Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Учет долгосрочных инвестиций
Учет вложений во внеоборотные активы рассматривается в учете как долгосрочные инвестиции. Под долгосрочными инвестициями понимают затраты на создание, увеличение размеров, а также приобретение внеоборотных активов длительного пользования (свыше одного года), не предназначенных для продажи. Инвестиционная деятельность организации осуществляется на основании Федерального закона от 25 февраля 1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». Долгосрочные инвестиции связаны с: - осуществлением капитального строительства; - приобретением зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств и других объектов основных средств; - приобретением земельных участков и объектов природопользования; - приобретением и созданием активов нематериального характера. Целями учета долгосрочных инвестиций являются: - своевременное, полное и достоверное отражение всех произведенных расходов при строительстве и приобретении объектов по их видам и учитываемым объектам; - обеспечение контроля за ходом выполнения строительства, вводом в действие производственных мощностей и объектов основных средств; - правильное определение и отражение инвентарной стоимости вводимых в действие и приобретенных объектов основных средств, земельных участков, объектов природопользования и нематериальных активов; - осуществление контроля за наличием и использованием источников финансирования долгосрочных инвестиций. Вложения во внеоборотные активы отражаются по видам и объектам в бухгалтерском учете на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». Для учета затрат как объектов учета вложений во внеоборотные активы открываются следующие счета: 1. «Приобретение земельных участков». 2. «Приобретение объектов природопользования». 3. «Строительство объектов основных средств» - по капитальному строительству. 4. «Приобретение объектов основных средств» - по приобретениям отдельных объектов основных средств. 5. «Приобретение нематериальных активов» - по затратам, связанным с принятием на учет созданных нематериальных активов. 6. «Перевод молодняка животных в основное стадо» - по затратам, связанным с формированием стада скота. 7. «Приобретение взрослых животных». Если организация приобретает здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и любые другие отдельные объекты основных средств, а также нематериальные активы, их стоимость отражается на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» согласно оплаченным или принятым к оплате счетам продавцов, до момента ввода в эксплуатацию. Инвентарная стоимость приобретаемых основных средств слагается из фактических затрат на их приобретение и расходов на доведение их до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях. Такие внеоборотные активы переводятся в состав основных средств на счет 01 «Основные средства» в размере инвентарной стоимости по поступлении их на предприятие и окончании работ по их доведению до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях, на основании акта приемки-передачи основных средств. Инвентарная стоимость нематериальных активов также складывается из затрат по их созданию или приобретению и расходов по доведению их до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях. По мере создания или поступления таких активов на предприятие они зачисляются в состав нематериальных активов на счет 04 «Нематериальные активы» на основании акта приемки. Стоимость приобретения основных средств складывается из сумм, уплаченных инвестором по счетам поставщиков (за минусом НДС), а также транспортных расходов по доставке имущества, расходов на установку и т.п. В бухгалтерском учете при этом делаются записи: Дт 08 «Вложения во внеоборотные активы» Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками – оприходовано оборудование, Дт 19 «НДС по приобретенным материальным ценностям» Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – учтен НДС по приобретенному основному средству; Дт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Кт 51 «Расчетные счета» – оплачены счета поставщиков; Дт 08 «Вложения во внеоборотные активы» Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – учтены прочие расходы по приобретению оборудования; Дт 19 «НДС по приобретенным материальным ценностям» Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - учтен НДС по приобретенному основному средству. Таким образом, на счете 08 формируется инвентарная стоимость основного средства. После всех операций, связанных с вводом в действие основного средства, происходит перевод произведенных капитальных вложений в состав основных средств: Дт 01 «Основные средства» Кт 08 «Вложения во внеоборотные активы» – введено в эксплуатацию основное средство. В состав затрат на приобретение внеоборотных активов включаются такие затраты, как проценты по кредиту. Они увеличивают стоимость основного средства до момента определения инвентарной стоимости и включения имущества в состав основных средств на счет 01. Потом начисленные проценты учитываются в составе текущих затрат организации. Но для определения первоначальной стоимости основного средства для целей налогового учета проценты по кредит не учитываются. Проценты сразу включаются в состав прочих расходов. Как правило, в схеме инвестиционно-строительного процесса участниками являются инвестор, заказчик и подрядчик. Организация, для которой производится строительство, называется инвестор. Она производит финансирование – вложение денежных средств в создание нового объекта строительства. Инвестор – юридическое или физическое лицо, осуществляющее вложения собственных, заемных и привлеченных средств в создание и воспроизводство основных средств. Если финансовых возможностей одной организации недостаточно, привлекаются дополнительные инвесторы, которых называют соинвесторами. Для организации самого процесса строительства инвестор заключает договор со специализированной организацией, которая называется заказчик-застройщик. Деятельность заказчика-застройщика заключается в организации процесса строительства. Эта организация занимается подбором подрядных строительных организаций, осуществляет технический и архитектурный надзор за строительством. Строительные работы непосредственно выполняют подрядные организации – генподрядчик и субподрядчики. Подрядчик – юридическое лицо, выполняющее подрядные работы для застройщика по договору на строительство. Любая подрядная организация для выполнения работ может нанять нового субподрядчика. В этом случае для своих субподрядчиков она выступает в роли генподрядчика. Инвестор и заказчик заключают инвестиционный договор (договор на выполнение функций заказчика), который устанавливает порядок их взаимоотношений. Инвестор производит только финансирование строительства. Заказчик организует строительство и контроль за строительством объекта, указанного в договоре. В качестве капитальных вложений инвесторы используют как собственные, так и привлеченные средства. Осуществление капитальных вложений по объектам строительства может происходить как за счет одного, так и за счет нескольких источников одновременно. В этом случае с организациями-соинвесторами заключаются различные договоры на привлечение денежных средств для инвестирования долевого участия в строительстве. Собственные средства на финансирование капитального строительства могут формироваться из следующих источников - из уставного капитала организации; - за счет амортизационных отчислений на восстановление основных средств; - из части чистой прибыли организации; - за счет специальных (целевых) фондов; - из сумм возмещений, полученных организациями в результате наступления страховых случаев, связанных с основными средствами, с объектами строительства; - за счет выручки от реализации основных средств, созданных или приобретенных организацией в ходе строительства объекта. Наиболее часто встречаются ситуации, когда финансирование происходит из чистой прибыли или за счет привлеченных средств (как в форме кредитов от банков, так и в форме займа от иных организаций). Денежными средствами, полученными по кредиту, инвестор рассчитывается с подрядчиками, а стоимость подрядных работ увеличивает стоимость здания (сооружения). Источником возврата средств по кредиту являются собственные средства инвестора. Правила бухгалтерского учета позволяют организациям-инвесторам аккумулировать финансовые средства для капитального строительства объектов с помощью создания специальных фондов целевого назначения. Движение средств по таким фондам может отражаться на счетах бухгалтерского учета. Однако по некоторым источникам финансирования движение средств отражается только внесистемно. Например, использование такого собственного источника финансирования капитального строительства, как амортизационные отчисления, не отражается непосредственно на счетах бухгалтерского учета организации. Сумма начисленной амортизации определяется как сальдо по счету 02 «Амортизация основных средств». Этот счет предназначен для определения амортизации и остаточной стоимости объекта основных средств, а не для определения источника финансирования капитального строительства. Поэтому финансирование капитального строительства за счет амортизационных отчислений определяют расчетным путем. Для формирования необходимой информации, используемой для принятия управленческих решений, необходимо вести аналитический учет начисления амортизации в ведомости финансирования капитального строительства. Статьи затрат, включаемых в себестоимость объекта. Себестоимость основного средства в результате строительства складывается из следующих затрат: - оплата по договору поставки поставщику материалов (услуг) при их использовании на строительстве объекта; - оплата за выполнение работ по договорам. Необходимо обратить внимание, что если в процессе строительства была произведена оплата организациям за осуществление каких-либо строительных работ (по договору подряда), а часть работ выполнена самостоятельно, данное строительство должно рассматриваться как смешанное, т.е. строительство подрядным и хозяйственным способом, что влечет особый порядок налогообложения; - оплата консультационных и информационных услуг, связанных со строительством основного средства; - оплата регистрационных сборов, государственных пошлин и других аналогичных платежей, произведенных с приобретением права на объект; - таможенные пошлины и иные платежи; - невозмещаемые налоги; - иные затраты, непосредственно связанные с сооружением объекта и затраты по доведению его до состояния, в котором он будет пригоден к эксплуатации. По своей технологической структуре капитальные вложения слагаются из стоимости следующих видов работ и затрат: - строительных; - по монтажу оборудования; - оборудования (требующего и не требующего монтажа), предусмотренного в сметах на строительство; - инструмента и инвентаря, включаемых в сметы на строительство; - машин и оборудования, не входящих в сметы на строительство; - прочих капитальных работ и затрат. В обычных условиях сумма прочих затрат не должна превышать 5% общих затрат на строительство. Нормативно такая сумма не установлена, однако в правилах бухгалтерского учета определено, что, если данная сумма превышает 5%, такие затраты должны учитываться обособленно и быть расшифрованы. В противном случае информативность учета будет недостаточной, что приводит к недостаточному контролю. В состав прочих капитальных работ и затрат входят: - проектно-изыскательные работы (включая затраты по разработке технико-экономических обоснований капитальных вложений), осуществляемые за счет капитальных вложений, а также авторский надзор проектных организаций, экспертизы проектов. Такие затраты обособленно учитываются, так как проектно-изыскательские работы зачастую относятся сразу к нескольким объектам строительства. Поэтому и возникает необходимость распределения произведенных затрат между объектами строительства: - затраты на содержание дирекции строящихся предприятий, а также на содержание аппарата подразделений капитального строительства на действующих предприятиях, финансируемых за счет средств, направленных на капитальное строительство, и технического надзора (включая затраты на содержание аппарата управления (отдела) капитального строительства единого заказчика). Необходимо отметить, что в сметах на строительство эти расходы жестко нормируются; - расходы по отводу земельных участков и переселению в связи со строительством; - затраты, связанные с компенсациями за сносимые строения и садово-огородные насаждения, посев, вспашку и другие сельскохозяйственные работы, произведенные на отчуждаемой территории, возмещением убытков и потерь по переносу зданий и сооружений (или строительство новых зданий и сооружений взамен сносимых), по возмещению убытков, причиняемых проведением водохозяйственных мероприятий; прекращением или изменением условий водопользования, по возмещению потерь сельскохозяйственного производства при отводе земель. Так как при разработке сметы производится точная оценка данных затрат, ведение их обособленного учета позволяет оперативно проверять правомерность претензий потенциальных получателей компенсаций; - затраты, связанные с освоением новых земель взамен изымаемых у землепользователей земельных участков для строительства и других государственных и общественных нужд; - плата за землю при выкупе земельного участка для строительства (оплата услуг адвокатов, агентов по операциям с недвижимостью, других посредников, пошлины и т.п.); - затраты по насаждению и выращиванию многолетних плодово-ягодных культур, садов, на создание защитных лесных полос, в том числе вдоль автомобильных и железных дорог; - затраты на проведение культуро-технических работ на землях, не требующих осушения, и на террасирование крутых склонов; - расходы, предусмотренные в проектах и сметах строящихся зданий или сооружений на научно-исследовательские работы по уточнению строительных и технологических проектных решений и связи со спецификой местных условий строительства и особенностями работы данного предприятия или сооружения; - расходы на организацию и проведение подрядных торгов. В инвестиционном договоре между инвестором и заказчиком могут быть предусмотрены и иные прочие затраты. При этом обязательным является условие, что в проектно-сметной документации такие затраты учтены. Не все затраты заказчика по капитальному строительству формируют инвентарную стоимость объектов, вводимых в эксплуатацию (затраты по строительству, в размере которых объект вводится в состав основных средств). В связи с этим затраты по капитальному строительству необходимо рассматривать отдельно – как затраты, формирующие инвентарную стоимость объектов основных средств, и затраты по работам, не увеличивающие стоимости основных средств. В бухгалтерском учете отражение затрат, не увеличивающих стоимости основных средств, является достаточно важным участком учета. Неверное отнесение их в состав прочих расходов, увеличивающих стоимость объекта строительства, и включение в инвентарную стоимость влечет за собой ряд нарушений. В первую очередь это завышение амортизационных отчислений, которые формируют себестоимость изготавливаемой продукции. Кроме этого, нарушается начисленная сумма налога на имущество у собственника этого объекта. Как правило, при проведении налоговых проверок, когда выявляется подобная ошибка, суммы переплаченного налога на имущество засчитываются в счет недоплаты по налогу на прибыль. Затраты, не увеличивающие стоимости объекта строительства, разделяются на затраты, предусмотренные и не предусмотренные в смете. К затратам, предусмотренные в сводных сметных расчетах стоимости строительства, в частности, относятся: - затраты на подготовку эксплуатационных кадров для основной деятельности строящихся предприятий; - расходы перспективного характера: геологоразведочные, изыскательские и другие, связанные со строительством объектов, в случае невозможности их включения в дальнейшем в стоимость строительства объектов; - расходы, связанные с возмещением собственникам стоимости принадлежащих им строений и посадок, сносимых при отводе земельных участков под строительство. К затратам, не предусмотренным в сводных сметных расчетах стоимости строительства, относятся: - затраты застройщиков по объектам, не законченным строительством, а также стоимость других материальных ценностей, переданных безвозмездно другим предприятиям (основанием для списания этих затрат, кроме соответствующих актов приемки-передачи, является также справка принимающей стороны об отражении в учете упомянутых затрат); - расходы по оплате процентов по кредитам банков сверх учетных ставок, установленных Центральным банком Российской Федерации; - убытки по основным средствам строительства, а также от разрушения не законченных строительством зданий и сооружений, возникшие от стихийных бедствий (в том числе приведшие к их ликвидации); - затраты на консервацию строительства; - расходы по сносу, демонтажу и охране объектов, прекращенных строительством; - расходы, связанные с уплатой процентов, штрафов, пени и неустоек за нарушение в финансово-хозяйственной деятельности; - другие затраты. Следует учесть, что фактические затраты общехозяйственные (накладные) расходы не включаются, кроме случаев, когда они непосредственно связаны со строительством. Например, если организация ведет собственное строительство и выполняет какие-либо подрядные работы, расходы на подготовку и переподготовку работников организации должны распределяться между объектами по договорам подряда и не относиться на стоимость собственного строительства. Если же повышение квалификации работников производилось только в целях выполнения собственного строительства, они должны рассматриваться как непосредственно связанные с данным строительством и полностью относиться на его стоимость. До окончания работ по строительству все фактически произведенные затраты учитываются как незавершенное строительство на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», согласно оплаченным или принятым к оплате счетам продавцов после их оприходования или постановки на учет. Строительство зданий и сооружений инвестор может вести самостоятельно. В этом случае строительство ведется хозяйственным способом. Если же строительство ведется путем привлечения сторонней организации, такой способ строительства называется подрядным. Кроме этого, строительство для собственного потребления может происходить одновременно собственными силами и с привлечением подрядчиков. В учете такое строительство также будет отражаться частично как подрядное строительство и частично как строительство хозяйственным способом. Инвестор совмещает функции заказчика при строительстве подрядным способом Если организация-инвестор одновременно является застройщиком, все затраты на строительство здания собираются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет «Строительство объектов основных средств». При этом «входной» НДС по затратам на строительство учитывается на счете 19. Когда строительство завершено, объект завершенного строительства должна принять госкомиссия. Затем необходимо зарегистрировать собственность на квартиры или здание. Осуществляя госрегистрацию, инвестор несет дополнительные расходы, например оплачивает рассмотрение заявления и внесение записи в Единый государственный реестр. Эти затраты в бухгалтерском и налоговом учете включаются в стоимость объекта строительства: Дт 08 «Вложения во внеоборотные активы» Кт 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»– отражены расходы по государственной регистрации; Дт 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» Кт 51 «Расчетные счета» – оплачены расходы по государственной регистрации; Учет работ, когда инвестор совмещает функции заказчика при строительстве хозяйственным способом Организация-инвестор может привлекать для своего строительства подрядную строительную организацию. Затраты, получаемые от подрядчиков, учитываются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» к корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Пример. Рыбный порт приобрел недостроенное здание за 1581200 руб. (в т.ч. 18 % НДС) и продолжил его строительство под холодильник хозяйственным способом. Для этого были приобретены материалы на сумму 637200 руб., в том числе 18 % НДС и переданы на строительство объекта, а также осуществлены другие расходы: амортизация основных средств – 17000 руб., заработная плата – 180000 руб., ЕСН – 47340 руб. Бухгалтерские записи по формированию стоимость объекта отражены в таблице 4 Таблица 4 Бухгалтерские записи Рыбного порта
Учет работ, когда работы выполняются частично хозяйственным и частично подрядным способом Инвестор может организовать строительство таким способом, когда часть работ производит сторонняя подрядная организация, а частично работы производит сам инвестор.
Пример. Для строительства здания организация приобрела строительные материалы на сумму 59000 руб., в том числе НДС 9000 руб. Работника, выполнявшим строительство, была начислена заработная плата и ЕСН на сумму 20000 руб. Стоимость услуг подрядчика составляет 177000 руб., в том числе НДС 27000 руб. В бухгалтерском учете данные операции должны отражаться следующим образом: Дт 08 Кт 60 – 150000 руб. – приняты к учету работы подрядной организации; Дт 19 Кт 60 – 27000 руб. – учтен НДС от подрядчика; Дт 60 Кт 51 – 177000 руб. – оплачены услуги подрядной организации; Дт10 Кт60 – 50000 руб. – приобретены материалы у поставщика; Дт 19 Кт 60 – 9000 руб. – учтен НДС по материалам; Дт 60 Кт 51 – 59000 руб. – произведена оплата за материалы; Дт 08 Кт 10 – 50000 руб. – использованы материалы для строительства; Дт 08 Кт 70, 69 – 20000 руб. – отнесена на стоимость строительства сумма заработной платы и ЕСН; Дт 01 Кт 08 – 220000 руб. – введено в эксплуатацию основное средство по первоначальной стоимости (150000 + 50000 + 20000); Дт 19 Кт 68 – 12600 руб. – начислен НДС по строительным работам, выполненным для собственного потребления (50000 + 20000) х 18%; Дт 68 Кт 19 – 27000 руб. – принят к вычету НДС от подрядчика; Дт 68 Кт 19 – 9000 руб. – принят к вычету НДС от поставщика материалов; Дт 68 Кт 19 – 12600 руб. – принят к вычету НДС по строительным работам, выполненным для собственного потребления, со счетом-фактурой.
Объект строительства может быть введен в эксплуатацию только в том случае, если имеются формы КС-11, КС-14.
Учёт в подрядных организациях В конце каждого отчётного периода организация должна рассчитать итог своей работы: определить объём реализации продукции (работ) и подсчитать затраты на выполнение. Весь объём выполненных работ, до момента сдачи их своему генподрядчику, подрядчик учитывает как незаконченное строительное производство на счёте 20 «Основное производство». Положение по бухгалтерскому учёту «Учёт договоров строительного подряда» (ПБУ 2/08), утверждённое приказом Минфина России от 24 октября 2008 г. № 116н, устанавливает особенности порядка формирования в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о доходах, расходах и финансовых результатах организациями, выступающими в качестве подрядчиков либо в качестве субподрядчиков в договорах строительного подряда, длительность выполнения которых составляет более одного отчетного года (долгосрочный характер) или сроки начала и окончания которых приходятся на разные отчетные годы. В соответствии с данным ПБУ бухгалтерский учет доходов, расходов и финансовых результатов ведется отдельно по каждому исполняемому договору. В случае, когда одним договором предусмотрено строительство комплекса объектов для одного или нескольких заказчиков по единому проекту, для целей бухгалтерского учета строительство каждого объекта должно рассматриваться как отдельный договор при соблюдении одновременно следующих условий: а) на строительство каждого объекта имеется техническая документация; б) по каждому объекту могут быть достоверно определены доходы и расходы. Два и более договоров, заключенных организацией с одним или несколькими заказчиками, должны рассматриваться для целей бухгалтерского учета как один договор при соблюдении одновременно следующих условий: а) в силу взаимосвязи отдельные договоры фактически относятся к единому проекту с нормой прибыли, определенной в целом по договорам; б) договоры исполняются одновременно или последовательно (непрерывно следуя один за другим). В случае, когда при исполнении договора в техническую документацию вносится дополнительный объект строительства (дополнительные работы), для целей бухгалтерского учета строительство дополнительного объекта (выполнение дополнительных работ) должно рассматриваться как отдельный договор при соблюдении хотя бы одного из следующих условий: а) дополнительный объект (дополнительные работы) по конструкционным, технологическим или функциональным характеристикам существенно отличается от объектов, предусмотренных договором; б) цена строительства дополнительного объекта (дополнительных работ) определена на основе согласованной сторонами дополнительной сметы. Доходы по договору признаются организацией доходами от обычных видов деятельности (далее - выручкой по договору) в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету " Доходы организации" ПБУ 9/99. Величина выручки по договору определяется исходя из стоимости работ по определенной в договоре цене, корректируемой в случаях и на условиях, предусмотренных договором, в связи с: - возникающими в ходе исполнения договора согласованными сторонами изменениями стоимости работ по договору (отклонения), которые обуславливаются либо использованием более качественных и дорогостоящих строительных материалов и конструкций, а также выполнением работ, более сложных по сравнению с предусмотренными в технической документации, или работ, не предусмотренных в технической документации (увеличение выручки по договору), либо неисполнением каких-либо работ, предусмотренных в технической документации (уменьшение выручки по договору); - предъявляемыми организацией к заказчикам и иным лицам, указанным в договоре, требованиями (претензии): о возмещении затрат, не учтенных в смете, которые организация была вынуждена понести в связи с действиями (бездействием) указанных лиц; о возмещении разумных расходов, понесенных в связи с установлением и устранением дефектов в технической документации, предоставленной заказчиком или проектной организацией (например, в связи с обнаружением в ходе строительства подпочвенных вод), в связи с задержкой или остановкой работы из-за неоказания заказчиком организации содействия, предусмотренного условиями договора (например, по передаче организации в пользование необходимых для выполнения работ зданий и сооружений, обеспечению временной подводки сетей энергоснабжения, водопровода) и т.д. (увеличение выручки по договору); - выплачиваемыми организации дополнительно сверх сметы по условиям договора суммами (далее - поощрительные платежи), например, за сокращение сроков строительства и др. (увеличение выручки по договору). Расходы по договору признаются организацией расходами по обычным видам деятельности в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету " Расходы организации" ПБУ 10/99. Расходами по договору являются понесенные организацией за период с начала исполнения договора до его завершения: расходы, связанные непосредственно с исполнением договора (прямые расходы по договору); часть общих расходов организации на исполнение договоров, приходящаяся на данный договор (косвенные расходы по договору); расходы, не относящиеся к строительной деятельности организации, но возмещаемые заказчиком по условиям договора (прочие расходы по договору). В состав прямых расходов по договору, помимо фактически понесенных, включаются ожидаемые неизбежные расходы (предвиденные расходы), возмещаемые заказчиком по условиям договора. Предвиденные расходы принимаются к учету либо по мере их возникновения в процессе выполнения работ по строительству (по устранению недоделок в проектах и строительно-монтажных работах, по разборке оборудования из-за дефектов антикоррозийной защиты и т.п.), либо путем образования резерва на покрытие предвиденных расходов (на гарантийное обслуживание и гарантийный ремонт созданного объекта и т.п.). Под прямыми затратами понимаются расходы, связанные с производством строительных работ, которые можно прямо и непосредственно включать в себестоимость работ по соответствующим объектам учёта: - стоимость использованных в производстве материалов, строительных конструкций и деталей, топлива, энергии, пара, воды (а также износа временных (нетитульных) сооружений и устройств); - расходы на оплату труда рабочих; - расходы на содержание и эксплуатацию строительных машин и механизмов. Резерв на покрытие предвиденных расходов образуется при условии, что такие расходы могут быть достоверно определены. Не связанные непосредственно с исполнением договора доходы организации, полученные при исполнении других видов договоров, в выручку по договору не включаются и учитываются как прочие доходы либо относятся в уменьшение прямых расходов по договору. К таким доходам относятся, например: доходы по договору купли-продажи от продажи организацией излишних строительных материалов и конструкций, приобретенных для исполнения договора; доходы в виде арендной платы за сданные в аренду другим лицам строительные машины и оборудование, которые временно не используются для исполнения договора. Косвенные расходы по договору включаются в расходы по каждому договору путем распределения общих расходов организации на исполнение договоров. Способы распределения между договорами косвенных расходов определяются организацией самостоятельно (например, путем расчетов с использованием сметных норм и расценок, отражающих современный уровень производственных, технологических и организационных нормативов в строительстве) и применяются систематически и последовательно. Прочие расходы по договору могут включать отдельные виды расходов на общее управление организацией, на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, другие расходы, возмещение которых заказчиком специально предусмотрено в договоре. Расходы, связанные непосредственно с подготовкой и подписанием договора (на разработку технико-экономического обоснования, подготовку договора страхования рисков строительных работ и т.п.), понесенные организацией до даты его подписания, включаются в расходы по договору, если они могут быть достоверно определены и если в отчетном периоде, в котором они возникли, существует вероятность, что договор будет подписан. При несоблюдении данных условий указанные расходы признаются прочими расходами того периода, в котором они понесены. Расходы по договору признаются в том отчетном периоде, в котором они понесены. При этом расходы, относящиеся к выполненным по договору работам, учитываются как затраты на производство, а расходы, понесенные в связи с предстоящими работами, - как расходы будущих периодов. По мере признания выручки по договору расходы по договору списываются для определения финансового результата отчетного периода. Планирование и учёт затрат на производство строительных работ осуществляются по договорам на строительство. То есть в большинстве случаев учёт затрат по каждой стройке и по каждому договору на строительство должен вестись отдельно. Если предприятие осуществляет однотипные строительные работы по разным договорам, то объединять такие затраты запрещается. Наиболее распространённым способом организации раздельного учёта является применение субсчетов к счёту 20, например: 20-1 «Затраты по договору 1»; 20-2 «Затраты по договору 2». Организовать раздельный учёт затрат можно с помощью регистров бухгалтерского учёта. Порядок организации раздельного учёта необходимо определить внутренними организационно-распорядительными документами, например учётной политикой организации. Таким образом, если строительное предприятие выполняет работу на разных объектах, например ремонт швов на одном здании и покраску наружных стен на другом здании, то необходимо открывать отдельные субсчета по данным работам. Если эти работы выполняются для одного и того же заказчика по единому проекту, эти затраты можно объединить. Несмотря на то, что при образовании финансового результата из общего счёта 20 расчётным путём можно сформировать себестоимость работ по отдельному договору, отсутствие раздельного учёта является нарушением. Поэтому, если затраты и финансовый результат по каждому договору или проекту (в рамках одного договора) могут быть установлены отдельно, следует вести раздельный учёт затрат. В настоящее время основным методом учёта затрат на производство строительных работ является позаказный метод. При применении данного метода, объектом учёта будет являться отдельный заказ, открываемый на каждый объект строительства (или отдельный вид работ) в соответствии с договором, на производство работ, по которому ведётся учёт затрат нарастающим итогом до окончания выполнения работ по заказу. Выручка по договору и расходы по договору признаются способом " по мере готовности", если финансовый результат (прибыль или убыток) исполнения договора на отчетную дату может быть достоверно определен. Способ " по мере готовности" предусматривает, что выручка по договору и расходы по договору определяются исходя из подтвержденной организацией степени завершенности работ по договору на отчетную дату и признаются в отчете о прибылях и убытках в тех же отчетных периодах, в которых выполнены соответствующие работы независимо от того, должны или не должны они предъявляться к оплате заказчику до полного завершения работ по договору (этапа работ, предусмотренного договором). Для признания выручки по договору и расходов по договору способом " по мере готовности" организация может использовать следующие способы определения степени завершенности работ по договору на отчетную дату: - по доле выполненного на отчетную дату объема работ в общем объеме работ по договору (например, путем экспертной оценки объема выполненных работ или путем подсчета доли, которую составляет объем выполненных работ в натуральном выражении (в километрах дорожного полотна, кубометрах бетона и т.п.) в общем объеме работ по договору); - по доле понесенных на отчетную дату расходов в расчетной величине общих расходов по договору (например, путем подсчета доли понесенных расходов в натуральном и стоимостном измерителе в расчетной величине общих расходов по договору в том же измерителе). При определении степени завершенности работ по договору на отчетную дату по доле понесенных на отчетную дату расходов в расчетной величине общих расходов по договору: - понесенные на отчетную дату расходы подсчитываются только по выполненным работам. Расходы, понесенные в счет предстоящих работ по договору (например, стоимость материалов, переданных для выполнения работ, но еще не использованных для исполнения договора, арендная плата, перечисленная в отчетном периоде, но относящаяся к будущим отчетным периодам), и авансовые платежи организациям, выступающим в качестве субподрядчиков по договору, не включаются в сумму понесенных на отчетную дату расходов; - расчетная величина общих расходов по договору исчисляется как сумма всех фактически понесенных на отчетную дату расходов и расчетной величины расходов, которые предстоит понести для завершения работ по договору. В случае, когда достоверное определение финансового результата исполнения договора в какой-то отчетный период невозможно (например, на начальном этапе исполнения договора, когда уточняются условия договора, касающиеся величины расходов, возмещаемых заказчиком), но существует вероятность, что расходы, понесенные при исполнении договора, будут возмещены, выручка по договору признается в отчете о прибылях и убытках в величине, равной сумме понесенных расходов, которые в этот отчетный период считаются возможными к возмещению. Расходы, вероятность возмещения которых отсутствует (например, по договорам, которые могут быть признаны недействительными сделками или по которым стороны не могут выполнить свои договорные обязательства), признаются расходами по обычным видам деятельности отчетного периода. Если на отчетную дату существует неопределенность в возможности поступления всех предполагавшихся по договору отклонений, претензий, поощрительных платежей, то сумма, которая может быть не получена организацией (ожидаемый убыток), признается расходами по обычным видам деятельности отчетного периода (без уменьшения суммы ранее признанной выручки по договору). При этом величина ожидаемого убытка признается независимо от того, на какой стадии исполнения договора возник ожидаемый убыток. Учёт материальных затрат К материалам, включаемым в себестоимость строительных работ в составе постоянных расходов, относят только те материалы, которые непосредственно используются при выполнении работ. В статью затрат «Материалы» включаются расхода на используемые непосредственно при выполнении строительных работ материалы, строительные конструкции, детали, топливо, электроэнергию, пар, воду и другие виды материальных ресурсов. Стоимость таких затрат определяется исходя из стоимости приобретения этих ресурсов, расходов на их доставку до приобъектного склада и заготовительно-складских расходов. Не учитываются по статье «Материалы» затраты на материалы, используемые в подсобных производствах, запасные части, энергия, материалы, предназначенные для ремонта машин и механизмов, материалы, расходуемые на другие нужды строительства, предусматриваемые в составе накладных расходов.
|