Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 10. Основные положения теории налогового права 155






РАЗДЕЛ IV.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ДОХОДОВ

Глава 10. Основные положения теории налогового права

§ 1. Понятие и роль налогов

Социально-экономические предпосылки реформы налогового права

Бюджет формируется за счет налоговых и неналоговых доходов, а также за счет безвозмездных перечислений. Бюджетный кодекс Российской Федерации1 к налоговым доходам относит, помимо на­логов и сборов, также пени и штрафы, взимаемые за налоговые правонарушения (ч. 2 ст. 41).

Неналоговые доходы — это в основном платежи, имеющие ча­стно-правовую природу: доходы от использования, продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государ­ственной или муниципальной собственности, от оказания платных услуг органами государственной власти, местного самоуправления, бюджетными учреждениями и др. К неналоговым доходам относят­ся также штрафы, конфискации, компенсации, иные принудитель­ные изъятия в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (ч. 4 ст. 41)

Налогиосновной источник доходов государственного бюджета. В соответствии с Законом РФ от 30 декабря 2001 г. «О федеральном бюджете на 2002 год»2 за счет налогов формируется 94, 4% феде­рального бюджета. Кроме налогов в федеральный бюджет поступа­ют доходы от государственной собственности (2, 4%), от внешне­экономической деятельности (2, 3%), прочие неналоговые доходы.

Эти данные сопоставимы с показателями зарубежных стран. Так, во Франции налоги приносят 95% доходов государственного бюдже­та, в США — свыше 90%, в ФРГ — около 80%, в Японии — 75%3.

В условиях рыночной экономики у государства остается меньше возможностей влиять на развитие тех или иных процессов в обще­стве путем прямых предписаний, запретов и т.п. Такое влияние все

1 Принят Федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // СЗ РФ. 1998. №31. Ст. 3823.

2 СЗ РФ. 2001. № 53 (ч. 1) Ст. 5030.

Козырип А Н. Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и практи­ки. М.: Манускрипт, 1993. С. 7.

больше приобретает характер косвенного и осуществляется в том числе посредством налогообложения. При этом преследуются эко­номические и социальные цели. Например, для развития отечест­венного автомобилестроения установлены высокие пошлины на импорт автомобилей зарубежного производства, что снизило их конкурентоспособность из-за повышения цен; для развития бан­ковской системы снижены размеры подоходного налога на полу­чаемые гражданами проценты по вкладам; с введением марок ак­цизного сбора усилился контроль качества спиртных напитков.

Налоги оказывают влияние и на социальную структуру общест­ва в целом. Налоги, особенно прямые, приобретают значение кон­трольного института, института конституционного права.

Известны государства, обходящиеся без прямых налогов с насе­ления. Например, в ст. 33 Конституции Северной Кореи предусмот­рено, что государство полностью ликвидирует систему налогов, ос­тавшуюся от прежнего общества. Отсутствуют прямые налоги с на­селения в ряде арабских стран — Брунее, Бахрейне, Катаре, Кувейте. Хотя экономическое и политическое положение этих стран различ­но, однако у них есть общая черта — участие населения в управле­нии государством минимально. При этом ощущается прямая связь политической системы с системой налогообложения: косвенные на­логи скрывают от налогоплательщика сумму, которую он платит го­сударству, подавляют стремление к самоуправлению. Прямые нало­ги, наоборот, побуждают каждого налогоплательщика контролиро­вать расходование правительством сумм, уплаченных в виде налогов.

Итак, необходимость налоговой реформы диктуется не только происходящими экономическими преобразованиями, но и ломкой поли­тических отношений, становлением демократического общества (схе­ма 1).

ФУНКЦИИ НАЛОГОВ

ФИСКАЛЬНАЯ

Формирование

доходов

бюджетов

РЕГУЛИРУЮЩАЯ

Стимулирующая

Поощрение вида деятельности,

отрасли экономики и тд.

Дести мулирующая

Сдерживающие воздействия

КОНТРОЛЬНАЯ

Получение

данных о темпах

и тенденциях

развития экономики и т.д.

156 Раздел IV. Регулирование государственных доходов _______

Налоги и другие виды государственных доходов

В ряду государственных доходов налогам принадлежит важней­шее место. Само существование государства неразрывно связано с налогами. О значении налогов для государства и каждого челове­ка очень кратко и точно сказал Бенджамин Франклин: «В жизни несомненны две вещи: смерть и налоги».

Однако налог не только не единственная форма аккумулирова­ния денежных средств в бюджете и государственных фондах, но и не его первая форма в историческом ракурсе. Налог предполагает достаточно высокий уровень развития правосознания, экономики, систем контроля.

Старейшим источником государственных доходов (не считая военной добычи) являлись домены, или государственное имущест­во, казенные земли и леса. Первоначально они были собственно­стью государя, доходы которого одновременно являлись и доходами государства. Это были частно-правовые, а не публично-правовые доходы.

Другим важным источником государственных доходов были ре­галии, т.е. доходные прерогативы казны. Определенные отрасли производства, виды деятельности поступали в исключительное вла­дение казны, изымались из гражданского оборота, из сферы дея­тельности населения. По сути, они представляли переходную сту­пень к налогам.

Со временем монопольное положение государства в промыш­ленности стало существенным тормозом развития экономических отношений. Получила признание точка зрения, что «казна не для того существует, чтобы дела делать». С течением времени сохрани­лись только те регалии, которые оправдывались общественной не­обходимостью, невозможностью допустить частную инициативу. При этом их фискальные цели не должны были быть сколько-ни­будь значительными.

Государство и до настоящего времени не отказалось от влияния на хозяйственную жизнь, но эта деятельность больше относится к сфере управления, а не финансов.

Вместо регалий все чаще стали применяться пошлины, которые имели целью лишь покрытие издержек государственного учрежде-i ния, а не извлечение дохода.

Исторически налоги как главный источник доходов государ-J ственного бюджета не насчитывают и двухсот лет. Они взимались и в древнем мире, но тогда служили признаком несвободы чело­века. Такое отношение к налогам сохранялось в Европе (хотя и не повсеместно) вплоть до начала XX столетия. Высказывались идеи, что люди объединились в общественные союзы для того, чтобы сохранить свое имущество, а не отдавать его. Эти идеи на­ходили практическое выражение в законодательстве. Так, прус­ский закон 1893 г. предусматривал, что городские и сельские об­щины могут прибегать к налогам лишь субсидиарно, поскольку не хватало поступлений от имуществ, пошлин и др. В некоторых






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.