Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правила выработки навыков у собак при классической дрессировке.






Навыки – это действия собаки, которые в результате длительного повторения в ответ на действия раздражителя стали проявляться как бы автоматически. Навыки животных неосознанны. Они вырабатываются в ходе приспособления к окружающим условиям и целенаправленной дрессировки. Например, навык на команду «ко мне» состоит из нескольких условных рефлексов, находящихся между собой в определенном сочетании. Во–первых, проявляется рефлекс движения собаки к дрессировщику, во–вторых, собака садится около дрессировщика, и, в–третьих, проявляется тормозной рефлекс, обеспечивающий выдержку собаки в занятом положении. Процесс выработки навыка у собак можно условно разделить на три

стадии.

I стадия. Дрессировщик подбирает условия без сильных посторонних раздражителей и начинает выработку первоначального условного рефлекса, входящего в состав навыка. Например, навык подносить предметы начинают с выработки у собаки по команде «апорт» хватки за предмет, находящийся в руках дрессировщика.

II стадия. Совершенствуя первоначальный условный рефлекс, начинают последовательную выработку новых рефлексов, входящих в состав данного навыка. Например, хватательный рефлекс за предмет по команде «апорт» дополняется выработкой новых рефлексов: сначала собаку приучают брать предмет, брошенный вблизи, затем отыскивать предмет, заброшенный далеко, приучают брать его зубами и подносить дрессировщику. Таким образом вырабатывается навык в целом.

III стадия. Продолжается усвоение выработанного во второй стадии навыка до автоматического его выполнения по команде дрессировщика в разнообразных условиях и при наличии отвлекающих раздражителей. Как уже говорилось, выработанный навык состоит из последовательно проявляющихся нескольких условных рефлексов. Такое явление обычно называют динамическим стереотипом, так как на основе одного навыка вырабатывают следующий и т.д. Более простые навыки входят, как правило, в состав более сложных. Чем прочнее выработаны определенные стереотипные движения (навыки) в процессе дрессировки, тем безотказнее работа собаки при ее служебном использовании.

При дрессировке собак необходимо соблюдать следующие правила:

1) наличие двух раздражителей: один должен быть условным (например, команда), второй – безусловным (рывок поводком, пища);

2) выработка условного рефлекса должна основываться на базе обязательного сильного безусловного рефлекса. Только в этом случае выработается достаточно стойкий условный рефлекс и в более короткое время. Поэтому если условный рефлекс вырабатывается на базе безусловного пищевого, то собаку перед работой рекомендуется не кормить;

3) сила возбуждения собаки на безусловный раздражитель должна быть большей, чем на условный сигнал, хотя четкость и приказная интонация команды тоже обязательны. Так, например, нажим рукой на собаку должен быть достаточной силы, четким, кратковременным. Если команду «сидеть» подавать даже очень громко, но на поясницу не нажимать, а лишь прикасаться к ней, то есть оказывать слабое раздражение, то рефлекс не образуется. Но сила раздражителей должна соответствовать особенностям нервной системы собаки;

4) условный и безусловный раздражители нужно правильно сочетать во времени. Безусловный раздражитель применяют через 1–2 с. после условного. Например, подается команда «рядом» и через 1–2 с. делается рывок поводком;

5) раздражители (условные и безусловные) должны применяться однократно. Повторять их действие можно примерно через 2–3 мин. В течение дня рекомендуется делать до 15–40 упражнений при выработке навыков на пищевом подкреплении и до 15–20 упражнений при выработке оборонительных рефлексов. Однако когда вырабатываемый навык упрочивается, необходимо изменять режим упражнений и время между упражнениями то сокращать, то удлинять;

6) при дрессировке в первое время должны отсутствовать посторонние раздражители, так как они вызывают ориентировочный рефлекс, а значит, отвлекают собаку, мешая выработке нужного рефлекса. Однако когда условный рефлекс уже выработан, обстановку следует постепенно усложнять, чтобы собака могла работать в любых сложных условиях;

7) команды следует подавать четко, однократно, без лишних слов и крика;

8) дрессируемая собака должна иметь нормальную работоспособность нервной системы, то есть быть здоровой, бодрой. У вялой, больной собаки рефлексы не образуются;

9) обращаться с собакой нужно спокойно, бережно. При грубом обращении условные рефлексы у собаки не образуются: этот процесс тормозится защитными реакциями организма.

Двигательные условные рефлексы вырабатываются быстрее, если собака совершает сама нужные движения, которые вовремя подкрепляются дрессировщиком. Можно вызвать у собаки пассивные движения (например, заставить ее сесть, нажав на область поясницы). Но рефлекс на команду «сидеть» образуется быстрее, если создавать такие условия, чтобы собака начинала садиться сама, а дрессировщик тут же подавал команду и затем поощрял собаку лакомством. Такой метод называется методом наталкивания. В дрессировке собак необходимо пользоваться одновременно целым комплексом факторов (подражание, игра, естественные повадки, имеющиеся навыки и непосредственное воздействие на собаку), сочетая их между собой по мере необходимости и возможности.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.