Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. I) ||>нгтиые и индивидуальные особенности личности







I)" ||> нгтиые и индивидуальные особенности личности


 


подходов критериях. С точки зрения возрастной психологии критерии классификации определяются прежде всего кон­кретно-историческими, социально-экономическими услови­ями воспитания и развития, которые соотносятся не только с разными видами деятельности, но и с возрастной физиологи­ей, и созреванием психических функций, которые определя­ют само развитие и принципы обучения.

В качестве критерия возрастной периодизации Л.С. Выготский рассматривал психические новообразова­ния, характерные именно для конкретного этапа развития. Им были выделены «стабильные» и «нестабильные» (кри­тические) периоды развития. Выготский придавал опреде­ляющее значение периоду кризиса как времени, когда про­исходит качественная перестройка функций и отношений ребёнка. В эти же периоды происходят значительные изме­нения в развитии его личности. Согласно Л.С. Выготскому, переход от одного возраста к другому происходит револю­ционным путём.

В качестве критерия возрастной периодизации А.Н. Ле­онтьев, Д.Б. Эльконин рассматривали ведущие деятельнос­ти, которые и определяют возникновение и формирование основных психологических новообразований, главнейшие изменения в психических процессах и психологических осо­бенностях личности ребёнка на данной стадии, конкретном этапе развития.

Реально возрастная периодизация каждого человека за­висит от условий его развития, особенностей созревания морфологических структур, ответственных за развитие, а также от внутренней позиции самого человека, которая опре­деляет развитие на более поздних этапах онтогенеза. Для каждого возраста существует своя специфическая «социаль­ная ситуация», свои «ведущие психические функции» (Л.С. Выготский) и своя ведущая деятельность (А.Н. Леон­тьев, Д.Б. Эльконин). Соотношение внешних социальных ус­ловий и внутренних условий созревания высших психичес­ких функций определяет общее движение развития, «зону ближайшего развития» и развитие личности. На каждом возрастном этапе обнаруживается избирательная чувстви-


Ильность, восприимчивость к внешним воздействиям — *сензитивностъ». Л.С; Выготский придавал сензитивным периодам определяющее значение: преждевременное или за­паздывающее по отношению к этому периоду обучение ока­пи кается недостаточно эффективным.

Одна из наиболее научно-продуктивных концепций пе­риодизации возрастного развития личности принадлежит Д.1>. Эльконину. При построении периодизации Эльконин влил за основу идеи Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева. Её ос­новные положения:

—возрастное развитие как общее изменение личнос­ти, формирование нового плана отражения действительно­сти, изменение в деятельности и жизненной позиции, уста­новление особых взаимоотношений с окружающими, фор­мирование новых мотивов поведения и ценностных;

конкретно-историческое понимание природы дет­ства: каждая историческая эпоха, каждое общество порожда­ют собственную периодизацию психического развития дет­ства, границы и содержание которого определяются конкрет­но-исторической ситуацией развития ребёнка;

диалектичность развития: как внутренне детерми-нированного процесса (т.е. детерминированном не случай­ным набором внешних обстоятельств, а внутренними проти­воречиями);

стадиальность развития: изменения накапливают-щ медленно, затем происходит скачок и обнаруживается воз­растное новообразование. Чередуясь со стабильными, крити­ческие (кризисные) периоды являются поворотными пунк-1ами развития;

кризисность: кризисные возрастные периоды отли­чай > гея тем, что на протяжении относительно короткого вре­мени происходят выраженные психологические сдвиги, из­менения в личности ребёнка. Развитие принимает бурный характер революционного процесса. Ребёнок в этом возрасте ■ 1.Ш0ВИТСЯ относительно трудновоспитуемым. Происходит ми оттого, что изменение педагогической системы, применя­емой к ребёнку, не поспевает за быстрыми изменениями его цичности (Л.С. Выготский);


20-


ВВЕДЕНИГ' Мнарастпые и индивидуальные особенности личности



 


деятельностная интерпретация психического раз­вития ребёнка: вся психическая жизнь ребёнка рассматрива­ется как процесс непрерывной смены деятельностей, причём на каждом возрастном этапе выделяется «ведущая деятель­ностью, с усвоением структур которой связаны главнейшие психологические новообразования данного возраста.

Схема периодизации по Д.Б. Эльконину выглядит сле­дующим образом (см. рис. 4).

В развитии ребёнка выделяются три эпохи: «раннее детство», «детство», «подростковый возраст».

Каждая эпоха детства состоит из закономерно связан­ных между собой двух периодов. Она открывается перио-


ВОМ, в котором идёт преимущественное усвоение задач, мо-i пиов и норм человеческой деятельности и развитие моти­национно-потребностной сферы. Между двумя аспектами ■ едущей деятельности — операционально-техническим («ребёнок — вещь») и эмоционально-мотивационным («ребёнок — взрослый») имеется скрытое диалектическое противоречие.

За периодами, в которых происходит преимуществен­ное развитие мотивационно-потребностной сферы, законо­мерно следуют периоды, в которых идёт преимущественное формирование операционно-технических возможностей цетей, и наоборот. Здесь подготавливается переход ко второ­му периоду, в котором происходит преимущественное усвое­ние способов действий с предметами и формирование опера-пион но-технических возможностей.

Кризис новорождённости (0-2 месяца)

Кризис новорождённости отделяет эмбриональный пе­риод развития от младенческого.

Центральное новообразование индивидуальная психическая жизнь. Жизнь новорождённого становится, во-периых, индивидуальным существованием, отделённым от материнского организма, жизнью, которая, как всякое инди-нпдуальное бытие человека, вплетена в социальную жизнь окружающих людей; во-вторых, эта индивидуальная жизнь чмляется психической жизнью, ибо только психическая жизнь может быть частью социальной жизни окружающих ребёнка людей.

Период младенчества (Г период, I эпоха, 2 месяца — I год)

Ведущая деятельность — непосредственно-эмоцио-
п.ип.ное общение со взрослыми, на фоне и внутри которого
формируются ориентированные и сенсомоторно-манипуля-
мшные действия. •

Центральные новообразования — потребность во впе­чатлениях (Л.И. Божович), потребность в общении со взрос­шими (B.C. Мухина).







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.