Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Правовое регулирование сберегательного дела. Виды вкладов
Вопросы правового регулирования сберегательного дела в стране взаимосвязаны с государственным кредитом, поскольку сбережения населения и юридических лиц выступали важнейшими кредитными источниками государства. В настоящее время привлечение вкладов играет также значительную роль и в стабилизации денежного обращения, поскольку влияет на сокращение находящихся в обращении наличных денег, ускоряет их оборачиваемость, способствует укреплению национальной валюты. Правовой основой сберегательного дела в России являются, в первую очередь, Федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в редакции от 26 апреля 1995 г.) и «О банках и банковской деятельности» (в редакции от 3 февраля 1996 г.), а также различные инструкции Банка России. В соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» под вкладом понимаются денежные средства в валюте Российской Федерации или иностранной валюте, размещаемые физическими лицами в целях хранения и получения дохода. Доход по вкладу выплачивается в денежной форме в виде процентов. Вклад возвращается вкладчику по его первому требованию в порядке, предусмотренном для вклада данного вида федеральным законом и соответствующим договором. Вклады принимаются только банками, имеющими такое право в соответствии с лицензией, выдаваемой Банком России. Законом оговорено, что привлечение средств во вклады оформляется договором в письменной форме в двух экземплярах, один из которых выдается вкладчику. Право привлечения во вклады денежных средств физических лиц предоставляется банкам, с даты регистрации которых прошло не менее двух лет. При слиянии банков указанный срок рассчитывается по банку, имеющему более раннюю дату государственной регистрации. При преобразовании банка указанный срок не прерывается. Сохранность и возврат вкладов физических лиц в банках, созданных государством, и в банках, в уставном капитале которых государству принадлежит более 50 процентов голосующих акций, гарантируются государством в порядке, предусмотренном федеральными законами. Закон также устанавливает, что вкладчиками банка могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Вкладчики банка свободны в выборе банка для размещения во вклады принадлежащих им денежных средств и могут иметь вклады в одном или нескольких банках, а также распоряжаться вкладами, получать доход по вкладам, совершать безналичные расчеты в соответствии с договором. В целях создания гарантий привлекаемых банками средств граждан и компенсации потерь законом предусмотрено создание Федерального фонда обязательного страхования вкладов, участниками которого являются Банк России и банки, привлекающие средства граждан. Наряду с этим банки вправе создавать фонды добровольного страхования вкладов как некоммерческие организации для обеспечения вкладов и выплаты доходов по ним. При этом число банков-учредителей названного фонда должно быть не менее пяти с совокупным уставным капиталом не менее 20-кратного минимального размера уставного капитала, установленного Банком России для банков на дату создания фонда. Банк обязан поставить в известность своих клиентов об участии или неучастии в фондах добровольного страхования вкладов. Первые сберегательные учреждения в России были образованы более 150 лет назад. В период существования Союза ССР единым общесоюзным кредитным учреждением по привлечению вкладов являлись Государственные сберегательные кассы, находящиеся сначала в ведении Министерства финансов СССР, а с 1963 г. руководство ими осуществлял Государственный банк СССР. В ходе реформы банковской системы в 1988 г. Государственные сберегательные кассы были преобразованы в Сберегательный банк СССР - специализированный банк по обслуживанию не только физических, но и юридических лиц. В соответствии с Законом РСФСР от 2 декабря 1990 г. «О банках и банковской деятельности в РСФСР» Сберегательный банк РСФСР был преобразован в акционерный коммерческий банк. В соответствии со ст. 1 Устава Сберегательного банка РФ Центральный банк РФ является его учредителем. В связи с этим государство, используя хранящиеся в Сберегательном банке временно свободные денежные средства юридических и физических лиц в качестве кредитных ресурсов для погашения своих долговых обязательств по внутреннему долгу, гарантирует полную сохранность денежных и других ценностей, выдачу их по первому требованию вкладчиков. Следовательно, государство заинтересовано в увеличении вкладов населения и юридических лиц именно в учреждениях Сберегательного банка РФ. Структура органов управления Сберегательного банка состоит из следующих подразделений: общее собрание акционеров, являющееся высшим органом управления Банка. К его исключительной компетенции относятся изменения Устава и уставного капитала, избрание Совета Банка, утверждение годовых результатов деятельности, определение размеров дивиденда по акциям Банка, создание и ликвидация дочерних банков. Общее собрание акционеров проводится один раз в год независимо от других собраний, на нем утверждается отчет Совета Банка, годовой баланс, счет прибылей и убытков и др. Совет Банка рассматривает и решает вопросы деятельности банка, не относящиеся к исключительной компетенции Общего собрания акционеров. Совет Директоров Банка руководит деятельностью Банка в пределах компетенции, предусмотренной Уставом, в период между Общими собраниями акционеров и заседаниями Совета Банка. Президент Сберегательного Банка назначается Общим собранием акционеров из числа членов Совета Банка. На президента возлагается руководство Советом Директоров Банка. Он вправе без доверенности осуществлять действия от имени Банка. Члены Банка и Совета Директоров, как правило, являются акционерами Банка и имеют долю в уставном капитале Сбербанка. Сберегательный банк обладает более чем пятью процентами уставного капитала ряда юридических лиц, а также входит в число учредителей нескольких финансовых и кредитных организаций, является членом Московской или межбанковской валютной биржи, Московской и Санкт-Петербургской международных фондовых бирж, Ассоциации Сберегательных банков, Ассоциации Российских банков, Международного института сберегательных банков в Женеве и др. Система учреждений Сберегательного банка является самой разветвленной среди других кредитных организаций и включает помимо самого Банка и его аппарата управления 78 территориальных банков Сберегательного банка. В среднем каждый территориальный банк объединяет более 30 отделений, которых насчитывается в стране 2380. В целях привлечения большего числа вкладчиков Сберегательный банк предлагает разнообразные виды вкладов, среди которых наиболее распространены следующие. Вклад до востребования - наиболее распространенный вид вклада, поскольку он может быть получен любым лицом, предъявившим сберегательную книжку с пометкой «на предъявителя», в любое время, а также в полном объеме или частично. Но за пользование этим видом вклада Сберегательный банк платит самый низкий процент. Срочные вклады отличаются тем, что принимаются на срок не менее одного года, выплата средств с вклада по частям не производится. Поскольку в данном случае Сберегательный банк может пользоваться вложенными денежными средствами достаточно большой, заранее оговоренный срок, проценты по этому виду вклада выше, чем по вкладу до востребования. Открыть счет можно внеся наличные деньги или безналичным путем. Дополнительные взносы не принимаются. При закрытии счета ранее одного года со дня внесения вклада доход по нему выплачивается в размере, установленном по вкладам до востребования. При перечислении суммы на новый вклад срок хранения не прерывается. Выигрышные вклады характерны тем, что проценты по вкладам не начисляются к сумме вклада каждого вкладчика, а разыгрываются между всеми вкладчиками данного вида вклада. Обычно выигрыши по этим вкладам проводятся в пределах города или региона. Целевые вклады на детей принимаются на имя ребенка в возрасте до 16 лет на десятилетний срок. Первоначальный взнос для открытия целевого вклада делается наличными деньгами, дальнейшие поступления на вклад могут производиться как наличными деньгами, так и безналичным образом. Целевой вклад должен храниться не менее 10 лет и банк выплачивает всю сумму вклада с начисленными процентами. По этому виду вклада выплачиваются самые высокие проценты. Новыми вкладами Сбербанка в последние годы стали депозиты -вклады, вносимые на определенный срок и в установленном размере. В зависимости от суммы депозита и срока его действия начисляются проценты. Срочный депозит принимается на срок 3, 6 месяцев и 1 год с выплатой дохода соответственно 50%, 60%, 70%. Срочный вклад с ежемесячной выплатой доходов является новшеством в практике сберегательного дела. Вклад вносится в сумме не менее определенной суммы и проценты на него начисляются ежемесячно, производится капитализация доходов, когда начисленные проценты причисляются к сумме и на следующий месяц проценты начисляются уже от этой общей суммы и т.д. Используются также такие новые формы вкладов, как сберегательный и депозитный сертификаты. Держателями сберегательного сертификата являются только физические лица, а депозитного - только юридические лица. Сертификат - ценная бумага, обязательство банка по выплате размещенных у него депозитов и доходов по ним вкладчику. Сертификат является срочным и именным, право требования по нему может передаваться одним лицом другому, что делает его достаточно привлекательным для юридических лиц. Номерной вклад открывается лично вкладчиком наличными деньгами и рассчитан на клиентов, которые заинтересованы в анонимности своего счета. По вкладу совершаются приходные и расходные операции. Валютная рента. Минимальная сумма вклада - сто тысяч долларов США. Начисленные проценты ежемесячно причисляются к остатку вклада. Срок хранения не ограничен. Гарантированы конфиденциальность и индивидуальное обслуживание. Банкнотный вклад в валюте. Минимальная сумма вклада - 300 долларов США. Срок хранения - 2, 4, 8 и 12 месяцев. Полная сумма вклада вместе с причисленными процентами выплачивается по истечении оговоренного срока. Целевой накопительный вклад для приобретения жилой площади открывается отделениями Сберегательного банка только в Москве. Взносы принимаются в долларах США в размере не менее 300 долларов с минимальным сроком в 6 месяцев. Сберегательный банк также открывает валютные счета гражданам для осуществления таких операций, как обменные операции, переводы валюты за границу, выдача наличной иностранной валюты со счетов (вкладов). Существуют и другие виды вкладов и различных услуг, предоставляемых Сберегательным банком РФ, а также иными кредитными организациями. Важным аспектом сберегательного дела в любой стране является регулирование банковской тайны. В ряде стран, например в США, были приняты специальные законы, устанавливающие особый порядок соблюдения банковской тайны и предоставления информации о вкладах физических лиц. Вопросы банковской тайны и наложения-ареста и обращения взыскания на денежные средства и иные ценности, находящиеся в кредитной организации, урегулированы ст. 26 и 27 Закона «О банках и банковской деятельности». Так, в соответствии со ст. 26 названного Закона кредитная организация. Банк России гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону. В то же время Закон предусматривает ряд случаев и круг лиц, которым может быть предоставлена соответствующая информация. Например, справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией: - им самим; - судам и арбитражным судам (судьям); - Счетной палате Российской Федерации; - налоговым органам и налоговой полиции; - таможенным органам; - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве, при наличии согласия прокурора. Справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией: - им самим; - судам; - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве, при наличии согласия прокурора. В случае смерти владельцев и счетов справки выдаются: - лицам, указанным владельцем счета или вклада в завещательном распоряжении, сделанном кредитной организацией; - нотариальным конторам по находящимся в их производстве наследственным делам о вкладах умерших вкладчиков; - иностранным консульским учреждениям в случае смерти иностранных граждан - владельцев счетов. Особая ответственность по соблюдению банковской тайны возлагается на Банк России и аудиторские фирмы, которые не вправе разглашать сведения о счетах, вкладах, конкретных сделках, операциях, полученные ими в ходе проводимых проверок, в результате исполнения контрольных и надзорных функций и т.п. За разглашение банковской тайны Банк России, кредитные, аудиторские и иные организации, а также их должностные лица и работники несут ответственность, включая возмещение нанесенного ущерба. Статьей 27 Закона «О банках и банковской деятельности» предусмотрен порядок наложения на денежные средства и иные ценности юридических и физических лиц, находящихся на счетах и во вкладах или на хранении в кредитной организации: - судом или арбитражным судом, судьей; - по постановлению органов предварительного следствия при наличии санкции прокурора. При наложении ареста кредитная организация незамедлительно по получении такого решения названных органов прекращает расходные операции по данному счету (вкладу) в пределах средств, на которые наложен арест. Конфискация денежных и других ценностей может быть произведена на основании вступившего в законную силу приговора суда. Контрольные вопросы
1. Определите государственный (муниципальный) кредит в экономическом и правовом аспектах. 2. Каково назначение государственного (муниципального) кредита в обществе? 3. Какова специфика финансовых правоотношений, складывающихся в области государственного (муниципального) кредита? 4. Каким образом взаимосвязаны государственный кредит и государственный долг? 5. Назовите формы государственного внутреннего долга. 6. Назовите формы внутреннего долга субъекта РФ и муниципального образования. 7. Какие виды государственных займов существуют в соответствии с законодательством Российской Федерации? 8. Назовите основные методы управления государственным внутренним долгом. 9. Охарактеризуйте порядок организации сберегательного дела в Российской Федерации. 10. Какие сведения составляют банковскую тайну? 11. Каков порядок наложения ареста и обращения взыскания на денежные средства и иные ценности, находящиеся в кредитной организации?
Глава VI ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРАХОВАНИЯ
§ 1. Понятие страхования. Его функции
Страховая деятельность обусловлена определенными социально-экономическими потребностями общества. Являясь одним из элементов производственных отношений, страхование создает необходимые условия для проведения предупредительных мероприятий по предотвращению отрицательных последствий воздействия стихийных сил природы и других чрезвычайных событий. В случае возникновения ущерба от указанных обстоятельств страхование призвано возместить материальные потери, способствуя восстановлению разрушенных, поврежденных производственных сил, компенсируя вред, причиненный в социальной сфере, в том числе и отдельным членам общества. Страхование является самостоятельным институтом финансовой системы государства и может быть охарактеризовано как экономическая и правовая категории. Как экономическая категория страхование представляет собой систему экономических отношений по поводу образования централизованных и децентрализованных денежных и материальных фондов, необходимых для покрытия непредвиденных нужд общества и его членов*. С материальной точки зрения, страхование выступает в виде созданных денежных или материальных фондов, которые используются для возмещения ущерба, возникшего в результате стихийных бедствии и других непредвиденных обстоятельств. * Сущность страхования как экономической категории подробно рассмотрена в экономической литературе. См., например: Страховое дело: Учебник/ Под ред. проф. Л.И. Рейтмана. М., 1992.
Страхование как система защиты имущественных интересов граждан, организации и государства является необходимым элементом социально-экономической системы общества. Создание страховых фондов имеет целью гарантировать восстановление нарушенных имущественных интересов в случае непредвиденных обстоятельств, а также положительное воздействие на укрепление финансов государства, его финансовой системы. Это обусловлено тем, что возмещение ущерба осуществляется, главным образом, из страховых фондов, а не за счет бюджетных средств, а также тем, что страхование является одним из наиболее стабильных источников долгосрочных инвестиций. Страхование как самостоятельный институт финансовой системы осуществляет следующие основные функции. Предупредительная функция страхования связана с возможностью проведения профилактических мероприятий, направленных на предупреждение наступления возможных убытков страхователей. Восстановительная (защитная) функция страхования заключается в том, что в случае наступления страхового случая и выплаты определенной, обусловленной договором денежной суммы, происходит полное или частичное погашение убытков, понесенных страхователем. Существование определенных видов страхования позволяет говорить о существовании сберегательной функции страхования, направленной на сохранение страховых взносов в течение длительного периода времени. Контрольная функция страхования проявляется в том, что страховые платежи аккумулируются в страховые фонды на строго определенные цели, должны использоваться только в конкретных случаях и строго определенным кругом субъектов. Первоначально страховые отношения возникали в связи с различными неблагоприятными явлениями природного характера. По мере развития общества страхование стало распространяться на события, обусловленные производственной деятельностью людей, развитием техники и т.п. Появление наиболее развитых форм страхования, при которых страхователь отделяется от страховщика, возникновение самостоятельных страховых организаций характерны для периода разложения феодализма. Начиная с XIV века страхование выступает как деятельность коммерческих организаций, направленная на извлечение прибыли. Преобладающим становится акционерное страхование. Появление страхования в дореволюционной России относится к середине XVIII века и связано с открытием в Петербурге и Москве филиалов английских страховых обществ. В 1765 г. в Риге было основано первое отечественное страховое общество. В 1786 г. установлена государственная монополия на страхование и образованы государственные страховые общества при Государственном заемном банке (1786-1822) и Государственном ассигнационном банке (1797-1806), которые проводили операции страхования строений и товаров от огня (Россия считается родиной страхования от огневых рисков). В 1827 г. учреждено Первое Российское, в 1835 г. - Второе Российское страховые от огня общества. Для осуществления операций личного страхования создавались специальные акционерные общества. Послереформенный период (1861 г.) характеризуется резким увеличением числа акционерных обществ («Русское», «Коммерческое», «Варшавское», «Русский Ллойд», «Северное», «Якорь», «Волга»), что связано с развитием промышленного капитализма в России. Акционерные общества осуществляли такие виды страхования, как страхование движимого и недвижимого имущества от огня, транспортное страхование (судов, грузов), страхование от краж со взломом и др. Органы местного самоуправления (земства) проводили земское страхование, распространявшееся преимущественно на сельскую местность. В 1917 г. создается Земский страховой союз. После революции 1917 года в России ставится задача национализации страхового дела. 28 ноября 1918 г. Совнаркомом РСФСР был принят декрет «Об организации страхового дела в Российской Республике», в соответствии с которым все частные страховые общества ликвидировались, а их имущество и денежные средства переходили в собственность государства. Страхование во всех его видах было объявлено с этого времени монополией государства, которая просуществовала до экономической реформы 1990-х годов. Вся работа по страхованию осуществлялась органами Госстраха СССР. Формирование рыночных отношений обусловило демонополизацию страхового дела и создало условия для возникновения страховых организаций и компаний, в том числе негосударственных, появления новых видов страхования, расширения возможности страхования физических лиц от непредвиденных неблагоприятных событий. Несмотря на объективные трудности, развитие национальной системы страхования за период с 1992 года по 1997 год характеризуется высокой динамикой: были созданы сравнительно крупные страховые организации, начала складываться инфраструктура рынка. В соответствии с соглашением, заключенным в 1994 году между Россией и странами Европейского союза, в нашей стране начиная с июля 1999 года легализуется деятельность иностранных страховщиков, которые в настоящее время могут быть лишь соучредителями страховых компаний при условии, что их доля в уставном капитале не превышает 49 процентов. В научной литературе страхование рассматривается не только как экономическая, но и как правовая категория, т. к. общественные отношения, возникающие при создании и использовании страхового фонда, опосредуются нормами права*. * Шиминова М.Я. Основы страхового права России. М., 1993.
В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидации их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Страхование, как уже отмечалось, наряду с другими мерами призвано предотвращать и ликвидировать отрицательные последствия чрезвычайных обстоятельств. Данная важная сфера деятельности в России основывается на соответствующей правовой базе, которая включает в себя значительное количество различных нормативных актов, в своей совокупности образующих страховое законодательство. Содержащиеся в нем нормы образуют комплексный правовой институт -страховое право, регулирующее общественные отношения, складывающиеся в процессе создания и использования специальных страховых фондов денежных и иных средств. Разнообразие и сложность названных общественных отношений обусловили необходимость их правового урегулирования нормами различных отраслей права, таких как административное, финансовое, гражданское, социального обеспечения и др. Особую значимость для развития страхового дела имеют общественные отношения, складывающиеся между страховщиками и государственными органами, осуществляющими на современном этапе рыночных преобразований регулирование их деятельности и выполнение надзорных, контрольных функций по отношению к ним. Для этого в 1992 году в соответствии с Указом Президента была создана Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью, преобразованная в 1996 году в Департамент страхового надзора в структуре Министерства финансов Российской Федерации. Отношения в области установления системы и структуры государственных органов, осуществляющих регулирование и надзор (контроль) за страхованием, а также прав и обязанностей должностных лиц названных органов, являются предметом правового регулирования административного права. Страхование как один из институтов финансовой системы государства, который составляют финансовые отношения, образующиеся в процессе формирования и использования страховых фондов, является предметом правового регулирования финансового права. Так, нормы финансового права регулируют: источники формирования страхового фонда, его взаимоотношения с другими звеньями финансовой системы государства, в частности с бюджетной системой; порядок использования средств фонда страхования; компетенцию органов государственной власти в области страхования (совместно с нормами административного права); обязательное государственное страхование и иные отношения в сфере страхования, возникающие в процессе создания, распределения и использования фонда страхования, т.е. такие, которые связаны с осуществлением государством финансовой деятельности. Нормы гражданского права регламентируют основания возникновения различных страховых правоотношений, права и обязанности их субъектов, закрепляют объекты страхования, предусматривают существенные условия договора страхования, его форму, условия освобождения страховщика от обязанности по страховому обязательству и т.д. Источниками страхового права являются нормативно-правовые акты разного уровня и, как отмечалось, ряда отраслей российского законодательства, что также обусловлено комплексным характером данного института. Наряду с указанными конституционными нормами к важнейшим нормативным актам, регулирующим страхование и являющимся основными в системе страхового законодательства, относятся: Гражданский кодекс РФ (ст. 927 - 970), Закон Российской Федерации «О страховании» от 27 ноября 1992 г. (в редакции Федерального Закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 31 декабря 1997 г.), Закон Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28 июня 1991 г., Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г. * В названных законодательных актах раскрываются такие основные понятия и категории страхования, как страхователь, страховщик, страховой риск, страховой случай, страховая сумма, страховая выплата, страховая премия, страховой взнос, тариф, договор страхования и др. * ВВС РФ. 1993. № 2. Ст. 56; Российская газета. 1998. 4 января; 1999. 21 июля.
В настоящее время также действует ряд законов, в которых закреплен правовой статус различных категорий граждан, осуществляющих определенные виды профессиональной деятельности. В них содержатся нормы, гарантирующие страховую охрану их жизни и здоровья (военнослужащие, сотрудники налоговых, таможенных, правоохранительных органов и др.), например, Федеральный закон от 28 марта 1998 г. «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» *. * CЗ PФ. 1998. № 11.СТ.513.
Нормы, регулирующие страховые отношения, содержатся также в таких законах, как: «Об ипотеке (залоге недвижимости)», «О лизинге», «Об охране окружающей среды» и др. Отношения по страхованию регулируются и иными законодательными актами, например, Кодексом торгового мореплавания (гл. XII -о страховании от имущественных потерь); страхование банковских вкладов -ст. 38 и 39 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» (в редакции от 3 февраля 1996 г.); медицинское страхование - Законом РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»; страхование пенсий относится к социальному страхованию и регулируется Законом «О государственных пенсиях в РФ». В целом обязательное социальное страхование осуществляется в соответствии с Федеральным законом or 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования». Источниками правового регулирования страхования являются и Указы Президента страны, такие как: «Об обязательном личном страховании пассажиров» от 7 июля 1992 г. (в редакции от 6 апреля 1994 г.); «Об основных направлениях государственной политики в сфере обязательного страхования» от 6 апреля 1994 г. и другие. Отношения по страхованию регулируются постановлениями Правительства Российской Федерации: Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 ноября 1991 г. «О государственном обязательном бесплатном личном страховании граждан, пострадавших от Чернобыльской катастрофы, и лиц, командируемых в зоны с радиационным риском»; Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 1998 г. «Об основных направлениях развития национальной системы страхования в Российской Федерации в 1998-2000 годах»; Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 1998 г. «О государственном регулировании страхования в сфере агропромышленного производства»; Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 1998 г. «О медицинском страховании иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации, и российских граждан при выезде из Российской Федерации»; Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 января 1999 г. «О мерах по подготовке к переходу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Помимо названных актов высших органов государственной власти страховая деятельность регламентируется актами Министерства финансов Российской Федерации, например, Приказом от 22 февраля 1999 г, № 16 «Об утверждении Правил размещения страховщиками страховых резервов», инструкциями Государственной налоговой службы, нормативными актами Центрального банка Российской Федерации по регулированию страховой деятельности в сфере валютных отношений; продолжают действовать инструкции Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью (Росстрахнадзора) и др. Порядок страхования отдельных категорий работников регламентируется также нормативными актами отраслевых министерств и ведомств, например: приказом Министра внутренних дел от 16 декабря 1998 г. № 825 «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья в системе МВД России»; приказом директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 15 февраля 1999 г. № 57 «Об обязательном страховании жизни и здоровья военнослужащих органов федеральной службы безопасности и граждан, призванных на военные сборы»; приказом Министра юстиции РФ от 30 августа 1999 г. № 254 «Об обязательном страховании жизни и здоровья сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ». Отношения по страхованию регламентируются также правилами об отдельных видах страхования, подавляющее большинство которых было издано до начала 90-х годов Министерством финансов СССР. Эти правила могут использоваться для регламентации отношений между участниками страхования и в настоящее время, но только по обоюдному согласию сторон. На территории страны действуют некоторые международные договоры, например «Соглашение о партнерстве и сотрудничестве», заключенное между нашей страной и Европейским союзом на острове Корфу 24 июня 1994 г., вступившее в силу с июля 1999 г. Если в международных договорах установлены иные правила, чем в страховом законодательстве России, то действуют правила международных договоров. Понимание страхового права как комплексного, межотраслевого правового института позволяет сделать вывод о том, что эффективное воздействие на рассмотренные общественные отношения возможно только в единстве и взаимодействии составляющих его норм названных отраслей права.
|