Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Донжуаны, казановы и другие






Один из крупнейших философов нашего века Жан-Поль Сартр и не менее известная писательница Симона де Бовуар полвека были единомышленниками, друзьями и любовниками. Бовуар восхищалась его работами, талантом, множество раз называла Сартра великим философом. Сартр писал ей “Ты не только вся моя жизнь, ты моя гордость”. Бовуар и Сартр отрицали институт брака, не жили под одной крышей, но никогда не расставались в мыслях, не тяготились душевной привязанностью. Когда не могли видеться, обменивались проникновенными письмами.

Принятого в молодости принципа - быть вместе, но при этом оставаться свободными, могли всю жизнь неукоснительно придерживаться только люди необыкновенные. Жизнь в разных городах, служба Сартра в армии, череда любовников разных возрастов, общие любовницы и любовники, длительные романы... ничто не разрушило их преданность друг другу, преданность не ограничивающую свободу каждого. Страсти вспыхивали, полыхали пожаром... и гасли.

Этот необычный союз поддерживало еще одно условие, выдвинутое с самого начала Симоной: полная откровенность, обязательство рассказывать друг другу абсолютно все. Знание и понимание чувств другого для двух незаурядных творческих натур оказалось сильнее уз законного брака. Это условие было оговорено однажды и выдержало испытание жизнью.

Кончина Сартра была для Симоны огромным потрясением. С ним ушел интерес к жизни. Остаток дней она провела в квартире с окнами, выходящими на кладбище Монпарнас, где покоился прах друга. Симона де Бовуар умерла через шесть лет после него, почти день в день, и была похоронена рядом с ним.

Даже сильные страсти не могут разорвать глубокие межличностные отношения, длительную эмоциональную привязанность. Это относится не только к таким необыкновенным людям как Сартр и Бовуар. Однако, хотя и реже, страсть может оказаться сильнее. Это зависит от ряда личностных качеств, например, от того, в какой степени человек подвержен страстям.

Тип полоролевого поведения зависит не столько от подверженности любовной страсти, сколько от особенностей личностного развития, отношения к противоположному полу. Пожалуй, чаще других обсуждается донжуанское поведение. Его толкование в научной литературе отличается от тех образов, которые созданы художественными произведениями. Обратимся к психологическому пониманию этого явления. Что для него характерно? Особенностями донжуанского поведения считают:

- избегание глубоких привязанностей, частая смена стремительно покоренных партнерш;

- сексуальные приключения самоценны, это - главное в жизни;

- отсутствие интереса к женщине как личности, пренебрежение к ее переживаниям и ожиданиям, безразличие к дальнейшей судьбе.

В психологических и сексологических трактовках образ донжуана выглядит не столь привлекательным, как в художественных описаниях. Избегание глубоких эмоциональных отношений, неспособность к их установлению говорит о неблагополучии в личностном развитии. Боязнь доверительных отношений, духовной близости связана с заниженной самооценкой, с неуверенностью в себе. Донжуан нуждается в эмоциональной близости, но боится ее. В этом он не признается ни другим, ни себе.

Польский ученый Збигнев Лев-Старович считает, что можно говорить о “комплексе донжуана”, в котором возможны различные акценты.

1) Чувство гордости, которое возникает у мужчины из-за наличия полового члена. Донжуан полагает, что, женщины созданы для того, чтобы приносить удовольствие мужчинам. Если женщина не дает победить себя быстро, то делает это только для того, чтобы продлить удовольствие от игры.

Окружающие женщины могут в определенной степени способствовать тому, чтоб у мужчины с привлекательной внешностью формировался комплекс Нарцисса и возникала гордость из-за принадлежности к “лучшему полу”.

2) Боязнь импотенции. Чтобы избавиться от переживаний, связанных с комплексом импотенции, используется такое доказательство своей полноценности, как количество “побед” над женщинами.

3) Негармоничное развитие личности, прежде всего, эмоциональной сферы, проявляющиеся в неспособности к устойчивым контактам и доверительным отношениям, боязнь их, избегание душевной близости.

4) Взгляд на половые отношения как форму самореализации. Вера в то, что количество любовных связей поднимает престиж в глазах окружающих.

Донжуан не обязательно пропащий для семейной жизни мужчина. У каждого человека личностное развитие продолжается в течение всей жизни, донжуан с годами также меняется. Потребность в эмоциональном тепле нередко заставляет его остановиться, и он останавливается. Замечено, что внешняя привлекательность его избранницы может вовсе не соответствовать продолжительности донжуанского поиска.

Искатель ” как тип при поверхностном взгляде сходен с донжуаном: повышенный интерес к женщинам, частая смена партнерш, быстрые победы. Но за этим стоит иное отношение к женщине - интерес к женщине как к индивидуальности, стремление постичь ее душу, настроиться на ее волну, соответствовать ее потребностям. Ему свойственно поклонение, и всем женщинам вообще, и той, что находится перед ним. В ухаживании он создает атмосферу романа. “Искатель” познает загадку женщины, ищет свой идеал, испытывает свои способности доставлять радость.

Данные типы полового поведения присущи не только мужчинам. Вероятно, применительно к женщинам она должны получить какое-то иное название, но это несущественно меняет суть дела. Соблазняющая и тут же покидающая мужчин женщина - донжуан в юбке. Она ведет себя активно: выбирает, пленяет, соблазняет и бросает покоренного мужчину на подъеме чувства влюбленности. Это поведение может быть некоторым заменителем самореализации. Стремясь покорить понравившегося мужчину, она может испытывать сильные чувства. Но одна эта особенность переживаний не раскрывает всей сути движений души. Всплеск страсти и глубина чувства - разные явления. “... Страсти сами себя возбуждают ” - говорил Цицерон.

Для развития личности необходимы любовные переживания, без них оно не будет полноценным. И наоборот, глубокие, устойчивые любовные отношения возможны у людей личностно, эмоционально зрелых. Масштаб личности определяет силу любви. Большая любовь - один из путей реализации себя, наполнения жизни смыслом.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.