Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 10. Основные положения теории налогового права 157






кантонах Швейцарии и в 20-х гг. XX столетия расходы, которые не покрывались доходами от домен, относились к рубрике «дефи­цит»'.

В европейских странах налоги развились из различных подар­ков, подносимых государям, пошлин за пользование услугами госу­дарственных учреждений. Различные налоги, вернее приношения, которые на многих языках назывались «помощь», взимались в силу обычая, как правило, в трех случаях: при пленении сюзерена; при посвящении в рыцари сына сюзерена; при выходе замуж его дрче-ри. Взимание других налогов требовало согласия сословий.

Борьба за право вводить новые налоги — это тот центр, вокруг которого складывались гражданские права, развивался парламента­ризм. Представительные органы в странах Европы возникли из союзов, образованных для защиты от произвольных податей, и со­зывались в основном для решения вопросов о вводе временных на­логов и с определенной целью. «Для истории парламента характер­на борьба за осуществление полномочий в области финансов; они были тем ядром, вокруг которого постепенно складывались совре­менные конституционные системы. Законодательные полномочия парламента, которые в настоящее время рассматриваются как одна из основ демократического строя, были приобретены парламентом после того, как он приобрел полномочия в области финансов»2.

Основное в финансовых полномочиях парламента лежит в пра­ве народного представительства соглашаться или не соглашаться на взимание налогов. Все остальное по сравнению с этим правом суж­дения о налогах представляется собранием формальных аксессуа­ров3.

Таким образом, появление и развитие налогового права связаны с демократизацией общества, с идеей правового государства. Нало­говому праву как части современной правовой системы не чужды идеи социальной справедливости, принципы демократии. С точки зрения правовой природы налогообложение есть мера упорядоче­ния, введения в определенные границы имущественных отношений участников общественного производства и государства. Поэтому юрист, исследуя общие проблемы налогообложения или конкрет­ные вопросы налоговой техники, должен учитывать, что основная задача налогового права — защита права собственности от безгра­ничных (в принципе) притязаний государства, поддержание балан­са интересов налогоплательщика и общества (государства).

Юридическое определение налога

Налог может быть рассмотрен с позиции не только его право­вой природы, но и юридической техники. Между этими двумя под-

' Кулишер И.М. Очерки финансовой науки. Петроград, 1919. С. 59.

2 Амеляер М. Парламенты. Сравнительное исследование структуры идеятель-ности представительных учреждений 55 стран мира. М., 1967. С. 368.

Вопросы советского бюджетного права. Сб. статей / Под ред. Т.И. Боголе-пова. М., 1940. С. 18.

158 Раздел IV. Регулирование государственных доходов _______

ходами не может быть кардинальных противоречий, так как законы не должны противостоять праву, быть «беззаконными».

Однако есть объективные условия, которые определяют разли­чие этих двух позиций.

Право парламента утверждать налог есть выражение права на­рода соглашаться на уплату налога. С этой позиции исследуется правовая природа налога.

Взимание налога согласовывается с парламентом как с предста­вителем народа, но не согласовывается с каждым конкретным чле­ном общества. Более того, в ряде стран существуют конституцион­ные запреты на решение вопросов о налогообложении путем рефе­рендума1. На аналогичных позициях находится и Федеральный конституционный закон от 10 октября 1995 г. № 2-ФКЗ «О рефе­рендуме Российской Федерации», п. 3, 4 ч. 2 ст. 3 которого преду­сматривают, что на всероссийский референдум не могут выносить­ся вопросы о налогах и бюджете2.

Это предопределяет главную юридическую черту налога—одно­сторонний характер его установления Поскольку налог взимается в целях покрытия общественных потребностей, которые обособлены от индивидуальных потребностей конкретного налогоплательщика, налог является индивидуально безвозмездным Уплата налогоплатель­щиком налога не порождает встречной обязанности государства со­вершить что-либо в пользу конкретного налогоплательщика.

Налог взыскивается на условиях безвозвратности Возврат налога возможен лишь в случае его переплаты или в качестве льготы, что не противоречит принципу безвозвратности, поскольку эти условия определяются государством в одностороннем порядке и не влияют на характер платежа в целом.

Так как налог представляет собой одностороннее движение средств и его принципы прямо противоположны принципам граж­данского оборота, приводным механизмом налогообложения может быть только принуждение. В большинстве случаев применять меры принуждения нет необходимости, так как налогоплательщик упла­чивает налог самостоятельно. Однако при отступлении от установ­ленных правил налогообложения простая угроза применения санк­ций находит практическое выражение.

Налог следует рассматривать как средство упорядочения финан­совых отношений налогоплательщика и государства. Налогопла­тельщику он указывает меру его обязанности, а государственному налоговому органу — меру дозволенных действий. Принудительный характер налога не мешает рассматривать его как способ защиты частной собственности от незаконных притязаний казны и ее аген­тов, как средство поддержания баланса прав и законных интересов граждан и их объединений — с одной стороны, общества и государ­ства как выразителя интересов общества — с другой.

1 См, например: Конституция Итальянской республики (ч. 2 ст. 75); Консти­туции буржуазных стран. М., 1982. С. 138. 2СЗ РФ. 1995 №42. Ст. 3921.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.