Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Модель структуры качеств личности по К.К. Платонову






На рисунке 1 представлена модель структуры качеств личности, в основе которой лежит разработанная русским психологом К. К. Платоновым классификация.


Рис. 1. Модель структуры качеств личности по К.К. Платонову

В качествах личности сочетаются наследственные (био­логические) и приобретённые при жизни (социальные) ком­поненты. По их соотношению в структуре личности К.К. Платонов разделил все качества на четыре иерархичес­ких уровня-подструктуры.

1. Уровень темперамента включает качества, наибо­лее обусловленные наследственностью; они связаны с инди­видуальными особенностями нервной системы человека (особенности потребностей и инстинктов, половые, возраст­ные, национальные и некоторые другие качества личности).

2. Уровень особенностей психических процессов обра­зуют качества, характеризующие индивидуальный характер ощущений, восприятия, воображения, внимания, памяти,



ВВЕДЕНИЕ


Структура качеств личности ребёнка



 


мышления, чувств, воли. Мыслительные логические опера­ции (ассоциации, сравнения, абстрагирование, индукция, де­дукция и т.п.), называемые способами умственных действий (СУД), играют огромную роль в процессе обучения.

3. Уровень опыта личности. Сюда входят такие каче­ства, как знания, умения, навыки, привычки. В них выделяют те, которые формируются в процессе изучения школьных учебных дисциплин — ЗУНы, и те, которые приобретаются в трудовой, практической деятельности — СДП (сфера дейст­венно-практическая).

4. Уровень направленности личности объединяет со­циальные по содержанию качества, определяющие отноше­ние человека к окружающему миру, служащие направляю­щей и регулирующей психологической основой его поведе­ния: интересы, взгляды, убеждения, социальные установки, ценностные ориентации, морально-этические принципы и мировоззрение.

Названные уровни можно представить в виде концент­рических слоев, в центре которых находится ядро биологиче­ски обусловленных качеств, а оболочку образует «направ­ленность» — комплекс социальных качеств человека.

Однако в структуре личности имеются качества, которые могут проявляться на всех уровнях, как бы «пронизывая» их по радиусам. Эти качества, точнее, интегральные группы ка­честв: потребности, характер, способности и Я-концепция личности образуют вместе с уровнями определённый «кар­кас» личности. Все группы качеств личности тесно взаимосвя­заны, обусловливают, взаимопереходят и зачастую компенси­руют друг друга, образуя сложнейшую целостную систему.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.