Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Способы умственных действий (СУД)







 


Существует много различных классификаций ЗУН. Для ана­лиза педагогических процессов имеют значение следующие. По локализации выделяют такие группы знаний (ЗУН):

индивидуальные знания (сознание) — совокупность за­пёчатлённых памятью чувственных (образных) и умствен­ных (знаковых) образов и их связей, возникавших при взаи­модействии индивида с действительностью, его личный опыт познания, общения, способов деятельности;

общественные знания — продукт обобщения, объекти­визации, обобществления результатов индивидуальных по­знавательных процессов, выраженный в языке, науке, техни­ке, материальных и духовных ценностях, созданных поколе­ниями людей, цивилизацией.

Обучение представляет собой «перевод» общественных ЗУН в индивидуальные.

По форме отражения:

образные, представленные в образах, воспринятых ор­ганами чувств;

знаковые, вербальные знания, закодированные в знако­вой, языковой форме, теоретические знания;

вещественные, существующие в предметах труда, ис­кусства — овеществлённые результаты деятельности;

процедурные — те, которые заключены в текущей дея­тельности людей, их умениях и навыках, в технологии, про­цедуре трудового и творческого процесса.

По области и предмету познания; гуманитарные и точные математические науки, философия, живая и неживая природа, общество, техника, искусство, литература.

По психологическому уровню выделяют: знание — уз­навание, знание — воспроизведение, знание — понимание, знание — применение, знание — убеждение — потребность.

По степени обобщённости: факты, связи-ассоциации, понятия, категории, законы, теории, методологические зна­ния, оценочные знания.

Умение определяется как способность личности к эф­фективному выполнению определённой деятельности на ос­нове имеющихся знаний в изменённых или новых условиях.


Навыки — это способность выполнять какие-либо действия автоматически, без поэлементного контроля.

Сложное умение включает и использует и знания, и бо­лее простые навыки личности.

ЗУНы определяют так называемую обученность лич­ности, т.е. объём сведений, информации, имеющихся в памя­ти, и элементарных умений и навыков по их воспроизведе­нию. Интеллектуальные умения по применению и творчес­кому преобразованию информации относятся уже к другой группе качеств личности — способам умственных действий.

Обученность — уровень и качество знаний, умений и навыков учащихся; состояние и сформированность реаль­ной учебной деятельности — «умения учиться», приёмов самостоятельного поиска знаний и самообразования.

Способы умственных действий (СУД)

Ребёнок — не кувшин, который надо наполнить, а лампада, которую следует зажечь.

Средневековые гуманисты

Мышление представляет собой процессы познания че­ловеком объектов и явлений окружающего мира и их связей, решения жизненно важных задач, поиска неизвестного, пред­видения будущего.

Способы, которыми осуществляется мышление, назы­ваются способами умственных действий (СУД). Их мож­но классифицировать следующим образом:

1) по характеру преобладающих средств мышления:
предметно-действенные, наглядно-образные, абстрактные,
интуитивные;

2) по логической схеме процесса: сравнение, анализ, аб­страгирование, обобщение, синтез, классификация, индук­ция, дедукция, инверсия, рефлексия, антиципция, гипотеза, эксперимент и др.;

3) по форме результата: создание нового образа, опреде­ление понятия, суждение, умозаключение, теорема, законо­мерность, закон, теория;







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.