Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-психологическая диагностика личности






Практикующий социальный психолог должен иметь четкие представления об объекте изучения, знать его индикаторы (пока­затели), видеть социально-психологическое явление, уметь подо­брать адекватную диагностическую методику и грамотно в про-

цедурном отношении провести диагностику. Это общее положение абсолютно верно и для диагностики социально-психологических характеристик личности: ментальности и т.д.

Сущность ментальности З.Фрейд выразил во фразе: «Человек привязан к прошлому, как раб к галерам». В ментальности выра­жается сущность социотипа, т. е. влияние этнопсихологии, нацио­нальных традиций, ценностей, образов, мифов, стереотипов и т.д. Понятия «ментальность», «социотип», «архетип» взаимосвязаны. Ментальность - важнейшая социально-психологическая характе­ристика личности. Она проявляется в социальных представлениях, ценностно-смысловой сфере, мотивационной сфере, направленно­сти, жизненном пути и целях личности.

В архетипе выражается социальный быт человечества, связан­ный с реализацией ряда базовых, универсальных модусов бытия человека; отношения с природой, процесс становления члена со­циума, личностное самоопределение. Это процесс становления «Я», некая универсальная, константная модель восприятия, выра­женная в символическом языке образа и мифологическом созна­нии [20].

Понять ментальность помогает анализ сказок, пословиц, пого­ворок, песен, былин, мифов художественной литературы с по­мощью методов психосемантики (Петренко В. Ф. Психосемантика сознания. -М., 1998).

Ценностно-смысловая сфера человека неотделима от менталь­ности.

Ценность - явное или неявное представление о желательном, которое влияет на выбор из возможных вариантов, типов, средств и целей действий. В то же время ценности связаны со смыслом жизни человека. По словам В.Франкла, есть «смыслы, которые разделя­ются множеством людей на протяжении истории. Эти смыслы и есть то, что понимается под ценностями. Таким образом, ценно­сти можно определить как универсали смысла. Обладание ценно­стями облегчает для человека поиск смысла» [32].

Смысловая сфера представляет собой сложную структуру, не­сводимую к однотипным элементам. Ее составляющие отличаются различным уровнем осознанности, динамикой изменений и спе­цификой воздействия на поведение. В смысловой сфере выделяют такие структуры, как личностный смысл, смысловая установка, смысловая диспозиция, личностная ценность, смыслообразующий мотив и смысловой конструкт.

Наиболее близким психическим образованием в отношении смысловой сферы является мотивация. И мотивы, и смыслы внут­ренне детерминируют поведение личности, однако устойчивость и глубина их различны. В определенной степени можно утверждать, что смысловые образования и мотивы находятся в иерархически соподчиненных отношениях (мотивы как более низкий уровень).

Динамика изменений смысловой сферы тесно связана с жиз­ненным путем личности. Она проявляется в направленности, жиз­ненных планах и целях личности.

В определенной иерархической связи с ментальностью находит­ся не только ценностно-смысловая, но и мотивационная сфера лич­ности, которая выступает, по существу, как ее социально-психоло­гическая характеристика, означающая единство личностных и си­туационных особенностей.

Мотивация в отличие от мотивов объясняет жизненный путь, направленность и цели личности [26]. От мотивации зависит, как и в каком направлении будут использованы различные интересы и устремления человека.

Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отноше­ний, ядро мотивации, жизненной концепции и смысла жизни.

Наиболее распространенной в настоящее время является мето­дика изучения ценностных ориентаций М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей.

Различают два класса ценностей:

- терминальные - ценности цели;

- инструментальные - ценности средства.

Респонденту предъявляется 2 списка ценностей (по 18 в каж­дом) либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на кар­точках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ран­говый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные резуль­таты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей [18].

Для определения направленности личности широко использу­ется ориентационная анкета (опросник) Б. М. Басса.

Анкета состоит из 27 пунктов суждений, по каждому из кото­рых возможны 3 варианта ответов, соответствующие трем ви­дам направленности личности. Респондент должен выбрать один ответ, который в наибольшей степени выражает его мнение или соответствует реальности, и еще один, который, наоборот, наи­более далек от его мнения или же наименее соответствует реаль­ности. Ответ «наиболее» получает 2 балла, «наименее» - 0, ос­тавшиеся невыбранными - 1 балл. Баллы, набранные по всем 27 пунктам, суммируются для каждого вида направленности от­дельно.

С помощью методики выявляются следующие виды направлен­ности:

- на себя (Я) - ориентация на прямое вознаграждение, агрес­сивность в достижении статуса, тревожность;

- на общение (О) - стремление при любых условиях поддержи­вать контакты с людьми, ориентация на социальное одобрение;

- направленность на дело (Д) - заинтересованность в решении деловых проблем, ориентация на деловое сотрудничество, способ­ность в интересах дела отстаивать собственное мнение [33].

Методика предельных смыслов используется в качестве качест­венно-количественного анализа особенностей содержательно смы­словой структуры мировоззрения. По своему характеру она близ­ка проективным и смыслоглубинным методам исследования лич­ности.

В данной методике испытуемому предлагают ответить на воп­рос: зачем люди занимаются какой-либо деятельностью? После ответа вновь задается вопрос «зачем?», но уже по отношению к ответу, который дал испытуемый, и так продолжается до тех пор, пока не появится последний ответ, который несет предельную смысловую нагрузку.

Тест смысложизненных ориентаций является адаптированной версией теста «цель в жизни» Д. Крамбо и Л. Махолика. Методика была разработана авторами на основе теории стремления к смыс­лу и логотерапии В. Франкла в 1990 г.; она преследовала цель им-перической валидизации ряда представлений из этой теории. Суть этих представлений заключается в том, что неудача в поиске че­ловеком смысла своей жизни (экзистенциальная фрустрация) яв­ляется причиной особого класса душевных заболеваний. «Цель в жизни», которую диагностирует методика, авторы определяют как переживание индивидом онтологической значимости жизни.

Оригинальная методика представляет собой набор из 20 шкал [15].

Методика «Осознанность жизненных целей» состоит из двух шкал - шкалы А «Отношение к жизни» и шкалы Б «Структуриро­ванность свободного времени». Последняя показывает, как глу­бина и осознанность жизненных целей человека проявляются че­рез структуру свободного времени [30].

Для определения деловых и коммуникативных предпочтений личности применяют 3 шкалы: коммуникативных, деловые пред­почтений и шкалу неискренности («итеф-центр»).

Методика Б. Додонова позволяет диагностировать 10 видов эмо­циональных направленностей личности:

1) альтруистическая - потребность в содействии и помощи;

2) коммуникативная - потребность в общении, дружеских от­ношениях;

3) глорическая - потребность в самоутверждении;

4) праксическая - ценностные переживания, связанные с реали­зацией деятельности, которая нужна субъекту сама по себе;

5) пугническая - потребность в преодолении опасности, на базе которой возникает интерес к борьбе;

6) романтическая - стремление ко всему необычному;

7) гностическая - стремление к познанию;

8) эстетическая - стремление к чувству прекрасного;

9) гедонистическая - выражение потребности в телесном и ду­шевном комфорте;

10) акизитивная - тяга к коллекционированию вещей, выходя­щему за пределы практической нужды в них («итеф-центр»).

Для измерения мотивации достижения используется тест А. Мех-рабиана, а также другие методики, в том числе М. Ш. Магомед-Эминова. Данные методики применяются для диагностики мотивов стремления к успеху и избегания неудач. При этом оценивается, какой из этих двух мотивов доминирует. Тест представляет собой опросник, имеющий две формы - мужскую (форма А) и женскую (форма Б).

Для измерения мотивации аффиляции - стремления к приня­тию (СП) и страха отвержения (СО), - как правило, применяют тест А. Мехрабиана и его модификации М. Ш. Магомед-Эминова.

Исследование мотивационной сферы производится и с помо­щью теста юмористических фраз (А. Г. Шмелева и В. С. Бабина).

Испытуемому предлагается по инструкции разложить карточ­ки с юмористическими фразами строго по тематике [28].

Для исследования интересов и профессиональной ориентации личности используется «Карта интересов» и «Дифференциально-диагностический опросник» (Е. А. Климов).

В целях изучения направленности личности нередко также прак­тикуется применение методики «Незаконченные предложения» [18].

Данная методика относится к группе проективных тестов, со­стоит из 60 незаконченных предложений.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.