тревоги у обоих или одного из членов семьи. Для выяснения указанных состояний служит ме­тодика «Типовое семейное состояние».

В рамках обобщенного типа семьи с выраженными нервно-пси­хическими расстройствами выделяют три подтипа: неустойчивый, конструктивный и деструктивный.

Для первого характерны высокая нервно-психическая нагрузка на семью в целом, нарушение семейных взаимоотношений, сни­жение социального статуса семьи. В результате в семье возникает неудовлетворенность, выраженное чувство тревоги и вины.

Конструктивная семья знает личностные особенности индиви­да с нервно-психическими расстройствами, находит значительные резервы влияния на него, т. е. оказывает помощь.

Деструктивная семья снимает нервно-психическое напряжение за счет отчуждения от индивида.

Для диагностики указанных подтипов семьи используется оп­росник «Конструктивно-деструктивная семья» (КДС).

У каждой семьи имеются нормативные представления. Мето­дика «Нормативное сопротивление» (НС) позволяет диагностиро­вать данное явление.

Методика включает набор фактов из жизни различных семей. Каждый такой факт отпечатан на отдельной карточке. Члену семьи предлагается ознакомиться со всеми карточками и ответить себе самому на вопрос: «Если бы вы узнали это о семье знакомого, как бы изменилось ваше отношение к нему?» Затем карточки ранжиру­ются от самого «позорного» факта до наименее «позорного» [37]. Если в левой стороне окажется 12 и более карточек, то имеет место нормативное сопротивление.

Тест «Кинетический рисунок семьи» предложен Р. Бернсом и С.Кауфманом в 1972 г. для диагностики внутрисемейных отноше­ний с точки зрения ребенка. Для выполнения рисунка предлагают стандартный чистый лист бумаги, карандаш 2М, ластик. Дополни­тельно можно предложить цветные карандаши.

В протоколе фиксируется время выполнения задания, все вопро­сы и высказывания испытуемого, ситуация, поправки и пр.

Беседа после окончания рисования включает в себя примерно такие вопросы:

1. Кто нарисован на рисунке?

2. Что делает каждый член семьи?

3. Где они находятся?

4. Им весело или скучно?

5. Кто из них самый счастливый и почему?

6. Кто самый несчастный, почему?

Кроме вопросов ребенку можно предложить решение несколь­ких ситуаций для выявления позитивных и негативных отношений в семье:

1. Представь себе, что ты имеешь два билета в цирк. Кого бы ты позвал пойти с собой?

2. Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он?

3. Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для куклы), и у тебя не получается. Кого ты позовешь на помощь?

4. Ты имеешь N число билетов (на один меньше, чем членов в семье) на интересную кинокартину. Кто останется дома?

5. Представь себе, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел там пожить?

6. Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но вас одним человеком больше, чем надо. Кто не будет играть? [1 ].

Тест-опросник удовлетворенности браком (ОУБ), разработан­ный В. В. Столиным, Т. Л. Романовой, Г. П. Бутенко, предназначен для экспресс-диагностики степени удовлетворенности-неудовлет­воренности браком, а также степени согласования-рассогласова­ния браком у той или иной социальный группы.

Опросник представляет собой одномерную шкалу, состоящую из 24 утверждений, относящихся к различным сферам: восприятия себя и партнера, мнения, оценки, установки и т.д. Каждому ут­верждению соответствуют три варианта ответа: а) верно; б) труд­но сказать; в) неверно.

Имеются популярные тесты о ревности, взаимопонимании суп­ругов и т. д. [28].

Практические социальные психологи должны знать, что помимо муниципальных служб существуют научные центры исследования семьи, опытные специалисты которых способны всегда оказать помощь в установлении диагноза. Кроме того, по проблемам се­мьи проводятся конференции, издаются журналы. Все это создает условия для повышения эффективности социально-психологиче­ской диагностики проблем семьи.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.