Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретическая часть. В своем труде «биопсихология и смежные науки» (петроград, 1923)






В своем труде «Биопсихология и смежные науки» (Петроград, 1923). В.А. Вагнер выделил следующие методы зоо– и сравнительной психологии: субъективный, биологический, филогенетический, онтогенетический, биогенетический.

Субъективный метод по В.А. Вагнеру в зоопсихологии и сравнительной психологии состоит в измерении психики животных масштабом психики человека.

Основная формула субъективного метода была дана Вундтом: она гласит, что единственное правило, на основании которого мы и можем судить о действиях животных, состоит в том, чтобы мерить их психику масштабом нашей собственной психики. В. Вагнер считал эту формулу, безусловно, ошибочной и понимал задачу как раз наоборот: «Мы никогда не должны судить о действиях животных, меряя их только масштабом собственной психики, если хотим получить научные заключения, а не собрание очерков и сообщений, которые, быть может, несколько резко, осторожные натуралисты называют «анекдотической зоологией».

Биологический метод по В.А. Вагнеру в зоопсихологии и сравнительной психологии состоит в изучении психики группы живых организмов на основе сравнения их поведения с поведением тех живых существ, которые предшествуют в эволюции данной группе и которые следуют за ней. Метод этот исходит из совершенно противоположной субъективному методу точки отправления (не от человека, а к человеку) и держится других приемов сравнения.

Ученый, желающий придерживаться в своих исследованиях этого метода, должен помнить, что животные организмы, в смысле их психологии, не являются существами изолированными; они связаны между собой многочисленными нитями. Поэтому для понимания психики одного из них, или одной группы, необходимо сравнение ее представителей не с конечной формой животных существ – не с человеком, а с формами, непосредственно предшествующими данной группе и за ней следующими. Другими словами, необходимо и в области сравнительной психологии делать то же, что делает для решения одной части своих задач сравнительная анатомия, подвергая сравнению структуру органов родственных форм между собой и идя от простого к сложному. Этот прием изучения вопросов сравнительной психологии еще не исчерпывает собой, однако, объективного биологического метода науки; недостаточно сравнения явлений психики одних животных с другими в их конечном развитии, необходимо еще друг с другом, начиная с первых моментов ее проявления и до последних ее моментов.

Отсюда по В.А. Вагнеру два пути сравнительного изучения предмета объективным методом:

1) сравнения делаются по материалу, в основе которого лежат факты из жизни вида; в этом случае руководящей нитью исследования будут данные учения о генеалогическом родстве организмов, с которым связана и эволюция психики в царстве животных (изучение сравнительной психологии таким приемом биологического метода можно назвать филогенетическим);

2) сравнения делаются по материалу, в основе которого лежат факты из жизни особи, с момента, когда она начинает психически реагировать на воздействия среды, до ее смерти (такой прием биологического метода в изучении сравнительной психологии можно назвать онтогенетическим: эволюция психики индивида составляет его ближайшую задачу).

Филогенетический метод по В.А. Вагнеру в зоопсихологии и сравнительной психологиисостоит в изучении истории развития психики живых существ и выявлении ее качественных отличий у различных представителей животного мира. Метод этот, как известно, в сравнительной психологии является в такой же степени могущественным и важным, как и в вопросах эволюции животных форм вообще. И там и тут материал исследования существенно один и тот же: если не все, то многое из того, что нарождалось, что изменялось, как изменялось, что и как атрофировалось и что заменялось новым, – представлено в той или другой группе животного царства сегодня, как тысячи лет назад. Подобно тому, как законы развития и природу языка европейцев мы можем познать, располагая для этого живым языком людей земного шара, так законы сравнительной психологии мы можем познать путем изучения ее живых элементов у современных нам представителей животной жизни. Для этого необходима такая масса фактического материала, что до настоящего времени филогенетический метод в сравнительной психологии является скорее теоретически желательным, чем практически осуществленным.

Такая масса материала необходима потому, что изучение предмета этим методом требует следующих ступеней сравнения. Первая ступень – самая важная и безусловно необходимая, без которой никакие научные выводы невозможны, – это сравнительное изучение явления в пределах самого вида, у которого оно исследуется; чем больше сделано в этом отношении для понимания и выяснения явления, тем вернее и научнее можно считать устанавливаемые по его поводу заключения. Вторая ступень – изучение явления путем сравнения его в пределах родов одного семейства. Эта ступень в изучении явлений также очень важна для установления правильных заключений. Третья ступень – изучение явления путем сопоставления семейств, отрядов и классов. Наконец, последняя, четвертая ступень – подобное же изучение типов животного царства.

Это допустимо лишь по отношению к организмам, подлежащим сравнению с человеком на основании данных иного порядка, определяемых методом сравнительной анатомии. Как только этот последний указатель свидетельствует нам о глубоком различии сравниваемых организмов, так аналогии на почве психических явлений тем самым утрачивают всякое значение и не должны иметь места.

Собрав необходимое количество материала и получив возможность расположить его в один или несколько генетических рядов, есть возможность ответить на вопрос о том, с какого конца этого ряда следует начинать. Например, ученый указывает ряд форм: а, Ь, с, d, e, и, доказав их генетическую связь между собой, делает заключение о том, что развитие их шло от а к е. Однако конечное резюме автора о том, что развитие шло от а к с, признать доказанным нельзя. Ряд есть, но где его начало и конец – это вопрос спорный и требует для своего решения хорошо обоснованных данных, которых для этого может быть недостаточно.

Таковы главнейшие затруднения, которые ожидают исследователя при решении вопроса сравнительной психологии на основании данных филогенетических инстинктов.

Но ни ошибки, ни затруднения не могут, разумеется, отнять у генетического метода исследования того огромного значения, которое он может и должен иметь в решении самых сложных вопросов нашей науки, и не могут умалить важности заключений, которые уже удалось в ней установить.

Онтогенетический метод по В.А. Вагнеру в зоопсихологии и сравнительной психологиисостоит в изучении изменений психики у конкретного представителя живых существ в процессе его жизни. Метод онтогенеза, как и метод филогенетический, дает неоценимый материал для выяснения многих вопросов зоопсихологии. Под онтогенетическим методом изучения психики животных понимают изучение предмета по материалу, который представляется этой психикой в разные периоды жизни особи, начиная с момента, когда она начинает психически реагировать на воздействия среды до её смерти. Эволюция психики индивида – это зона ближайшей её задачи.

Биогенетический метод по В.А. Вагнеру в зоопсихологии и сравнительной психологиисостоит в изучении развитии особи, которая повторяет собой развитие вида (онтогенез повторяет филогенез).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.