Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Учетная политика организаций рыбной промышленности
Документом, определяющим организацию ведения бухгалтерского учета на предприятии, является ПБУ 1/2008, которое определяет структуру и содержание учетной политики организации. Формированием приказа об учетной политике занимается главный бухгалтер, но утверждает ее руководитель организации (в последние дни декабря отчетного года). Учетная политика – совокупность способов ведения бухгалтерского учета (первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущая группировка, итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности). Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых, заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денежных средств или финансовых результатов деятельности организации. К способам относятся: 1. Способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности. 2. Изменение стоимости активов, т.е. амортизации и метода начисления амортизации. 3. Организация документооборота. 4. Инвентаризация. 5. Способы применения счетов бухгалтерского учета. 6. Система регистров бухгалтерского учета. 7. Обработка информации для составления бухгалтерской отчетности. Пункт 6 ПБУ 1/2008 «Учётная политика организаций» определил требования, предъявляемые к учётной политики организации, представленные на рисунке 1. Требование полноты – выбранный организацией вариант учётной политики должен обеспечить полноту отражения в бухгалтерском учёте всех фактов хозяйственной деятельности. Осмотрительность – обеспечение большей готовности к бухгалтерскому учёту потерь (расходов) и пассивов, чем возможных доходов и активов (не допускается создания скрытых резервов). Приоритет содержания перед формой – отражение в бухгалтерском учёте фактов хозяйственной деятельности, исходя не только из правовой нормы, но и из их экономического содержания и условий хозяйствования. Непротиворечивость – тождество данных аналитического и синтетического учёта на первое число каждого месяца, а также показателям бухгалтерской отчётности. Рациональность – рациональное и экономное ведение бухгалтерского учёта исходя из условий хозяйственной деятельности и величины предприятия. Исполнение требования рациональности предполагает сопоставление затрат на организацию системы бухгалтерского учёта с реальным полезным эффектом от её действия. Формирование учётной политики осуществляется на основе следующих основных допущений, представленных на рисунке 2. Допущение имущественной обособленности – активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций. В законе от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учёте» этот принцип отражён в п. 2 ст. 8, согласно которой имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации. Данное допущение означает, что на балансе организации не должно быть имущества, не принадлежащего данной организации. Имущество, находящееся под контролем организации, но не принадлежащей ей на праве собственности, учитывается за балансом (на забалансовых счетах) по правилам простой бухгалтерии, т.е. без использования простой двойной записи по счетам. Допущение непрерывной деятельности означает, что организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, и у неё отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности, и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленный срок. Допущение о непрерывной деятельности заложено в основу Международного стандарта финансовой отчётности (МСФО-1) «Представление финансовой отчётности». В пункте 23 МСФО-1 указано, что если руководство в процессе формирования мнения осведомлено о существенных неопределённостях, связанных с событиями или условиями, которые могут вызвать значительные сомнения в способности осуществлять свою деятельность в дальнейшем, то эти неопределённости должны раскрываться. Допущение последовательности применения учётной политики означает, что принятая организацией учётная политика последовательно применяется от одного отчётного года к другому. Осуществление данного принципа обеспечивает создание определённой стабильности ведения бухгалтерского учёта. Допущение временной определённости факторов хозяйственной деятельности предполагает, что факты хозяйственной деятельности предприятия относятся к тому отчётному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами, т.е. принцип начисления. Принцип начисления в теории и практике российского бухгалтерского учёта применяется в отношении доходов и расходов. Принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики). Изменение учетной политике может производиться только в следующих случаях: ü изменения законодательства РФ и нормативных актов по бухгалтерскому учету; ü разработка предприятием новых способов ведения бухгалтерского учета, связанных с повышением достоверности учета, отчетности и снижении трудоемкости обработки. Вносимые изменения должны найти подтверждение в пояснительной записке к годовому балансу; ü изменение деятельности организации (условия: реорганизация предприятия, смена собственников, изменение рода деятельности и другое). При этом в случае изменения учетной политики в результате разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий хозяйствования последствия изменения учетной политики отражаются в бухгалтерской отчетности ретроспективно. Ретроспективное отражение последствия изменения учетной политики заключается в корректировке входящего остатка по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» за самый ранний представленный в бухгалтерской отчетности период, а также значений связанных статей бухгалтерской отчетности, как если бы учетная политика применялась с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида. Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности. Информация о них должна, как минимум, включать: ü причину изменения учетной политики; ü оценку последствий изменений в денежном выражении (в отношении отчетного года и каждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую отчетность за отчетный год); ü указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность за отчетный год соответствующие данные периодов, предшествовавшие отчетному скорректированы. Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, объявляются в пояснительной записке в бухгалтерской отчетности организации. Предприятия рыбной промышленности формируют учетную политику в соответствии с размером организации, формой собственности, наличием материально-технической базы и множеством других факторов, влияющих на выбор способов организации и ведения бухгалтерского учета и отчетности. Учётная политика предприятий рыбной промышленности предполагает целостность в организации бухгалтерского учёта и охватывает все его составляющие: организационную, техническую и методологическую. Организационные аспекты учетной политики. Организационный аспект предполагает раскрытие осуществления этих способов с точки зрения построения бухгалтерской службы, её места в системе управления, взаимодействия с другими службами. В соответствии с законом о бухгалтерском учете ответственность за его организацию несет руководитель организации. В зависимости от учетной работы, руководитель может организовать бухгалтерский учет по нескольким схемам: 1. Бухгалтерская служба – является самостоятельным структурным подразделением. 2. В штат организации вводится должность главного бухгалтера. 3. На договорных условиях бухгалтерский учет ведется специализированной организацией. 4. Бухгалтерский учет ведется лично руководителем организации. Учет на предприятии может быть организован по различным формам: - Централизованная форма бухгалтерского учета, когда весь бухгалтерский аппарат сосредоточен в центральной бухгалтерии, где обрабатываются первичные учетные документы, поступление из различных структурных подразделений, ведется синтетический и аналитический учет. В самих подразделениях ведется первичная регистрация хозяйственных операций (рис. 3). - Децентрализованная форма учета, при которой учетный аппарат рассредоточен по отдельным производственным подразделениям, где осуществляется синтетический и аналитический учет, составляются отдельные балансы и отчетность, а главная бухгалтерия осуществляет только свод балансов и контроль за единой методологией учета (рис. 4). Рис. 3. Централизованная бухгалтерия
Рис. 4. Децентрализованная бухгалтерия
- Смешанная форма бухгалтерского учета, в которой объединяются элементы централизации и децентрализации в учете. В состав предприятия могут входить филиалы, представительства и обособленные подразделения. Все они не являются юридическими лицами. Расчеты между головным предприятием и структурными подразделениями осуществляется на основании внутрифирменного документа, который имеет название авизо (извещение). В практике существует четыре варианта организации учета в структурных подразделениях: 1. Структурные подразделения не выделяются на самостоятельный баланс. 2. Структурные подразделения выделяются на отдельный баланс, но не имеют текущих счетов. 3. Структурные подразделения выделяются на отдельный баланс, имеют текущие счета, но самостоятельно не проводит реализацию продукции, товаров, услуг. 4. Структурные подразделения выделяются на самостоятельный баланс, имеют текущие счета и самостоятельно реализуют продукцию, товары, услуги. Если предприятие имеет 3 первых типа структурных подразделений, то оно может применить смешанную форму организации бухгалтерского учета (рис. 5).
Рис. 5. Смешанная форма бухгалтерского учета
В приказе об учетной политике должно идти отражение подразделений, имеющих отдельные баланс и структурные подразделения, не имеющих отдельного баланса. Технические аспекты учетной политики. Технический аспект предполагает раскрытие реализации способов ведения учета в учётных регистрах. Технические аспекты учетной политики включают в себя: 1. Разработка рабочего плана счетов бухгалтерского учета. При разработке должны быть соблюдены правила сопоставимости данных в бухгалтерской отчетности: в рамках единого предприятия, в отчетности структурного подразделения, отчетных данных для внешних пользователей. Например, при наличии у предприятия рыбной промышленности нескольких видов деятельности следует продумать систему одноименных субсчетов, но по разным видам деятельности, например: счет 90-1.1 «Выручка по производству продукции», 90-1.2 «Выручка по торговле». 2. Формы первичной учетной документации. В п.12 ПБУ 1/2008 указано, что первичные учетные документы принимаются к учету только в том случае, если они соответствуют формам, которые представлены в альбомах унифицированных первичных учетных документов. Требования (каждый документ должен иметь перечень обязательных реквизитов): наименование документа, код формы, дата составления документа, наименование предприятия от имени, которой составляется документ, содержание хозяйственной операции, наименование должных лиц ответственных за содержание операций, личные подписи. На предприятии должна разрабатываться схема документооборота в соответствии со спецификой структуры предприятия и применяемыми формами первичной документации. Схема документооборота может быть представлена графиком, таблицей. Одновременно утверждается перечень лиц имеющих право подписи на первичных учетных документах. Разработка графика документооборота определяется документом «Положение о документе и документообороте в бухгалтерском учете» № 105 от 29.07.83г. 3. Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств организации. Нужно утвердить график проведения инвентаризации, а также состав рабочей комиссии для проведения инвентаризации. 4. Технология обработки учетной информации зависит от формы учета и самостоятельно разрабатывается предприятием. Наиболее распространенными формами учета является: ü мемориально-ордерная, применяется в небольших предприятиях, в бюджетных организациях, в банках. Недостатки: трудоемкость учета из-за многократного дублирования при составлении мемориалов, отрыв синтетического и аналитического учета, регистры аналитического учета не содержат конкретных показателей; ü журнально-ордерная используется в производстве, в торговле. Недостаток: громоздкость составления журналов-ордеров; ü автоматизированная зависит от программы, которая используется на предприятии; ü малые предприятия могут применять для пользования упрощенную форму учета, которая возможна при ведении двух видов учетных регистров: книга учета хозяйственных операций (является регистром синтетического учета) и ведомости учета соответствующих объектов (является регистром аналитического учета). Предприятия рыбной промышленности могут быть разных форм собственности и размеров, но на практике чаще всего, данные предприятия выбирают журнально-ордерную или автоматизированную формы бухгалтерского учета. Методологические и налоговые аспекты учетной политики. Методологические аспекты учета предусматривают способы оценки имущества и обязательств, начисления амортизации по различным видам имущества, методы исчисления прибыли, дохода и т.п. При формировании приказа об учетной политике по каждому элементу необходимо указать соответствующую норму, которая разрешает применять данный способ ведения учета или позволяет утвердить его организацией самостоятельно. Данное требование вытекает из пункта 1 ПБУ 1/2008, согласно которому формирование учетной политики представляет собой не только выбор, но и обоснование такого выбора. В таблице 3 представлены возможные варианты способов бухгалтерского учета, предусмотренные действующим законодательством, по каждому элементу учетной политики. Перед руководством любой организации стоит задача выбора таких приемов учета, которые позволяют наиболее целесообразно исчислить финансовые результаты и на законных основаниях снизить налоги в бюджет.
Таблица 3 Варианты способов бухгалтерского учета по отдельным элементам учетной политики.
Выбрав один из способов учета по каждому элементу, организация должна последовательно применять его от одного отчетного года к другому. Не секрет, что учетная политика предприятий рыбной промышленности серьезно влияет на размер налоговых платежей в бюджет. Больше всего это влияние проявляется через такие элементы учетной политики, как способ начисления амортизации основных средств и нематериальных активов и др. Поэтому выбор способов учета целесообразно осуществлять в тесной взаимосвязи с налоговым планированием, ведь от многих элементов учетной политики зависит в конечном итоге порядок формирования того или иного объекта налогообложения. Особенностью составления учетной политики, начиная с 2002 г., является обязательное формирование учетной политики для целей налогообложения. В недалеком прошлом все данные, необходимые для правильного исчисления налогов, подлежащих уплате в бюджет, формировались в бухгалтерском учете и могли непосредственно использоваться бухгалтерами, как при расчете налогов, так и при составлении налоговых деклараций. Поскольку информация, необходимая для исчисления подлежащих взносу в бюджет налогов (налоговая база, объекты налогообложения и т.п.), формировалась непосредственно на счетах бухгалтерского учета, у организаций не было необходимости отдельно вести бухгалтерский и налоговый учет. В настоящее время ситуация изменилась: бухгалтерский и налоговый учет ведется каждый по своим правилам, т.к. бухгалтерский и налоговый учет представляют собой самостоятельно существующие системы, преследующие разные цели, имеющие собственную законодательную базу, отношения внутри которой регулируются различными законодательными органами. Налоговый учет предназначен для накопления и обработки информации, необходимой для исчисления предприятиями и организациями соответствующих налогов и исполнения обязанности по их уплате в бюджет. Объектами налогового учета могут являться (п.1 ст.38 НК РФ): - операции по реализации товаров (работ, услуг); - имущество, прибыль, доход; - стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг); - иные объекты, имеющие стоимостную, количественную или физическую характеристики, если с наличием таких объектов у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога. Необходимость разработки отдельного документа, определяющего учетную политику организации для целей налогообложения определяется следующими причинами. Во-первых, в соответствии с п.2 ПБУ 1/2008 «… под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения; стоимостного измерения; текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности». Элементы налогового учета не являются элементами учетной политики для целей налогообложения. Во-вторых, налоговое законодательство, также как и нормативные документы по бухгалтерскому учету, содержат ряд норм, позволяющих организации сделать выбор из нескольких альтернативных вариантов. В-третьих, необходимость разработки учетной политики для целей налогообложения определена п.12 ст.167 НК РФ. В-четвертых, в соответствии со ст.313 главы 25 «Налог на прибыль организации» НК РФ, система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета. Приказ об учетной политике для целей налогообложения должен содержать следующие группы вопросов: - выбранные организацией способы формирования налоговой базы по различным налогам; - схемы ведения налогового учета; - формы регистров налогового учета; - формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных; - порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения и т.д. При этом, организация, выбирая в своей учетной политике вариант способа формирования налоговой базы, предусмотренной налоговым законодательством, должна четко определить, к какому налогу конкретно относится тот или иной способ. С 1 января 2002 года данные бухгалтерского учета, а именно показатели формы №2 «Отчет о прибылях и убытках» не могут быть использованы для составления регистров налогового учета. Глава 25 НК РФ предусматривает значительные расхождения в порядке группировки и учета хозяйственных операций в налоговом учете по сравнению с порядком, предусмотренным в бухгалтерском учете. Учитывая вышеизложенное, налоговый учет может быть построен по двум схемам. При первой схеме регистры налогового учета формируются независимо от бухгалтерского учета и дополнительных расчетов и корректировок. На основании анализа первичных документов, включая справки бухгалтера, заполняются регистры налогового учета. На основании конечных показателей регистров налогового учета производится расчет налоговой базы. При второй схеме регистры налогового учета формируются на основании данных регистров бухгалтерского учета и дополнительных расчетов и корректировок. Для использования второй схемы необходимо в учетной политике организации (в Рабочем Плане счетов организации) максимально приблизить порядок ведения бухгалтерского и налогового учета. Прежде всего, необходимо выявить хозяйственные операции, виды доходов и расходов, методы оценки имущества, способы оценки первоначальной стоимости имущества, которые могут совпадать в бухгалтерском и налоговом учете. Таким образом, учитывая размеры организации, форму собственности, вид деятельности предприятия рыбной промышленности формируют учетную политику для целей бухгалтерского и налогового учета.
Контрольные вопросы
1. Дайте понятие бухгалтерского учета, определите его цель и задачи. 2. Охарактеризуйте основные принципы бухгалтерского учета. 3. Чем обусловлена необходимость перехода бухгалтерского учета в Российской Федерации на международные стандарты? 4. Охарактеризуйте основные различия управленческого и финансового учета. 5. Классифицируйте основных пользователей информации, формируемой в бухгалтерском учете. 6. Какие документы относятся к первому уровню нормативного регулирования в Российской Федерации? Дайте их краткую характеристику. 7. Назовите нормативный акт, определяющий структуру и содержание учетной политики организации. 8. Дайте определение учетной политики. 9. Дайте краткую характеристику основным аспектам учетной политики. 10. Что понимается под организацией бухгалтерского учета? Охарактеризуйте формы организации учета на предприятии. 11. Назовите составные части технического аспекта учетной политики. 12. Что понимается под методологическим аспектом учетом? 13. В чем заключается значение методологического аспекта учетной политики? 14. Почему возникла необходимость разделенного ведения бухгалтерского и налогового учета? 15. Назовите составляющие приказа об учетной политике для целей налогообложения и охарактеризуйте их.
Цель главы – изучение методики учета внеоборотных активов: долгосрочных инвестиций, основных средств и нематериальных активов. В ходе изучения материала будут получены знания по следующим вопросам: понятие внеоборотных активов, нормативное регулирование учета основных средств и нематериальных активов, принципы оценки внеоборотных активов, документальное оформление операций по движению внеоборотных активов, способы начисления амортизации внеоборотных активов (основных средств и нематериальных активов), синтетический и аналитический учет внеоборотных активов, переоценка внеоборотных активов и от ражение результатов переоценки на счетах бухгалтерского учета, инвентаризация основных средств и нематериальных активов, учет лизинга основных средств.
|