Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пример.






Учетной политикой ООО «Море-ДВ» предусмотрено создание резерва на капитальный ремонт основных средств в размере сметной стоимости ремонта - 480000 руб. В течение 2008 года резерв был полностью сформирован. Предприятием планируется провести капитальный ремонт производственного оборудования на промысловых судах.

Фактические расходы на ремонт в 2009 году составили:

Материальные расходы – 115000 руб.

Расходы на оплату труда – 145000 руб.

Отчисления на социальные нужды – 38425 руб.

Амортизация ремонтных механизмов - 5200 руб.

Расходы сторонней организации (без НДС) – 82000 руб.

В бухгалтерском учете сделаны следующие записи:

В течение 2008 года

Дт 20 - Кт 96 «Резервы предстоящих расходов» - 40000 руб. ежемесячные отчисления в резерв.

В 2009 году в бухгалтерском учете сделаны следующие записи (Таблица 8).

Таблица 8

Бухгалтерские записи предприятия

Хозяйственная операция Дебет Кредит Сумма, руб.
Списаны материалы на ремонт основных средств      
Начислена заработная плата рабочим за ремонт основных средств      
Произведены отчисления ЕСН      
Начислена амортизация по ремонтным механизмам      
Отражены расходы сторонней организации по выполненным ремонтным работам      
Неиспользованная сумма резерва списывается на прочие доходы организации (480000-115000-145000-38425-5200-82000_   91/1  

 

В случае, если организация не создает соответствующий резерв, расходы, связанные с неравномерно производимым в течение года ремонтом основных средств, согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета учитываются по дебету счета 97 «Расходы будущих периодов» в корреспонденции со счетами учета расчетов или материальных ценностей. По окончании ремонтных работ расходы, собранные на счете 97 списываются на счета затрат на производство. Порядок списания расходов будущих периодов в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ устанавливается организацией самостоятельно (равномерно, пропорционально объему продукции и др.).

В бухгалтерском учете делаются записи:

Дт 97 «Расходы будущих периодов»

Кт 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 02 «Амортизация основных средств» и др. – в зависимости от видов понесенных расходов собираются расходы на ремонт;

Дт 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу»

Кт 97 «Расходы будущих периодов» - включаются расходы в себестоимость продукции (работ, услуг), в зависимости от классификации расходов.

 

Проведение ремонтных работ подрядным способом.

Если в силу тех или иных причин предприятие не имеет возможности провести ремонт самостоятельно, для его проведения могут привлекаться сторонние организации или физические лица - подрядчики. Для этого между заказчиком и подрядчиком должен быть заключен договор подряда. Подрядчик предоставляет смету работ, а по завершении ремонта составляется - акт о приемке выполненных работ, подписанный обеими сторонами.

В случае, когда организация проводит ремонт основных средств подрядным способом затраты на ремонт отражают на основании счета, вставленного подрядчиком, при этом, расходы, связанные с его осуществлением отражаются в бухгалтерском учете в зависимости от выбранного предприятием варианта.

Если организация не создает резерв на осуществление ремонта основных средств, то при получении счета подрядчика делаются бухгалтерские записи:

Дт 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу»

Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - на сумму счета без НДС

Дт 19 «НДС по приобретенным материальным ценностям»

Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - на сумму НДС (если предприятие является плательщиком НДС)

Если организация создает резерв на осуществление ремонта основных средств, то ежемесячно производятся отчисления в резерв на осуществление ремонта основных средств:

Дт 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу»

Кт 96 «Резервы предстоящих расходов»

При получении счета подрядчика делается запись:

Дт 96 «Резервы предстоящих расходов»

Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - на сумму счета без НДС

Дт 19 «НДС по приобретенным материальным ценностям»

Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - на сумму НДС (если предприятие является плательщиком НДС)

Затраты на модернизацию и реконструкцию объекта основных средств после их окончания увеличивают первоначальную стоимость данного объекта, если в результате модернизации и реконструкции улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и т.п.) объекта основных средств.

Для проведения модернизации объекта основных средств в организации должен быть издан приказ, в котором следует указать причины модернизации, сроки ее проведения, а также Ф.И.О. лиц, ответственных за проведение модернизации.

Перед проведением работ по модернизации объекта основных средств в организации создается комиссия, которая производит осмотр объекта основных средств, требующего модернизации, составляет график проведения работ и утверждает сметно-техническую документацию.

Если модернизация производится собственным подразделением организации, можно воспользоваться унифицированной формой N ОС-2 «Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств».

Если модернизация проводится сторонней организацией, то передача основного средства подрядчику должна оформляться актом приема-передачи, составляемым по форме N ОС-1.

Приемка-сдача объектов основных средств после модернизации оформляется актом о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств форма N ОС-3.

Сведения о реконструкции или модернизации вносятся в инвентарную карточку учета объекта основных средств.

В бухгалтерском учете расходы, связанные с модернизацией, реконструкцией отражаются

Дт 08 «Вложения во внеоборотные активы»

Кт 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 02 «Амортизация основных средств», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и др. – в зависимости от видов понесенных расходов.

По окончании работ затраты по модернизации, реконструкции относятся на увеличение первоначальной стоимости объекта основных средств:

Дт 01 «Основные средства»

Кт 08 «Вложения во внеоборотные активы».

 

Инвентаризация основных средств

Инвентаризации подлежат основные средства, принадлежащие организации и числящиеся на ее балансе, а также основные средства не принадлежащие организации (арендованные) а также объекты, не учтенное по каким-либо причинам.

Инвентаризация основных средств производится по их местонахождению и материально ответственным лицам.

Для проведения инвентаризации основных средств создается инвентаризационная комиссия. Персональный состав инвентаризационной комиссии утверждает руководитель организации. При этом формируется приказ (постановление, распоряжение). В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т.д.), кроме того, в состав инвентаризационной комиссии могут быть включены представителей службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций.

Правила проведения инвентаризации определены Методическими рекомендациями по инвентаризации имущества.

До начала инвентаризации рекомендуется проверить:

а) наличие и состояние регистров аналитического учета основных средств: инвентарных карточек, инвентарных книг, описей;

б) наличие и состояние технических паспортов или другой технической документации;

в) наличие документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение. При отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление.

При обнаружении расхождений и неточностей в регистрах бухгалтерского учета или технической документации должны быть внесены соответствующие исправления и уточнения.

В процессе проведения инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в инвентаризационную опись основных средств (форма N ИНВ-1) полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели. Данные инвентаризационных описей используются для составления сличительных ведомостей по форме N ИНВ-18. В этих ведомостях фактические данные описей сопоставляются с учетными данными.

При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности организации.

Проверяется также наличие документов на земельные участки, водоемы и другие объекты природных ресурсов, находящиеся в собственности организации.

Если в ходе инвентаризации выявлены объекты, не принятые на учет, а также объекты, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам.

Основные средства вносятся в описи по наименованиям в соответствии с прямым назначением объекта. Если объект подвергся восстановлению, реконструкции, расширению или переоборудованию и вследствие этого изменилось основное его назначение, то он вносится в опись под наименованием, соответствующим новому назначению.

Если комиссией установлено, что работы капитального характера (надстройка этажей, пристройка новых помещений и др.) или частичная ликвидация строений и сооружений (слом отдельных конструктивных элементов) не отражены в бухгалтерском учете, необходимо по соответствующим документам определить сумму увеличения или снижения балансовой стоимости объекта и привести в описи данные о произведенных изменениях.

Машины, оборудование и транспортные средства заносятся в описи индивидуально с указанием заводского инвентарного номера по техническому паспорту организации - изготовителя, года выпуска, назначения, мощности и т.д.

Однотипные предметы хозяйственного инвентаря, инструменты, станки и т.д. одинаковой стоимости, поступившие одновременно в одно из структурных подразделений организации и учитываемые на типовой инвентарной карточке группового учета, в описях проводятся по наименованиям с указанием количества этих предметов.

Основные средства, которые в момент инвентаризации находятся вне места нахождения организации (в дальних рейсах морские и речные суда, железнодорожный подвижной состав, автомашины; отправленные в капитальный ремонт машины и оборудование и т.п.), инвентаризуются до момента временного их выбытия.

На основные средства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т.п.).

Одновременно с инвентаризацией собственных основных средств проверяются основные средства, находящиеся на ответственном хранении и арендованные.

По указанным объектам составляется отдельная опись, в которой дается ссылка на документы, подтверждающие принятие этих объектов на ответственное хранение или в аренду.

Расхождения фактического наличия основных средств с данными бухгалтерского учета, выявленные в ходе инвентаризации, должны быть обобщены. Для этого используют ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией (форма N ИНВ-26). Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия основных средств с данными бухгалтерского учета регулируются.

Основные средства, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию. Оценка выявленных инвентаризацией неучтенных объектов производится по рыночным ценам, а амортизация определяется по действительному техническому состоянию объектов с оформлением сведений об оценке и амортизации соответствующими актами.

Недостача основных средств, выявленная при инвентаризации, относится на виновных лиц по рыночным ценам.

В тех случаях, когда виновники недостачи основных средств не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом, убытки от недостач и порчи объекта списываются на расходы организации.

Результаты инвентаризации основных средств отражаются в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация.

Информация о суммах недостач и потерь от порчи основных средств отражается на активном счете 94 " Недостачи и потери от порчи ценностей".

По недостачам и порче основных средств записи производятся по дебету счета 94 " Недостачи и потери от порчи ценностей" с кредита счетов учета названных ценностей:

Дт 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

Кт 01 «Основные средства», 08 «Вложения во внеоборотные активы»

По кредиту счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» отражается списание:

- недостач основных средств, потерь от порчи - в дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» (субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба»):

Дт 73, субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба»

Кт 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»;

- недостач и потерь от порчи основных средств при отсутствии конкретных виновников, а также недостач объектов основных средств, во взыскании которых отказано судом вследствие необоснованности исков (например, при угоне автотранспортного средства, милицией прекращено производство по уголовному делу), - на счет 91 «Прочие доходы и расходы»:

Дт 91 «Прочие доходы и расходы»

Кт 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Выявленные при инвентаризации излишки основных средств или вложений во внеоборотные активы приходуются по рыночной стоимости с отнесением указанной суммы на прочие доходы организации в соответствующем отчетном периоде:

Дт 08 «Вложения во внеоборотные активы», 01 «Основные средства»

Кт 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 1 «Прочие доходы».

 

Особенности учета лизинговых операций.

Лизинг – это совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе с приобретением предмета лизинга. Участниками лизинговых отношений являются лизингодатель и лизингополучатель.

Лизингодатель – физическое или юридическое лицо, которое за счет собственных или привлеченных средств приобретает в ходе реализации договора лизинга в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга.

Лизингополучатель – физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором лизинга обязано принять предмет лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование в соответствии с договором лизинга.

Договор лизинга должен быть заключен в письменной форме и квалифицируется как договор лизинга, если он содержит указания на наличие инвестированных денежных средств в предмет лизинга и на наличие передачи предмета лизинга лизингополучателю.

Отражение лизинговых операций в бухгалтерском учете основывается на Указаниях об отражении в бухгалтерском учтете операций по договору лизинга, утвержденных приказом Минфина России от 17.02.97 г. № 15 (с изм. и доп. От 23.01.01).

В договоре лизинга должно быть указано, на балансе лизингодателя или лизингополучателя находится имущество. Та сторона, которая принимает лизинговое имущество на баланс, начисляет амортизацию. Также в договоре должно быть определено, будет ли начислять ускоренная амортизация по предмету лизинга. Для целей бухгалтерского учета амортизационные отчисления могут начисляться одним из четырех способов, предусмотренных п. 18 ПБУ 6/01. Ускоренное начисление амортизации предусмотрено только в случае применения способа уменьшаемого остатка.

Бухгалтерский учет у лизингодателя (лизинговое имущество на балансе лизингодателя).

Приобретая имущество доля передачи по договору лизинга, лизингодатель формирует стоимость этого имущества в соответствии с ПБУ 6/01. Все затраты, связанные с приобретением лизингового имущества отражаются у лизингодателя по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы». Когда первоначальная стоимость будет сформирована, имущество приходуется:

Дт 03 «Доходные вложения в материальные ценности», субсчет «Лизинговое имущество»

Кт 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Амортизация лизингового имущества, учитываемого лизингодателем на своем балансе, начисляется в соответствии с выбранным организацией и закрепленным в учетной политике методом и отражается:

Дт 20 «Основное производство»

Кт 02 «Амортизация основных средств», субсчет «Амортизация лизингового имущества».

Причитающиеся по договору лизинга платежи за отчетный период отражаются у лизингодателя записью:

Дт 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

Кт 90, субсчет 1 «Выручка».

Бухгалтерский учет у лизингодателя (лизинговое имущество на балансе лизингополучателя).

На основании договора лизинга, акта приема-передачи и других первичных документов, отражающих передачу имущества, лизингодатель может показать в бухгалтерском учете операции по выбытию предмета лизинга следующим образом:

Дт 03, субсчет «Выбытие доходных вложений в материальные ценности»

Кт 03, субсчет «Лизинговое имущество» - отражена передача на баланс лизингополучателя предмета лизинга;

Дт 97 «Расходы будущих периодов»

Кт 03, субсчет «Выбытие доходных вложений в материальные ценности» - списана стоимость предмета лизинга на расходы будущих периодов;

Дт 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

Кт 76, субсчет «Задолженность по лизинговым платежам» - отражена задолженность лизингополучателя по лизинговым платежам;

Одновременно по дебету забалансового счета 011 отражается стоимость переданного лизингового имущества.

В течение срока действия договора в учете делаются следующие записи:

Дт 51 «Расчетные счета»

Кт 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» - на сумму поступивших лизинговых платежей;

Дт 76, субсчет «Задолженность по лизинговым платежам»

Кт 90, субсчет 1 «Выручка» - выручка отчетного периода в сумме поступивших лизинговых платежей

Дт 90, субсчет 3 «НДС»

Кт 68 «Расчеты с бюджетом по налогам» - начислена задолженность бюджету по НДС от суммы платежей по договору лизинга;

Дт 90, субсчет 2 «Себестоимость продаж»

Кт 97 «Расходы будущих периодов» - отражено списание части расходов будущих периодов, приходящихся на сумму поступивших лизинговых платежей.

Это один из вариантов учета, который может использовать организация- лизингодатель. Выбранный вариант должен быть закреплен в учетной политике в целях бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет у лизингополучателя (лизинговое имущество на балансе лизингодателя).

Лизингополучатель на основании договора лизинга и акта приема-передачи имущества учитывает поступление объекта на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства». По истечении срока действия договора аренды лизингополучатель списывает стоимость этого объекта с забалансового счета 001.

При получении объекта составляется проводка:

Дт 001 «Арендованные основные средства».

В течение срока действия договора арендополучатель в бухгалтерском учете производит следующие записи:

Дт 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу» и др.

Кт 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Задолженность по лизинговым платежам» - на сумму причитающихся к уплате за период лизинговых платежей без НДС;

Дт 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретённым ценностям»

Кт 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Задолженность по лизинговым платежам - на сумму НДС;

Погашена задолженность лизингодателю по арендной плате:

Дт 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Задолженность по лизинговым платежам

Кт 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета»;

Списывается в зачёт НДС с суммы арендной платы

Дт 68 «Расчёты по налогам и сборам»

Кт 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретённым ценностям».

Если по окончании срока аренды лизинговое имущество возвращается лизингодателю, то составляется запись:

Кт 001 «Арендованные основные средства».

Бухгалтерский учет у лизингополучателя (лизинговое имущество на балансе лизингополучателя).

При учете имущества на балансе лизингополучателя предмет лизинга принимается к учету по его первоначальной стоимости (п.8. ПБУ 6/1). У лизингополучателя первоначальную стоимость предмета лизинга составляет так называемая выкупная цена. Это сумма, которую лизингополучатель обязан перечислить лизингодателю за арендованное имущество. Лизинговые платежи состоят из двух частей - платы за предмет лизинга (выкупной цены) и вознаграждения лизингодателя. Вторая часть не должна увеличивать первоначальную стоимость предмета лизинга, ее списывают на счета затрат.

В бухгалтерском учете лизингополучатель производит следующие записи:

Дт 08 «Вложения во внеоборотные активы»

Кт 76, субсчет «Арендные обязательства» - на сумму первоначальной стоимости лизингового имущества;

Дт 97 «Расходы будущих периодов»

Кт 76, субсчет «Арендные обязательства» - на сумму разницы между первоначальной стоимостью лизингового имущества и суммой договора;

Дт 19 «НДС по приобретенным материальным ценностям»

Кт 76, субсчет «Арендные обязательства» - отражен НДС;

Дт 01 «Основные средства», субсчет «Арендованные основные средства»

Кт 08 «Вложения во внеоборотные активы» - отражена стоимость лизингового имущества.

В течение срока действия договора расчеты по лизинговым платежам отражаются записями:

Дт 76, субсчет «Арендные обязательства»

Кт 76, субсчет «Задолженность по лизинговым платежам» - отражена сумма текущих лизинговых платежей с учетом НДС;

Дт 76, субсчет «Задолженность по лизинговым платежам»

Кт 51 «Расчетные счета» - оплата лизинговых платежей;

Дт 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы»

Кт 02 «Амортизация основных средств», субсчет «Амортизация арендованных основных средств» - начисление амортизации по принятому к учету предмету лизинга.

При этом в бухгалтерском учете лизингополучатель должен исчислять амортизацию исходя из собственных затрат (первоначальной стоимостью является общая сумма лизинговых платежей без НДС), а в налоговом учете – исходя из затрат лизингодателя. В налоговом учете лизингополучателю, также разрешается применять «ускоряющие» коэффициенты.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.