Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретическая часть. Физиологическое поведение представляет собой врожденные, соматические реакции типа тропизмов (таксисов)






Физиологическое поведение представляет собой врожденные, соматические реакции типа тропизмов (таксисов). Это наиболее примитивные, присущие преимущественно низкоорганизованным организмам двигательные реакции, в которых ответ организма на раздражимость выражается в пространственном перемещении организма, ищущего оптимальную экологическую ситуацию. Например: ориентации по источнику и силе света (фототаксис), температурным условиям (термотаксис), химическому воздействию (хемотаксис), земному тяготению (геотаксис), электромагнитному полю Земли (гальванотаксис), положению в потоке воды (реотаксис) и др. Тропизмы типичны не только для одноклеточных животных (инфузории, эвглены, парамеции и т. п.), их можно вычленить и в поведении животных более высоких классов. Например, птицы, которые ориентируются по электромагнитному полю. Еще более наглядный пример могут привести те, кто занимался изучением поведения рыб, многие из которых корректируют свое поведение в соответствии с изменениями силовых линий электромагнитного поля, создаваемого рыбами. Известны животные, которых можно назвать живыми сейсмографами: они предсказывают изменения в среде обитания. Продолжите список таких примеров.

Инстинктивное поведение. Инстинкты – это врожденные, генетически закодированные элементы поведения, которые реализуются без предварительного обучения.

Инстинкты являются характерными видовыми чертами и как таковые возникают в процессе эволюции, будучи адаптацией к тем особенностям среды, которые медленно изменялись и были оптимальными для вида. Постоянство инстинктивных компонентов поведения обеспечивает стабильность действия наиболее важных жизненных функций независимо от случайных изменений среды, в которых может оказаться представитель вида.

Во врожденных (инстинктивных) компонентах поведения хранится итог всего эволюционного пути, пройденного видом. Это самое ценное, что приобретено в ходе филогенеза для выживания особи. Такого рода, генетически закодированные программы поведения передаются из поколения в поколение. Вот почему их главное свойство – устойчивость, стабильность. Они не должны, а потому и не способны легко изменяться под влиянием случайных внешних воздействий.

Примером таких врожденных реакций поведения могут служить созданные пчелами геометрически правильные соты, реакция еще слепого кукушонка при выбрасывании яиц и птенцов из гнезда ментора, постройка хатки бобренком, воспитанным в изоляции от взрослых бобров, сосание млечной железы у млекопитающих и т. д. Во всех перечисленных примерах речь идет исключительно о врожденных, наследственных поведенческих реакциях. Здесь пока еще отсутствуют элементы психического отражения, но развитие инстинктивного поведения как бы подготавливает все необходимое для скачка, ведущего к психическому отражению.

Инстинкты могут быть как жесткими, консервативными, так и более подвижными, лабильными, иными словами, допускающими некоторые отклонения от генетически заданной программы.

Наиболее консервативными являются те инстинкты, которые связаны с брачными ритуалами, подбором пар, спариванием и другими формами поведения в период размножения. Доказать отсутствие психического отражения в данном случае не трудно: у птиц и млекопитающих «нетипичное» поведение самца или самки делает невозможным образование пары. Как видим, изменение «прообраза» создает этологический барьер, в результате чего прекращается дальнейшая генерализация врожденных реакций, их цепочка обрывается.

Но дело обстоит иначе, если нетипичное поведение возникает не в начале, а в серединном промежутке процесса генерализации стереотипичных реакций. Например, птица насиживает яйца или выкармливает птенцов. Если заменить яйца округлыми предметами, то птица будет продолжать насиживание. Правда, бывают и случаи отказа. Такие случаи свидетельствуют вовсе не о нарушении указанной закономерности, а о том, что необходимо четко устанавливать пределы, в которых способны к изменению даже самые жесткие инстинктивные стереотипы. Вернемся к нашему примеру. Итак, некоторые виды птиц насиживают различные предметы (вплоть до гайки), другие же виды выбрасывают из гнезда имитации своих же яиц, максимально приближенные по окраске и форме. Именно здесь наблюдаются элементы перцептивного психического отражения.

Примером лабильных «программных» стереотипов служит видовое поведение высших позвоночных при создании убежищ, гнезд и в целом их «строительная» деятельность. Задумайтесь над следующим моментом: сохраняя формы гнезда, норы или логова, они достаточно широко выбирают строительные материалы, варьируют протяженность нор, особенности аэрации и т. п. в зависимости от конкретных экологических условий. Не менее подвижны пищедобывательные формы поведения. Объекты питания животных меняются под влиянием деятельности человека на протяжении столетий. Следовательно, и врожденные формы поведения в данном случае должны включать в себя элементы нового, оставаясь в то же время «типичными» для вида.

Ориентировочно–исследовательское поведение мобилизует и подготавливает организм к проявлению следующих реакций: образование временных связей, затормаживанию, приведение к действию экстраполяционного рефлекса и др. Ориентировочное поведение слабо развито у рыб, амфибий и рептилий, в развитой форме встречается лишь у высших позвоночных – птиц и млекопитающих. Ориентировочный рефлекс изучался многими зоопсихологами классического направления. Методика их исследования такова: крыс запускали в различные сложные лабиринты, где животные, «исследуя и совершая ошибки», в конце концов правильно решали задачу – находили выход из лабиринта и получали корм. При многократном повторении опыта число ошибок сокращалось до полного исчезновения. На основании результатов экспериментов было доказано, что ориентировочный рефлекс предшествует выработке навыка, т.е. лежит в основе научения. Ориентировочно–исследовательский рефлекс у животных протекает, как правило, в три стадии:

1- оборонительная – исследовательским реакциям предшествуют нервные реакции, затормаживающие или ускоряющие действие рефлекса: пассивно–оборонительная реакция или активно–оборонительная реакция,

2- собственно ориентировочно–исследовательская–только после угасания оборонительной реакции возникают элементы ориентирования,

3- угасательная.

Элементарно–рассудочное поведение. Примером элементарно–рассудочного поведения может служить экстраполяционный рефлекс. Детально теория экстраполяционного рефлекса была разработана Л.В. Крушинским. Он исходил из того, что животные обладают реакциями, направленными не только на определенные раздражители, но и на то место, где этот раздражитель будет находиться при своем закономерном движении в экстренно измененной ситуации через определенный интервал времени. На создание теории экстраполяционных рефлексов Л.В. Крушинского натолкнуло следующее наблюдение: по ручью плывет кусок хлеба, который клюет ворона; но вот ручей входит в железнодорожный тоннель и хлеб уже недоступен вороне. Допустим, что вороне свойственно только конкретное мышление (т.е. «вижу–реагирую»). Тогда в данном случае она должна была попросту улететь. Ворона же поступает иначе: она перелетает насыпь и начинает поджидать хлеб на другом конце тоннеля. Следовательно, конкретное мышление перешло в абстрактное: ворона экстраполировала (предвидела) появление хлеба.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.