Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Что исследует медресе.






Опыты с цветом вызвали большое количество обсуждений и споров в медресе. Кхалид же выучился за это время никогда не говорить о причинах в каком бы то ни было виде, иначе он неизбежно натыкался на ученых, говорящих о воле Аллаха или любом другом аспекте природы реальности. Он лишь говорил что то вроде: “Аллах дарует нам мудрость для лучшего понимания Его работы” или “мир часто действует математически. Аллах любит числа, и комариков по весне, и красоту”.

Ученые расходились умиленными или раздраженными, но в обоих случаях возбуждённо философствуя. Медресе площади Регистан и другие, старая обсерватория Улугбека – все эти места были охвачены новой модой – демонстрацией физичеких феноменов, так что мастерская Кхалида скоро стала не единственным производителем разнообразных диковин и механических устройств. Вот например математики медресе Шер Дор многих заинтересовали восхитительной ртутной шкалой, всего-навсего соединив миску с ртутью с узкой трубкой, также наполненной этим металлом, что была запаяна наверху, но не снизу, позволяя ртути течь в миску. Некоторые указывали на новый способ получения пустоты, что образовывалась в ртутном столбе когда уровень ртути падал. Последовав совету Иванга, они отправились с устройством на Снежную Гору, что на Зеравшанском хребте, чтобы обнаружить, что уровень ртути в трубке упал, предположительно из-за низкого давления воздуха на высоте двух или трех тысяч локтей от уровня города. Это прекрасным образом подтверждало предыдущие гипотезы Кхалида о том, что воздух вокруг них имел вес, и опровергал Аристотеля, Аль-Фараби и прочих Аристотелевых арабов, что утверждали, что четыре элемента стараются быть на своих местах – выше или ниже. Кхалид втихомолку возмущался, слыша такие утверждения:

- Если бы камни или ветер могли желать оказаться на том или ином месте, подобно человеку? Это лишь объяснение, замкнутое на само себя – “Предметы падают, потому что хотят упасть”, будто они могут хотеть. Предметы падают потому что падают, вот и все. Все так, но никто, ну во всяком случае не я, не знает, почему так – это величайшая тайна. Но все с первого взгляда кажется тайной. Но перед тем, как сказать это, мы должны классифицировать тайну, и начать исследовать ее, проводить опыты, а там, кто знает, на какие мысли натолкнут эти опыты – может они дадут ответы на вопросы “как” или “почему”.

Ученые-суфии по прежнему уклонялись от любых опытов с природой бытия, в то время как математики были просто зачарованы числами, что были результатами исследований, всей геометрией мира, что открывалась. Эти и другие подходы, залитые в котелок активности, приправленный опытами и беседами, украшались математическими формулами и изысканиями на новых или доработанных устройствах. В иные дни Бахраму казалось, что эта деятельность охватила весь Самарканд: от Кхалидова промышленного двора до медресе, рибата, базаров, кофеен и караван-сараев, где приютившиеся торговцы разносили вести по всему миру. И увидел Бахрам, что это хорошо. Чего для счастья еще надо?

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.