Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 10. Основные положения теории налогового права 161






рующую роль. Для этого чаше всего используется способ установ­ления льгот либо же, наоборот, ужесточений. Принципиальное от­личие платежей, воздействующих на поведение плательщика (ино­гда их называют «регулирующими налогами»), состоит в том, что они побуждают его отказаться от занятия деятельностью и, следо­вательно, подрывают собственную базу, сокращают число платель­щиков, снижают доходы бюджета. Поскольку «регулирующие нало­ги» не имеют финансовой цели, они не являются налогами в стро­гом смысле слова.

Налог исходит из платежеспособности лица, оставляя ему сво­боду действий за пределами налогового обязательства. Налог не по­буждает зарабатывать, он лишь претендует на долю заработанного. Регулирующие налоги нарушают этот принцип.

Не все обязательные платежи, взимаемые на основе безвозврат­ности и безвозмездности, являются налогами. Например, взимае­мые по приговору или решению суда штрафы в пользу третьих лиц или государства хотя и отвечают этим характеристикам, налогами не являются.

Налоги поступают в пользу субъектов публичной власти — орга­нов государственной власти или местного самоуправления. Этим они отличаются от платежей, взимаемых на тех же условиях, но ус­тановленных в экономических или социальных интересах в пользу юридических лиц публичного или частного права, не являющихся центральными или местными органами государственной власти, ад­министративными учреждениями. Это — особые сборы, называе­мые парафискалитетами.

Такие платежи взыскиваются, например, в пользу различных технических и профессиональных организаций, коммерческих и со­циальных предприятий также на основе принуждения, поэтому их установление, как и установление налогов, возможно только зако­нодательным путем. Однако в некоторых странах, например во Франции, возможно установление парафискалитетов актами орга­нов исполнительной власти'.

Как следует из определения, целью взимания налога является обеспечение государственных расходов вообще, а не какого-то конкретного расхода. Основные статьи государственных расходов не могут зависеть от того или иного источника. Задача налогового законодательства — «изыскать денежные средства на покрытие об­щих расходов и справедливо распределить необходимые платеж­ные обязанности... Такое обеспечение финансовыми средствами является целью, но не имеет определенного адреса; оно не может определять ни мотивы налоговых законов, ни конечные цели их исполнения»2.

' Годме П.М. Финансовое право. М.: Прогресс, 1978. С. 377; Козырин А.И. На­логовое право зарубежных стран: вопросы теории и практики. М.: Манускрипт, 1993. С. 35-36.

2 Государственное право Германии. В 2-х т. М.: Институт государства и права РАН, I994. Т. 2. С. 127.

Можно сказать, что правило, в соответствии с которым налого­вые доходы не предназначены для определенных расходов, приоб­рело характер одного из основополагающих принципов налогооб­ложения'. Однако это правило допускает исключения в виде уста­новления целевых налогов.

Налог как юридический механизм не имеет непосредственной цели собрать конкретную сумму, необходимую для покрытия рас­ходов. Эти расходы могут заранее планироваться, но их предпола­гаемая сумма не оказывает императивного воздействия на налого­обложение. Размер собираемых налогов зависит от правил, уста­новленных в Законе о налоге, а не в Законе о бюджете, и, в прин­ципе, не ограничен.

Предлагаемое определение налога позволяет отделить налоги от сборов и пошлин. При уплате пошлины или сбора всегда присутст­вуют специальная цель (за что конкретно уплачивается пошлина) и специальные интересы (плательщик в той или иной мере непо­средственно ощущает возмездность платежа). Налоги тоже могут иметь специальную цель (целевые налоги), однако они никогда не бывают индивидуально (непосредственно) возмездными.

Законодательное определение налога дано в ст. 8 части первой Налогового кодекса Российской Федерации2. Под налогом понима­ется обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения дея­тельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает, что ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Ко­дексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные Ко­дексом, либо установленные в ином порядке, чем это определено Кодексом (п. 5" ст. 3 части первой НК РФ). Смысл этой нормы со­стоит в том, что платеж независимо от данного ему названия дол­жен оцениваться по существу, с учетом характеристик налога, ука­занных в законе.

В определении понятия «налог» законодателя опередил Консти­туционный Суд Российской Федерации. Он указал, что налоговый платеж — это основанная на законе денежная форма отчуждения соб -ственности с целью обеспечения расходов публичной власти, осущест­вляемого в том числе на началах обязательности, безвозвратности, ин­дивидуальной безвозмездности3.

' Годме П.М. Указ. соч. С. 366.

2 Принят Федеральным законом от 3! июля 1998 г. № 146-ФЗ//СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824 (с изменениями и дополнениями).

3 Постановление КС РФ от 11 ноября 1997г. № 16-П «По делу о проверке конституционности статьи II1 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. «О Государственной границе Российской Федерации» в редакции от 19 июля 1997 г. //СЗ РФ. 1997. № 46. Ст. 5339.

11-9677

162 Раздел IV. Регулирование государственных доходов _______

Все приведенные определения хотя и различаются некоторыми деталями, едины в главном: налогообложение является формой от­чуждения собственности; право собственности первично по отно­шению к праву государства требовать отторжения части собствен­ности в виде налога.

Эта позиция является основополагающей для всего налогового законодательства.

Понятия пошлины и сбора

Пошлины и сборы не имеют финансового значения, присущего налогам. Как уже отмечалось, при уплате пошлины или сбора всегда присутствуют специальная цель и специальные интересы. В этом смысле сборы и пошлины являются индивидуальными платежами. Но поскольку государство обязано предоставлять основной объем своих услуг независимо от способности получателя оплатить их, по­крытие государственных расходов не может осуществляться за счет индивидуальных платежей, дающих какие-либо права. «Принцип правового государства отвергает коммерциализацию государственно­го управления и ограничивает расходы, связанные с оказанием услуг государством в ответ на платежеспособный спрос»1.

Цель взыскания пошлины или сбора (пошлинный принцип) со­стоит лишь в покрытии без убытка, но и без чистого дохода, издер­жек учреждения, в связи с деятельностью которого взимается по­шлина. Но этот принцип далеко не всегда соблюдается на практи­ке. Довольно часто плата за услуги превышает связанные с ней рас­ходы. Мало того, в ряде случаев не платеж устанавливается ради покрытия расходов, а само действие признается обязательным ради взыскания платежа. Это утверждение справедливо, например, в от­ношении введения различных регистрации и т.п.

Данное обстоятельство свидетельствует о том, что пошлины и сборы, хотя и взимаются в связи с оказанием индивидуальных услуг, не могут рассматриваться как платежи по обязательствам, до­говорные платежи. Это — денежные повинности, взимаемые в ин­дивидуальном порядке в связи с услугой публично-правового ха­рактера.

Следует особо подчеркнуть, что пошлина или сбор выплачива­ются не за услугу, а в связи с услугой, причем с той, которую ока­зывает государственный орган, действуя в общих интересах, реа­лизуя свои государственно-властные функции. Так, уплата пошли­ны при подаче искового заявления в суд сопряжена с правом кон­кретного лица на судебную защиту, однако определяется общественно полезной функцией суда — поддержанием режима законности.

Пошлина не обеспечивает существование государственного ор­гана, так как он может финансироваться и из других источников. Наоборот, взимание пошлины обусловлено реализацией.каким-ли­бо государственным органом своих функций.

Государственное право Германии. С. 149.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.