Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учет основных средств






 

Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 (утвержденным приказом Минфина РФ от 30.03.2001 г. № 26н в ред. приказа Минфина от 27.11.2006 г. № 156н) устанавливаются правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах. ПБУ 6/01 регулирует вопросы, касающиеся оценки, начисления амортизации, правил отражения в учете выбытия и восстановления основных средств, а также раскрытия информации об основных средствах в бухгалтерской отчетности.

К ПБУ 6/01 разработаны Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств (приказ Минфина РФ от 13.10.2003 г. № 91н), которые определяют порядок организации бухгалтерского учета основных средств в организациях. Методические указания содержат: определение основных средств, перечень форм первичной документации для учета движения основных средств; порядок оценки основных средств и способы начисления амортизации; правила учета аренды основных средств и порядок отражения в учете их выбытия.

Основные средства являются средствами труда. К ним относятся: здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги, капитальные вложения на коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы), капитальные вложения в арендованные объекты основных средств, земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы) и прочие соответствующие объекты. Они участвуют в производственном процессе многократно, при этом сохраняют натурально-вещественную форму. Перенесение стоимости основных средств на производимую продукцию осуществляется частями, в форме амортизации.

На основании письма Минфина РФ от 19.10.2000 г. № 16-00-13-07 «О лимите стоимости основных средств» с 01.01.2001 г. для отнесения имущества к основным средствам не применяется стоимостной критерий, а лишь критерий срока полезного использования. Предметы со сроком полезного использования более двенадцати месяцев независимо от их стоимости относятся к основным средствам, а предметы со сроком полезного использования менее двенадцати месяцев принимаются к учету в порядке, установленном для материалов.

В соответствии с ПБУ 6/01, в качестве основных средств к бухгалтерскому учету принимаются активы, которые соответствуют единовременно следующим условиям:

1) предназначены для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для представления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

2) предназначены для использования в течение срока полезного использования продолжительностью свыше двенадцати месяцев;

3) организация приобретает имущество не для последующей перепродажи;

4) имущество должно иметь способность приносить доход (экономическую выгоду) в будущем.

Объекты стоимостью не более 40000 рублей за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов. Конкретный предел стоимости должен быть указан в учетной политике организации.

Классификация основных средств является одним из факторов организации бухгалтерского учета, условием достоверного отражения информации об объектах основных средств в финансовой и статистической отчетности.

Организации применяют единую типовую классификацию основных средств. Основные средства подразделяются:

1) по отраслям народного хозяйства;

· промышленность;

· строительство;

· сельское хозяйство;

· торговля и общественное питание и т.д.

При классификации по этому признаку объекты основных средств относятся к той отрасли, к которой относится продукция или услуги, производимые с их участием.

2) по видам:

· здания;

· сооружения;

· рабочие и силовые машины и оборудование;

· измерительные и регулирующие приборы и устройства;

· вычислительная техника;

· транспортные средства;

· инструмент;

· производственный инвентарь;

· хозяйственный инвентарь и принадлежности

· рабочий, продуктивный и племенной скот

· многолетние насаждения;

· внутрихозяйственные дороги и т.д.

Данная классификация положена в основу аналитического учета основных средств.

3) по назначению:

· производственные (участвуют в производстве продукции или обслуживают его);

· непроизводственные (жилые дома, общежития, столовые, поликлиники, детские сады).

4) по использованию:

· находящиеся в эксплуатации;

· в реконструкции и техническом перевооружении;

· в запасе;

· на консервации;

· сданные в аренду;

· по принадлежности;

· собственные;

· арендованные.

5) по участию в производственном процессе:

· активные;

· пассивные.

6) по характеру:

· движимые;

· недвижимые.

В бухгалтерском учете основные средства подразделяются также по местам эксплуатации (цехам, отделам и т.д.) и материально-ответственным лицам.

Единицей учета основных средств является отдельный инвентарный объект (законченное устройство со всеми приспособлениями и принадлежностями к нему или отдельный обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций - станок, здание и т.д.).

В случае наличия у одного объекта нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно отличаются, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

По судам промыслового и транспортного флота рыбной промышленности инвентарным объектом является корпус судна со всем установленным на нем недвижимым оборудованием, включая основной и вспомогательный двигатели, электростанцию, погрузочно-разгрузочные механизмы, навигационные, акустические и измерительные приборы, составляющие с ним одно целое. Все движимое имущество, находящееся на судне, в инвентарный объект не входит и учитывается самостоятельно в составе основных средств или оборотных активов в зависимости от срока полезного использования. К движимому имуществу относятся: спасательные плотики и шлюпки, якоря, канаты, тросы; сигнальные, пожарные и осветительные принадлежности; навигационный, шкиперский, технологический и каютный инвентарь; орудия лова, спецодежда, промысловой снаряжение и т.д.

Каждому объекту основных средств присваивается инвентарный номер, который проставляется на самом объекте и во всех документах по учету основных средств. Инвентарный номер в течение срока использования объекта основных средств не изменяется и после его выбытия другим объектам не присваивается.

Основные средства могут быть оценены по первоначальной, остаточной и восстановительной стоимости.

Первоначальная стоимость - стоимость объектов основных средств, по которой они принимаются к учету.

Первоначальной стоимостью признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление основного средства, за исключением возмещаемых налогов, а также затраты организации на доставку объектов и приведение их в состояние, пригодное для использования.

Первоначальной стоимостью основных средств, внесенных в счет вклада в уставный капитал организации, признается их денежная оценка, согласованная учредителями.

Первоначальной стоимостью основных средств, полученных организацией безвозмездно, признается их текущая рыночная стоимость.

В бухгалтерском учете изменение первоначальной стоимости основных средств допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации объектов основных средств. Кроме того, изменение стоимости происходит еще и при переоценке основных средств.

Остаточная стоимость - разница между первоначальной стоимостью и начисленной амортизацией. По остаточной стоимости основные средства отражаются в бухгалтерском балансе.

Восстановительная стоимость - стоимость основных средств в современных условиях, при современных ценах и технике, это стоимость, по которой оцениваются основные средства после проведения переоценки.

Документальное оформление движения основных средств.

Движение основных средств оформляется типовыми формами первичной учетной документации. Постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 г. № 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств» утвержден альбом унифицированных форм первичной учетной документации.

При поступлении объекта основных средств на предприятие оформляются такие документы, как:

1) акт о приеме-передаче объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) формы № ОС-1;

2) акт о приеме-передаче здания (сооружения) формы № ОС-1а;

3) акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий и сооружений) формы № ОС-16.

Вышеназванные документы должны оформляться на каждый объект основных средств или на группу имущества, однородного по каким-либо признакам. В соответствии с настоящим постановлением документы указанных форм применяются для оформления и учета операций приема, приема-передачи объектов основных средств в организации или между организациями поступивших по договору купли-продажи, мены имущества, дарения, финансовой аренды либо путем приобретения за плату денежными средствами, изготовления для собственных нужд и ввода в эксплуатацию законченных строительством зданий (сооружений, встроенных и пристроенных помещений).

Акт формы № ОС-1 состоит из трех частей: заголовочной, основной и заключительной. Заголовочная часть, включает все необходимые реквизиты: организация-получатель, организация-сдатчик, основания для составления акта, дата, номер, корреспондирующий счет (субсчет), амортизационный (инвентарный, заводской) номер, др.

Основная часть формы представлена в виде трех разделов:

1 раздел – «Сведения о состоянии объекта основных средств на дату передачи»,

2 раздел – «Сведения об объекте основных средств на дату принятия к бухгалтерскому учету»,

3 раздел – «Краткая индивидуальная характеристика объекта основных средств» (приспособления, принадлежности и содержание драгоценных металлов, камней).

Заключительная часть включает в себя подписи участников приема-передачи, их должности и табельные номера. Организация, которая приняла имущество, должна сделать отметку в бухгалтерии об открытии инвентарной карточки учета объекта основных средств (либо записи в инвентарной книге). Акт оформляется в двух экземплярах; один экземпляр остается у организации, которая передала объект, а другой, соответственно, у организации, принявшей этот объект.

При передаче здания или сооружения в пользу другого предприятия оформляют акт о приеме-передаче здания (сооружения) формы № ОС-1а.

Аналогично акту формы № ОС-1, акт о приеме-передаче здания также включает три раздела (заголовочный, основной и заключительный). Реквизиты организации-получателя и организации-сдатчика располагаются в заголовочной части документа. В первом разделе записывается информация о состоянии объекта основных средств на дату передачи, а именно: фактический срок эксплуатации, сумма начисленной амортизации, остаточная стоимость и договорная цена.

Второй и третий разделы заполняются на основании технической документации на имущество. Здесь указываются данные об общей площади (в квадратных метрах); количество этажей; общий строительный объем, включая подземную часть; площадь встроенных, встроено-пристроенных и пристроенных помещений, а также количественные и качественные характеристики и особые примечания.

После заполнения основных реквизитов комиссия по приему-передаче подписывает окончательное заключение с приложением технической документации. Акт составляется в двух экземплярах, которые подписываются главным бухгалтером и членами комиссии, а затем передаются участникам приема-передачи.

Прием-передача объектов основных средств между организациями для включения в состав основных средств для организации-получателя или выбытия их из состава основных средств для организации-сдатчика оформляется актом о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) по форме № ОС-1б.

В соответствии с указанным постановлением данная форма документа составляется в количестве не менее двух экземпляров на группу объектов, которые утверждаются руководителями организации-получателя и организации сдатчика. К акту прилагается техническая документация, непосредственно относящаяся к данной группе объектов. В акте данные об объекте основных средств, находящемся в собственности двух или нескольких организаций, записываются соразмерно доле организации в праве общей собственности.

При заполнении раздела «Справочно» необходимо указание информации об участниках долевой собственности, а в случае, если стоимость приобретенного объекта основных средств была выражена в иностранной валюте, сведения о наименовании иностранной валюты, ее сумму по курсу ЦБ РФ на дату признания расходов по вложениям во внеоборотные активы.

На каждом предприятии организуется внутренний учет движения основных средств. Для целей контроля за перемещением имущества оформляют накладную на внутреннее перемещение объектов основных средств формы № ОС-2.

Форма № ОС-2 применяется для оформления и учета перемещения объектов основных средств внутри организации из одного структурного подразделения (цеха, отдела, участка) в другой. Она выписывается сдатчиком в трех экземплярах, подписывается ответственными лицами структурных подразделений получателя и сдатчика. Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй остается у лица, ответственного за сохранность объектов основных средств сдатчика, а третий экземпляр передается получателю.

К основным реквизитам накладной относятся:

1) наименование организации,

2) реквизиты сдатчика и получателя,

3) номер документа и дата его составления.

В накладной есть таблица для записи наименования объекта, даты его приобретения, инвентарного номера, количества и стоимости в денежном выражении. На основании накладной бухгалтер записывает сведения об объекте в инвентарную карточку объекта основных средств формы № ОС-6.

Во время эксплуатации имущество теряет свои первоначальные характеристики. В этом случае организации проводят ремонт, реконструкцию и модернизацию собственных и арендованных основных средств. На каждый объект составляется акт о приеме-передаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств формы № ОС-3.

Учет приема-сдачи таких объектов основных средств ведется с помощью указанного акта. Он включает в себя данные о состоянии объекта на момент передачи в ремонт (на реконструкцию, модернизацию), информацию о затратах, связанных с подобным ремонтом, стоимость объекта основного средства после реконструкции в денежном выражении, заверяется подписями членов приемочной комиссии.

На выполнение ремонта подрядными организациями также составляется акт о приеме-передаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств в двух экземплярах. Один экземпляр остается в организации, другой подлежит передаче подрядной организации, осуществившей ремонт. Данные акта служат источником информации для записи в инвентарной карточке формы № ОС-6.

Для аналитического учета основных средств в бухгалтерии применяются следующие формы документов:

1) инвентарная карточка учета объекта основных средств (форма № ОС-6),

2) инвентарная карточка группового учета объектов основных средств (форма № ОС-6а),

3) инвентарная книга учета объектов основных средств (форма № ОС-6б).

В единственном экземпляре в бухгалтерии на каждый объект ведется инвентарная карточка учета объекта основных средств формы № ОС-6. Она является источником информации о наличии и движении основных средств и состоит из шести разделов: сведения об объекте основных средств на дату передачи, на дату принятия к бухгалтерскому учету, о переоценке, о приеме, внутреннем перемещении и выбытии объекта основных средств, об изменении его первоначальной стоимости, о затратах на ремонт.

В бухгалтерском учете малых предприятий для учета наличия и движения собственного имущества может использоваться инвентарная книга учета объектов основных средств формы № ОС-6б.

Инвентарная книга представляет собой таблицу со следующими графами: наименование объекта, его инвентарный номер, информация о поступлении, первоначальная стоимость, срок полезного использования и сумма начисленной амортизации (износа) в денежном выражении, остаточная стоимость, данные проводимой переоценки и внутреннего перемещения объекта, включая факты выбытия.

Списание различных основных средств вследствие выбытия осуществляется на основании следующих документов:

1) акта о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) формы № ОС-4,

2) акта о списании автотранспортных средств, форма ОС-4а,

3) акта о списании групп объектов основных средств, форма № ОС-4б.

В случае если имущество предприятия становится непригодным для дальнейшей эксплуатации, то оно подлежит немедленному списанию на основании акта формы № ОС-4.

В акте формы № ОС-4 содержатся все сведения, относящиеся к выбывающему объекту, сгруппированные по трем разделам: о состоянии объекта основных средств на дату списания, в виде краткой индивидуальной характеристики объекта основных средств, о затратах, связанных со списанием объекта основных средств с бухгалтерского учета, и о поступлении материальных ценностей от их списания.

Акт составляется в двух экземплярах и подписывается членами комиссии, назначенной руководителем организации. Первый экземпляр хранится в бухгалтерии, а второй подлежит передаче лицу, ответственному за хранение объекта основных средств и является основанием для сдачи на склад и реализации материальных ценностей, оставшихся в результате списания.

К акту прилагается перечень документов с заключением членов комиссии, данные из формы № ОС-4 переносятся в книгу учета объектов основных средств № ОС-6.

Списание автотранспортных средств оформляется соответствующим актом формы № ОС-4а. Акт содержит подробные сведения об автотранспортном средстве, его стоимости (первоначальной, восстановительной, остаточной), начисленной амортизации. Акт формы № ОС-4а составляется в двух экземплярах (один для бухгалтерии, другой – для ответственного лица). Для списания автотранспортных средств необходим документ, который подтверждает снятие с учета в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ. В заключительной части документа выявляются результат от списания, выручка от реализации и ставится подпись главного бухгалтера. После списания в инвентарной книге (формы № ОС-6) записывается, что объект снят с учета и полностью списании с производства.

Помимо указанных унифицированных форм первичной документации применяются акт о приеме (поступлении) оборудования форма № ОС-14, акт о приеме-передаче оборудования в монтаж формы № ОС-15, акт о выявленных дефектах оборудования формы № ОС-16.

Все вышеперечисленные документы должны содержать необходимые реквизиты и коды в соответствии с общероссийскими классификаторами.

Учет поступления и выбытия основных средств.

Синтетический учёт основных средств ведётся на активном счёте 01 «Основные средства», по дебету счета отражается поступление основных средств, по кредиту – выбытие. Амортизация основных средств учитывается обособленно на счёте 02 «Амортизация основных средств», по кредиту показывается – начисление амортизации, по дебету – списание амортизации по выбывшим объектам.

Порядок учёта поступления основных средств зависит от источника их поступления. Основные средства могут поступать на предприятие в результате:

- приобретения за плату;

- возведения силами организации или подрядчика;

- от учредителей в счёт вклада в уставной капитал;

- безвозмездно (по договору дарения);

- по договорам мены (предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами);

- оприходование неучтённых ранее объектов;

- поступление основных средств по договорам лизинга.

Поступление основных средств в бухгалтерском учёте отражается в объёме вложений во внеоборотные активы через счет 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Независимо от того, как поступил объект в организацию, при вводе его в эксплуатацию составляется бухгалтерская проводка:

Дт 01 «Основные средства»

Кт 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Порядок же отражения расходов, связанных с поступлением объекта различен в зависимости от источника поступления.

При приобретении за плату основных средств, не требующих монтажа, в учёте составляются следующие проводки:

1. Дт 08 «Вложения во внеоборотные активы»

Кт 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» - акцептован счёт поставщика за объект основных средств без НДС;

2. Дт 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретённым ценностям», субсчёт «Налог на добавленную стоимость при приобретении основных средств»

Кт 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» - на сумму НДС;

3. Дт 08 «Вложения во внеоборотные активы»

Кт 10 «Материалы», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и др. – в зависимости от произведенных расходов, связанных с приобретением объекта, его установкой, доведением до состояния, пригодного к эксплуатации;

4. Дт 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками»

Кт 51 «Расчетный счет», 55 «Прочие счета в банках» - оплачена задолженность поставщику за объект основных средств;

5. Дт 01 «Основные средства»

Кт 08 «Вложения во внеоборотные активы» - ввод объекта основных средств в эксплуатацию;

6. Дт 68 «Расчёты по налогам и сборам»

Кт 19-1 «Налог на добавленную стоимость по приобретённым ценностям», субсчёт «Налог на добавленную стоимость при приобретении основных средств» - возмещен НДС по введённому в эксплуатацию объекту.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.