Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Иначе думающие






Люди с ограниченными умственными возможностями в детские годы проблемы социальной адаптации, несколько отличающиеся от взрослых лет уже хотя бы потому, что не могут уклониться от ежедневной нагрузки на интеллект, что последние делают более или менее успешно. А поскольку школьные требования стандартизированы на определенный стиль мышления, следует иметь в виду два более или менее самостоятельных варианта: пограничную умственную отсталость, где преобладает слабость психических возможностей, обеспечивающих работу ума (памяти, внимания, работоспособности) и задержку психического развития, где при достаточной активности интеллекта доминирует архаичное мышление с присущими ему закономерностями движения представлений.

Тугодумы (пограничная отсталость)

Ситуация. В условиях педагогической депривации они испытывают постоянное давление в направлении недосягаемой цели.

Паттерн. Ощущение извечной несостоятельности и ожидание раздраженной реакции на очередную неудачу со стороны взрослых (особенно – родителей, которые стоят на позициях школы) – источник постоянного фрустрационного напряжения, ослабить которое не удается даже при хорошем прилежании.

Драйв. Стремление снискать к себе внимание обходным путем с одновременным признанием своей никчемности в основном виде деятельности.

Защита Усвоение привычки аутсайдера воспринимать культуру как угнетающую силу со стойким отвращением ко всему, что она требует от человека.

Коррекция: Состоит в придании уверенности тугодуму путем овладения простым алгоритмом профессиональных действий, за которые он мог бы получить осязаемые блага и профессиональное признание. На деятельностном уровне развития (в школе)– это поощрение увлечения предметами труда и физкультуры. На психологическом уровне – это обучение тугодума реагировать не на эмоциональное давление, а на удовлетворенность собственными делами и достижениями. Фактически тугодуму стоит специально формировать частичное отчуждение от социума с ориентацией самооценки на удовлетворенность успехами.

 

Наиболее уязвимым возрастом является младший школьный, когда давление идет, в основном, со стороны учителей и родителей, если же ребенка оставляют учиться в престижном учреждении, где конкуренция между учениками поощряется педагогами, в отроческом возрасте присоединится гнет среды.

Ситуация. В условиях семейной изоляции появляется возможность уйти от напряжения, преследующего в школе.

Паттерн. Желание никуда и ни во что не включаться, кроме ни к чему не обязывающей игры на улице.

Драйв. Стремление быть полезным в простых и незатейливых делах, что обеспечивает покровительственную защиту.

Защита. Перенос тех предчувствий и опасений, которые вынуждают родителей отгораживаться от социума, на все, что связано с культурой в целом. Формирование задатков позиции отщепенца, которому не интересно все, что за пределами экологической ниши.

Коррекция: При отсутствии профессиональной психологической помощи (которая из-за невротичности родителей бывает как вязкой так и малоэффективной) наиболее оптимальной является проработка невротичности через психосоматическое отреагирование, т.е. через спорт (желательно коллективный). Такой подход имеет еще и такое преимущество как появление в жизни подростка волевой и прагматичной фигуры тренера, которая в значительной степени может послужить эталоном социализации, окажет покровительство и вырвет подростка из круга родительских проекций

Наиболее уязвимый возраст – отроческий, когда родители уже не могут страховать от неудач в учебе, а сверстники ревниво относятся к успехам других и отталкивают неудачников.

Ситуация. В условиях запущенности, когда родители легкомысленно полагаются на школу, все неудачи обрушиваются только на голову самого ребенка.

Паттерн. Чувство враждебности загнанного в угол.

Драйв. Стремление найти в социальной среде человека или кампанию, где можно было бы расслабиться, с готовностью принять любую роль.

Защита. Формирование навыков изгоя, согласного принять нравы и обычаи принявшей среды безотносительно их общественного значения.

Коррекция: Поскольку основной паттерн здесь обида и враждебность, а путей конструктивного отреагирования нет (даже и в эмоционально некритичной среде), то коррекция должна быть направлена на выплеск враждебности. Наиболее эффективно это возможно сделать методами арттерапии. На школьном уровне это различные творческие кружки, особенно рисование, пение, национальных культурных традиций.

Наиболее уязвимым возрастом следует считать дошкольный, когда ребенок не посещает детский сад или там у воспитателей до него не доходят руки. Тогда вероятность усвоения навыков социальной стихии с зоосоциальным оттенком бывает весьма вероятной. В младшей школе таким детям очень трудно понять, зачем нужно отрывать абстракт от образа на уроках (когнитивная мотивация не подготовлена воспитанием), а в отношении учителя срабатывает природосообразная ориентация – слушаться лидера. Если учитель не лидер по своим данным и манере поведения – ребенок не видит в нем авторитета и становится пресловутым «озлобленным деорганизатором». Приходя в школу из детского сада, где отношение было педагогически гуманным, ребенок попадает под пресс учительских ожиданий и быстро надламывается, не имея возможности опереться на родителей. Где будет найдена экологическая ниша, зависит от самых разных житейских обстоятельств.

Архаично мыслящие (задержка психического развития)

Иным может быть сам способ мыслить, что делает человека чужим в обыденной жизни, когда нет нужды привлекать дефектологов и психиатров, а достаточно сопоставить способ мироощущения в рамках обыденного здравого смысла и житейского опыта. Л. Леви-Брюль называл такое мышление «пралогическим».

«Деятельность людей с такой организацией мышления определяется сознанием, слишком малодифференцированным для того, чтобы можно было в нем самостоятельно рассматривать идеи или образы объектов независимо от чувств, эмоций и страстей, которые вызывают эти идеи и образы. То, что считается у нас собственно представлением, смешано у них с другими элементами эмоционального или волевого порядка, окрашено, пропитано ими, предполагая, таким образом, иную установку сознания в отношении представляемых объектов. Коллективные представления этих людей совершенно иные, нежели наши понятия. Они не являются продуктом интеллектуальной обработки в собственном значении этого слова... Сила коллективных представлений и существующих между ними ассоциаций столь велика, что самая впечатляющая очевидность совершенно бессильна против нее в то время, как взаимозависимость необычайных явлений служит объектом непоколебимой веры. В обществах, где преобладает первобытное мышление, оно непоколебимо для опыта».

 

 

Ситуация. Депривация вызывает чувство недоумения, так как естественный способ мыслить кажется вполне нормальным, а требования оперировать понятиями не имеют существенного смысла и значения.

Паттерн. Пессимизм в самооценке с недоверием к культуре, которая живет иначе, чем понятная реальная жизнь, но имеет право ставить оценки и определять, кто лучше.

Драйв. Дистанцирование от жестко ориентированных требований со стороны системы в более примитивную среду, а при отсутствии такой возможности – в мир воображения с тем, чтобы там мыслить присущим себе образом.

Защита. Формирование психологии аутсайдера, готового смириться с инакомыслящим миром как недоступным для понимания и жить по общим правилам, но со своим миром, где мистическое значит больше реалистического.

Наиболее уязвимый возраст отроческий и подростковый, когда детской впечатлительности и хорошей памяти стало недоставать и обнаружились явные недостатки в теоретической подготовке. Формалисты от педагогики начинают угнетать своими требованиями, а амбициозные родители не могут смириться со снижением успеваемости и нагнетают обстановку, не улавливая специфики мышления своего ребенка.

Коррекция: В силу эмоциональной насыщенности своего мышления такие люди могут быть успешны в коммуникации, навыки которой и надо всемерно развивать: тренировать проницательность, конструктивные навыки стратегий общения, ассоциативные способы обработки информации и т.д.. Что же касается овладения абстрактными мыслительными символами и операциями, то давно известны методики эмоционального наполнения абстрактных понятий, особенно если они завязаны на конкретный прагматический смысл. На вопрос: Может ли дикарь овладеть абстрактно-логическим мышлением? Следует ответить утвердительно в случае, если это завязано на его прагматические интересы.

 

Ситуация. Изоляция способствует развитию и совершенствованию эмотивного мышления, вполне приемлемого в быту.

Паттерн. Вероятность остаться без семейной поддержки один на один со школой, где требуют не поймешь чего, способствует тому, что ребенок усваивает тягостные предчувствия как некий фон обыденной жизни, перенимая его у родителей, не вникая в содержание опасений.

Драйв. Консервация отношений, где адаптация удерживается в понятных и приемлемых для его склада ума обстоятельствах.

Защита. Формирование психологии отщепенца, для которого его квартира превращается в монастырь, набитый близкими ему вещами-символами, которые нередко бывают дороги вопреки их полной бесполезности.

Коррекция: Когда говориться о тягостных предчувствиях, то речь идет о тревоге и, следовательно, о функции воображения. Таким образом, психологический механизм тягостных предчувствий у данной категории заключается в бессознательной проекции усвоенной тревожности в собственное будущее. Разорвать этот механизм возможно при обучении строить конструктивные модели будущего и заряжать положительным эмоциональным фоном (стратегии целеполагания в NLP). Для снятия же последствий родительских проекций вполне подойдет эмоциональное отреагирование, навыки рефлексии, формирование доброжелательного и позитивного фона отношения к другим и себе.

Наиболее уязвимый возраст – начало самостоятельной жизни, когда семейный уклад нужно создавать самому и в него переносить свои привычки, которые могут быть совершенно непонятны другим. Условная ценность иначе понимаемых предметов и отношений с трудом поддается объяснению, так что нужно определенное везение, чтобы спутник жизни, если не понял, то хотя бы признал право на полумистический внутренний мир, куда близкий ему человек мог бы удаляться время от времени.

 

 

Ситуация. Запущенность облегчает уход в социальную стихию, где нравы и обычаи ближе по своей когнитивной составляющей, чем правила поведения в школе, а единомышленники встречаются гораздо чаще, чем в классе.

Паттерн. В среде нужно обеспечить себе устойчивый статус, что заставляет искать покровителей и то большинство, к которому нужно примкнуть.

Драйв. Стремление устроиться в «уличном племени» так, чтобы быть среди своих.

Защита. Примкнуть к субкультуре маргинальной ориентации.

Коррекция: Когда запущенность не дает развиваться абстрактно-логическому мышлению даже в усеченной форме, остается использовать те тенденции, которые уже сформировались. Поскольку социальный статус дает прежде всего финансовая независимость, то имеет большой смыл обучать людей данной категории тем специальностям, где ассоциативное мышление приносит реальные плоды: художественные промыслы, деревообработка, профессиональный спорт и т.д. Такие люди также довольно успешны в различного вида профессиональных бригадах, где общение преимущественно стихийное и средовое (геологоразведка, строительство и т.д.). Психологически исцелить запущенность трудно, поэтому оптимальной формой коррекции является проработка конструктивных жизненных планов и внутренних ресурсов личности для их выполнения.

 

 

Наиболее уязвимый возраст младший школьный и отроческий. Дети нуждаются в игре, организованной взрослым человеком, Им трудно самим искать приемлемую жизненную ситуацию. На улице им еще страшновато, поэтому они стараются сплотиться по признаку схожей судьбы. Именно сейчас во дворах появляются группы ребятишек, которые если не уходят из дома, то кочуют из одной квартиры в другую (ходят в гости), после чего родители обмениваются вещами, которые те по мелочи крадут друг у друга. Примитивность мышления позволяет им быть достаточно хитрыми, что компенсирует недостаток эрудиции в обычном значении слова. Так складывается психология изгоя, который не отождествляет себя с обществом, вполне удовлетворяясь кругом людей маргинальной ориентации.

У обоих вариантов интеллектуальной недостаточности есть много общего, так что в дальнейшем, когда мы будем возвращаться по тому или иному поводу к теме ограниченных интеллектуальных возможностей, будет использоваться термин просто «умственная отсталость». Остается лишь кратко указать на эти схожие черты.

Взрослые люди редко обладают даром вникать в образ мысли другого человека, даже если имеют соответствующую профессиональную подготовку. Вдумчивый врач, внимательный юрист, не говоря уже о проницательном педагоге – большая редкость. Чаще всего каждый старается навязать другому свой способ думать, и чем большей властью облечен – тем сильнее. Понятно, что детям при этом достается больше всех. Наталкиваясь на так называемую упругость личности, взрослые, особенно из тех, кто считает, что дети должны их слушаться при любых обстоятельствах, стремятся ее преодолеть теми методами, которые считают нужными и полезными, а иногда просто теми, что оказались под рукой. «Изгнать лень» из другого вообще наше любимое занятие. Так что вполне понятно и объяснимо желание наших инакомыслящих детей держаться подальше от энергичных культуртрегеров от педагогики. К тому же, когда в школу приходят социально запущенные дети с иным складом ума, получившие навыки межличностного общения во дворе, коммуникативные проблемы очень часто диагносцируются как симптомы олигофрении, что означает перевод ученика во вспомогательную школу, то есть отлучение его от развивающей и реабилитационной педагогики как таковых. Стоит ли удивляться, что в отроческом и подростковом возрасте умственно отсталые дети соглашаются на очень скромные роли в маргинальной и уголовной субкультурах.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.