Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовое регулирование сберегательного дела. Виды вкладов






 

Вопросы правового регулирования сберегательного дела в стране взаимо­связаны с государственным кредитом, поскольку сбережения населения и юридических лиц выступали важнейшими кредитными источниками госу­дарства. В настоящее время привлечение вкладов играет также значительную роль и в стабилизации денежного обращения, поскольку влияет на сокраще­ние находящихся в обращении наличных денег, ускоряет их оборачивае­мость, способствует укреплению национальной валюты.

Правовой основой сберегательного дела в России являются, в первую оче­редь, Федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Бан­ке России)» (в редакции от 26 апреля 1995 г.) и «О банках и банковской деятель­ности» (в редакции от 3 февраля 1996 г.), а также различные инструкции Банка России.

В соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятель­ности» под вкладом понимаются денежные средства в валюте Российской Федерации или иностранной валюте, размещаемые физическими лицами в целях хранения и получения дохода. Доход по вкладу выплачивается в де­нежной форме в виде процентов. Вклад возвращается вкладчику по его пер­вому требованию в порядке, предусмотренном для вклада данного вида фе­деральным законом и соответствующим договором.

Вклады принимаются только банками, имеющими такое право в соответ­ствии с лицензией, выдаваемой Банком России. Законом оговорено, что при­влечение средств во вклады оформляется договором в письменной форме в двух экземплярах, один из которых выдается вкладчику.

Право привлечения во вклады денежных средств физических лиц предо­ставляется банкам, с даты регистрации которых прошло не менее двух лет. При слиянии банков указанный срок рассчитывается по банку, имеющему более раннюю дату государственной регистрации. При преобразовании бан­ка указанный срок не прерывается.

Сохранность и возврат вкладов физических лиц в банках, созданных го­сударством, и в банках, в уставном капитале которых государству принадле­жит более 50 процентов голосующих акций, гарантируются государством в порядке, предусмотренном федеральными законами.

Закон также устанавливает, что вкладчиками банка могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Вкладчики банка свободны в выборе банка для размещения во вклады принад­лежащих им денежных средств и могут иметь вклады в одном или нескольких банках, а также распоряжаться вкладами, получать доход по вкладам, совер­шать безналичные расчеты в соответствии с договором.

В целях создания гарантий привлекаемых банками средств граждан и ком­пенсации потерь законом предусмотрено создание Федерального фонда обя­зательного страхования вкладов, участниками которого являются Банк Рос­сии и банки, привлекающие средства граждан. Наряду с этим банки вправе создавать фонды добровольного страхования вкладов как некоммерческие ор­ганизации для обеспечения вкладов и выплаты доходов по ним. При этом чис­ло банков-учредителей названного фонда должно быть не менее пяти с сово­купным уставным капиталом не менее 20-кратного минимального размера уставного капитала, установленного Банком России для банков на дату созда­ния фонда. Банк обязан поставить в известность своих клиентов об участии или неучастии в фондах добровольного страхования вкладов.

Первые сберегательные учреждения в России были образованы более 150 лет назад. В период существования Союза ССР единым общесоюзным кре­дитным учреждением по привлечению вкладов являлись Государственные сбе­регательные кассы, находящиеся сначала в ведении Министерства финансов СССР, а с 1963 г. руководство ими осуществлял Государственный банк СССР. В ходе реформы банковской системы в 1988 г. Государственные сберегатель­ные кассы были преобразованы в Сберегательный банк СССР - специализи­рованный банк по обслуживанию не только физических, но и юридических лиц. В соответствии с Законом РСФСР от 2 декабря 1990 г. «О банках и бан­ковской деятельности в РСФСР» Сберегательный банк РСФСР был преобра­зован в акционерный коммерческий банк. В соответствии со ст. 1 Устава Сбе­регательного банка РФ Центральный банк РФ является его учредителем. В связи с этим государство, используя хранящиеся в Сберегательном банке временно свободные денежные средства юридических и физических лиц в ка­честве кредитных ресурсов для погашения своих долговых обязательств по внутреннему долгу, гарантирует полную сохранность денежных и других цен­ностей, выдачу их по первому требованию вкладчиков. Следовательно, госу­дарство заинтересовано в увеличении вкладов населения и юридических лиц именно в учреждениях Сберегательного банка РФ.

Структура органов управления Сберегательного банка состоит из следую­щих подразделений: общее собрание акционеров, являющееся высшим органом управления Банка. К его исключительной компетенции относятся изменения Устава и уставного капитала, избрание Совета Банка, утверждение годовых ре­зультатов деятельности, определение размеров дивиденда по акциям Банка, со­здание и ликвидация дочерних банков. Общее собрание акционеров проводит­ся один раз в год независимо от других собраний, на нем утверждается отчет Совета Банка, годовой баланс, счет прибылей и убытков и др.

Совет Банка рассматривает и решает вопросы деятельности банка, не от­носящиеся к исключительной компетенции Общего собрания акционеров.

Совет Директоров Банка руководит деятельностью Банка в пределах ком­петенции, предусмотренной Уставом, в период между Общими собраниями акционеров и заседаниями Совета Банка.

Президент Сберегательного Банка назначается Общим собранием акцио­неров из числа членов Совета Банка. На президента возлагается руководство Советом Директоров Банка. Он вправе без доверенности осуществлять дей­ствия от имени Банка. Члены Банка и Совета Директоров, как правило, яв­ляются акционерами Банка и имеют долю в уставном капитале Сбербанка.

Сберегательный банк обладает более чем пятью процентами уставного ка­питала ряда юридических лиц, а также входит в число учредителей несколь­ких финансовых и кредитных организаций, является членом Московской или межбанковской валютной биржи, Московской и Санкт-Петербургской международных фондовых бирж, Ассоциации Сберегательных банков, Ассо­циации Российских банков, Международного института сберегательных бан­ков в Женеве и др.

Система учреждений Сберегательного банка является самой разветвлен­ной среди других кредитных организаций и включает помимо самого Банка и его аппарата управления 78 территориальных банков Сберегательного бан­ка. В среднем каждый территориальный банк объединяет более 30 отделений, которых насчитывается в стране 2380.

В целях привлечения большего числа вкладчиков Сберегательный банк предлагает разнообразные виды вкладов, среди которых наиболее распрост­ранены следующие.

Вклад до востребования - наиболее распространенный вид вклада, по­скольку он может быть получен любым лицом, предъявившим сберегатель­ную книжку с пометкой «на предъявителя», в любое время, а также в полном объеме или частично. Но за пользование этим видом вклада Сберегательный банк платит самый низкий процент.

Срочные вклады отличаются тем, что принимаются на срок не менее од­ного года, выплата средств с вклада по частям не производится. Поскольку в данном случае Сберегательный банк может пользоваться вложенными де­нежными средствами достаточно большой, заранее оговоренный срок, про­центы по этому виду вклада выше, чем по вкладу до востребования. Открыть счет можно внеся наличные деньги или безналичным путем. Дополнитель­ные взносы не принимаются. При закрытии счета ранее одного года со дня внесения вклада доход по нему выплачивается в размере, установленном по вкладам до востребования. При перечислении суммы на новый вклад срок хранения не прерывается.

Выигрышные вклады характерны тем, что проценты по вкладам не начис­ляются к сумме вклада каждого вкладчика, а разыгрываются между всеми вкладчиками данного вида вклада. Обычно выигрыши по этим вкладам про­водятся в пределах города или региона.

Целевые вклады на детей принимаются на имя ребенка в возрасте до 16 лет на десятилетний срок. Первоначальный взнос для открытия целевого вклада делается наличными деньгами, дальнейшие поступления на вклад могут произ­водиться как наличными деньгами, так и безналичным образом. Целевой вклад должен храниться не менее 10 лет и банк выплачивает всю сумму вклада с на­численными процентами. По этому виду вклада выплачиваются самые высокие проценты.

Новыми вкладами Сбербанка в последние годы стали депозиты -вклады, вносимые на определенный срок и в установленном размере.

В зависимости от суммы депозита и срока его действия начисляются про­центы. Срочный депозит принимается на срок 3, 6 месяцев и 1 год с выплатой дохода соответственно 50%, 60%, 70%.

Срочный вклад с ежемесячной выплатой доходов является новшеством в практике сберегательного дела. Вклад вносится в сумме не менее определен­ной суммы и проценты на него начисляются ежемесячно, производится капи­тализация доходов, когда начисленные проценты причисляются к сумме и на следующий месяц проценты начисляются уже от этой общей суммы и т.д.

Используются также такие новые формы вкладов, как сберегательный и депозитный сертификаты. Держателями сберегательного сертификата являют­ся только физические лица, а депозитного - только юридические лица. Серти­фикат - ценная бумага, обязательство банка по выплате размещенных у него депозитов и доходов по ним вкладчику. Сертификат является срочным и имен­ным, право требования по нему может передаваться одним лицом другому, что делает его достаточно привлекательным для юридических лиц.

Номерной вклад открывается лично вкладчиком наличными деньгами и рас­считан на клиентов, которые заинтересованы в анонимности своего счета. По вкладу совершаются приходные и расходные операции.

Валютная рента. Минимальная сумма вклада - сто тысяч долларов США. Начисленные проценты ежемесячно причисляются к остатку вклада. Срок хранения не ограничен. Гарантированы конфиденциальность и инди­видуальное обслуживание.

Банкнотный вклад в валюте. Минимальная сумма вклада - 300 долларов США. Срок хранения - 2, 4, 8 и 12 месяцев. Полная сумма вклада вместе с при­численными процентами выплачивается по истечении оговоренного срока.

Целевой накопительный вклад для приобретения жилой площади откры­вается отделениями Сберегательного банка только в Москве. Взносы прини­маются в долларах США в размере не менее 300 долларов с минимальным сроком в 6 месяцев.

Сберегательный банк также открывает валютные счета гражданам для осуществления таких операций, как обменные операции, переводы ва­люты за границу, выдача наличной иностранной валюты со счетов (вкладов).

Существуют и другие виды вкладов и различных услуг, предоставляемых Сберегательным банком РФ, а также иными кредитными организациями.

Важным аспектом сберегательного дела в любой стране является регули­рование банковской тайны. В ряде стран, например в США, были приняты специальные законы, устанавливающие особый порядок соблюдения банков­ской тайны и предоставления информации о вкладах физических лиц. Вопро­сы банковской тайны и наложения-ареста и обращения взыскания на денеж­ные средства и иные ценности, находящиеся в кредитной организации, урегулированы ст. 26 и 27 Закона «О банках и банковской деятельности». Так, в соответствии со ст. 26 названного Закона кредитная организация. Банк Рос­сии гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону.

В то же время Закон предусматривает ряд случаев и круг лиц, которым мо­жет быть предоставлена соответствующая информация. Например, справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих пред­принимательскую деятельность без образования юридического лица, выдают­ся кредитной организацией:

- им самим;

- судам и арбитражным судам (судьям);

- Счетной палате Российской Федерации;

- налоговым органам и налоговой полиции;

- таможенным органам;

- органам предварительного следствия по делам, находящимся в их про­изводстве, при наличии согласия прокурора.

Справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной орга­низацией:

- им самим;

- судам;

- органам предварительного следствия по делам, находящимся в их про­изводстве, при наличии согласия прокурора.

В случае смерти владельцев и счетов справки выдаются:

- лицам, указанным владельцем счета или вклада в завещательном распо­ряжении, сделанном кредитной организацией;

- нотариальным конторам по находящимся в их производстве наследст­венным делам о вкладах умерших вкладчиков;

- иностранным консульским учреждениям в случае смерти иностранных граждан - владельцев счетов.

Особая ответственность по соблюдению банковской тайны возлагается на Банк России и аудиторские фирмы, которые не вправе разглашать сведения о счетах, вкладах, конкретных сделках, операциях, полученные ими в ходе проводимых проверок, в результате исполнения контрольных и надзорных функций и т.п.

За разглашение банковской тайны Банк России, кредитные, аудиторские и иные организации, а также их должностные лица и работники несут ответст­венность, включая возмещение нанесенного ущерба.

Статьей 27 Закона «О банках и банковской деятельности» предусмотрен порядок наложения на денежные средства и иные ценности юридических и физических лиц, находящихся на счетах и во вкладах или на хранении в кре­дитной организации:

- судом или арбитражным судом, судьей;

- по постановлению органов предварительного следствия при наличии санкции прокурора.

При наложении ареста кредитная организация незамедлительно по полу­чении такого решения названных органов прекращает расходные операции по данному счету (вкладу) в пределах средств, на которые наложен арест.

Конфискация денежных и других ценностей может быть произведена на ос­новании вступившего в законную силу приговора суда.

Контрольные вопросы

 

1. Определите государственный (муниципальный) кредит в экономическом и правовом аспектах.

2. Каково назначение государственного (муниципального) кредита в обществе?

3. Какова специфика финансовых правоотношений, складывающихся в области государственного (муниципального) кредита?

4. Каким образом взаимосвязаны государственный кредит и государственный долг?

5. Назовите формы государственного внутреннего долга.

6. Назовите формы внутреннего долга субъекта РФ и муниципального образо­вания.

7. Какие виды государственных займов существуют в соответствии с законода­тельством Российской Федерации?

8. Назовите основные методы управления государственным внутренним долгом.

9. Охарактеризуйте порядок организации сберегательного дела в Российской Федерации.

10. Какие сведения составляют банковскую тайну?

11. Каков порядок наложения ареста и обращения взыскания на денежные сред­ства и иные ценности, находящиеся в кредитной организации?

 

 

 


Глава VI ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРАХОВАНИЯ

 

 


§ 1. Понятие страхования. Его функции

 

Страховая деятельность обусловлена опреде­ленными социально-экономическими потребнос­тями общества. Являясь одним из элементов произ­водственных отношений, страхование создает необходимые условия для проведения предупреди­тельных мероприятий по предотвращению отрица­тельных последствий воздействия стихийных сил природы и других чрезвычайных событий. В случае возникновения ущерба от указанных обстоятельств страхование призвано возместить материальные потери, способствуя восстановлению разрушен­ных, поврежденных производственных сил, ком­пенсируя вред, причиненный в социальной сфере, в том числе и отдельным членам общества.

Страхование является самостоятельным ин­ститутом финансовой системы государства и мо­жет быть охарактеризовано как экономическая и правовая категории.

Как экономическая категория страхование представляет собой систему экономических отно­шений по поводу образования централизованных и децентрализованных денежных и материальных фондов, необходимых для покрытия непредвиден­ных нужд общества и его членов*. С материальной точки зрения, страхование выступает в виде со­зданных денежных или материальных фондов, которые используются для возмещения ущерба, возникшего в результате стихий­ных бедствии и других непредвиденных обстоятельств.


* Сущность страхования как экономической категории подробно рассмотрена в экономи­ческой литературе. См., например: Страховое дело: Учебник/ Под ред. проф. Л.И. Рейтмана. М., 1992.

 

Страхование как система защиты имущественных интересов граждан, ор­ганизации и государства является необходимым элементом социально-эко­номической системы общества.

Создание страховых фондов имеет целью гарантировать восстановление нарушенных имущественных интересов в случае непредвиденных обстоя­тельств, а также положительное воздействие на укрепление финансов госу­дарства, его финансовой системы. Это обусловлено тем, что возмещение ущерба осуществляется, главным образом, из страховых фондов, а не за счет бюджетных средств, а также тем, что страхование является одним из наибо­лее стабильных источников долгосрочных инвестиций.

Страхование как самостоятельный институт финансовой системы осуще­ствляет следующие основные функции.

Предупредительная функция страхования связана с возможностью про­ведения профилактических мероприятий, направленных на предупреждение наступления возможных убытков страхователей.

Восстановительная (защитная) функция страхования заключается в том, что в случае наступления страхового случая и выплаты определенной, обусловленной договором денежной суммы, происходит полное или частич­ное погашение убытков, понесенных страхователем.

Существование определенных видов страхования позволяет говорить о су­ществовании сберегательной функции страхования, направленной на сохра­нение страховых взносов в течение длительного периода времени.

Контрольная функция страхования проявляется в том, что страховые пла­тежи аккумулируются в страховые фонды на строго определенные цели, долж­ны использоваться только в конкретных случаях и строго определенным кру­гом субъектов.

Первоначально страховые отношения возникали в связи с различными не­благоприятными явлениями природного характера. По мере развития общест­ва страхование стало распространяться на события, обусловленные производ­ственной деятельностью людей, развитием техники и т.п. Появление наиболее развитых форм страхования, при которых страхователь отделяется от страхов­щика, возникновение самостоятельных страховых организаций характерны для периода разложения феодализма. Начиная с XIV века страхование высту­пает как деятельность коммерческих организаций, направленная на извлече­ние прибыли. Преобладающим становится акционерное страхование.

Появление страхования в дореволюционной России относится к середине XVIII века и связано с открытием в Петербурге и Москве филиалов англий­ских страховых обществ. В 1765 г. в Риге было основано первое отечественное страховое общество. В 1786 г. установлена государственная монополия на стра­хование и образованы государственные страховые общества при Государствен­ном заемном банке (1786-1822) и Государственном ассигнационном банке (1797-1806), которые проводили операции страхования строений и товаров от огня (Россия считается родиной страхования от огневых рисков). В 1827 г. учреждено Первое Российское, в 1835 г. - Второе Российское страховые от ог­ня общества. Для осуществления операций личного страхования создавались специальные акционерные общества. Послереформенный период (1861 г.) ха­рактеризуется резким увеличением числа акционерных обществ («Русское», «Коммерческое», «Варшавское», «Русский Ллойд», «Северное», «Якорь», «Вол­га»), что связано с развитием промышленного капитализма в России. Акцио­нерные общества осуществляли такие виды страхования, как страхование дви­жимого и недвижимого имущества от огня, транспортное страхование (судов, грузов), страхование от краж со взломом и др. Органы местного самоуправле­ния (земства) проводили земское страхование, распространявшееся преиму­щественно на сельскую местность. В 1917 г. создается Земский страховой союз.

После революции 1917 года в России ставится задача национализации страхового дела. 28 ноября 1918 г. Совнаркомом РСФСР был принят декрет «Об организации страхового дела в Российской Республике», в соответствии с которым все частные страховые общества ликвидировались, а их имущест­во и денежные средства переходили в собственность государства. Страхова­ние во всех его видах было объявлено с этого времени монополией государ­ства, которая просуществовала до экономической реформы 1990-х годов. Вся работа по страхованию осуществлялась органами Госстраха СССР.

Формирование рыночных отношений обусловило демонополизацию страхового дела и создало условия для возникновения страховых организа­ций и компаний, в том числе негосударственных, появления новых видов страхования, расширения возможности страхования физических лиц от не­предвиденных неблагоприятных событий. Несмотря на объективные трудно­сти, развитие национальной системы страхования за период с 1992 года по 1997 год характеризуется высокой динамикой: были созданы сравнительно крупные страховые организации, начала складываться инфраструктура рын­ка. В соответствии с соглашением, заключенным в 1994 году между Россией и странами Европейского союза, в нашей стране начиная с июля 1999 года легализуется деятельность иностранных страховщиков, которые в настоящее время могут быть лишь соучредителями страховых компаний при условии, что их доля в уставном капитале не превышает 49 процентов.

В научной литературе страхование рассматривается не только как эконо­мическая, но и как правовая категория, т. к. общественные отношения, воз­никающие при создании и использовании страхового фонда, опосредуются нормами права*.

 
 


* Шиминова М.Я. Основы страхового права России. М., 1993.

 

В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществ­ление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидации их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Страхование, как уже отме­чалось, наряду с другими мерами призвано предотвращать и ликвидировать отрицательные последствия чрезвычайных обстоятельств. Данная важная сфера деятельности в России основывается на соответствующей правовой базе, которая включает в себя значительное количество различных норматив­ных актов, в своей совокупности образующих страховое законодательство. Содержащиеся в нем нормы образуют комплексный правовой институт -страховое право, регулирующее общественные отношения, складывающиеся в процессе создания и использования специальных страховых фондов денеж­ных и иных средств. Разнообразие и сложность названных общественных от­ношений обусловили необходимость их правового урегулирования нормами различных отраслей права, таких как административное, финансовое, граж­данское, социального обеспечения и др.

Особую значимость для развития страхового дела имеют общественные от­ношения, складывающиеся между страховщиками и государственными орга­нами, осуществляющими на современном этапе рыночных преобразований регулирование их деятельности и выполнение надзорных, контрольных функ­ций по отношению к ним. Для этого в 1992 году в соответствии с Указом Пре­зидента была создана Федеральная служба России по надзору за страховой де­ятельностью, преобразованная в 1996 году в Департамент страхового надзора в структуре Министерства финансов Российской Федерации. Отношения в об­ласти установления системы и структуры государственных органов, осуществ­ляющих регулирование и надзор (контроль) за страхованием, а также прав и обязанностей должностных лиц названных органов, являются предметом пра­вового регулирования административного права.

Страхование как один из институтов финансовой системы государства, который составляют финансовые отношения, образующиеся в процессе фор­мирования и использования страховых фондов, является предметом правово­го регулирования финансового права. Так, нормы финансового права регули­руют: источники формирования страхового фонда, его взаимоотношения с другими звеньями финансовой системы государства, в частности с бюджетной системой; порядок использования средств фонда страхования; компетенцию органов государственной власти в области страхования (совместно с нормами административного права); обязательное государственное страхование и иные отношения в сфере страхования, возникающие в процессе создания, распре­деления и использования фонда страхования, т.е. такие, которые связаны с осуществлением государством финансовой деятельности.

Нормы гражданского права регламентируют основания возникновения раз­личных страховых правоотношений, права и обязанности их субъектов, закреп­ляют объекты страхования, предусматривают существенные условия договора страхования, его форму, условия освобождения страховщика от обязанности по страховому обязательству и т.д.

Источниками страхового права являются нормативно-правовые акты раз­ного уровня и, как отмечалось, ряда отраслей российского законодательства, что также обусловлено комплексным характером данного института. Наряду с указанными конституционными нормами к важнейшим нормативным актам, регулирующим страхование и являющимся основными в системе страхового за­конодательства, относятся: Гражданский кодекс РФ (ст. 927 - 970), Закон Рос­сийской Федерации «О страховании» от 27 ноября 1992 г. (в редакции Федерального Закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 31 декабря 1997 г.), Закон Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28 июня 1991 г., Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г. * В назван­ных законодательных актах раскрываются такие основные понятия и категории страхования, как страхователь, страховщик, страховой риск, страховой случай, страховая сумма, страховая выплата, страховая премия, страховой взнос, тариф, договор страхования и др.

 
 


* ВВС РФ. 1993. № 2. Ст. 56; Российская газета. 1998. 4 января; 1999. 21 июля.

 

В настоящее время также действует ряд законов, в которых закреплен право­вой статус различных категорий граждан, осуществляющих определенные виды профессиональной деятельности. В них содержатся нормы, гарантирующие страховую охрану их жизни и здоровья (военнослужащие, сотрудники налого­вых, таможенных, правоохранительных органов и др.), например, Федеральный закон от 28 марта 1998 г. «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядо­вого и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» *.


* CЗ PФ. 1998. № 11.СТ.513.

 

Нормы, регулирующие страховые отношения, содержатся также в таких за­конах, как: «Об ипотеке (залоге недвижимости)», «О лизинге», «Об охране окру­жающей среды» и др. Отношения по страхованию регулируются и иными зако­нодательными актами, например, Кодексом торгового мореплавания (гл. XII -о страховании от имущественных потерь); страхование банковских вкладов -ст. 38 и 39 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» (в редак­ции от 3 февраля 1996 г.); медицинское страхование - Законом РФ «О медицин­ском страховании граждан в Российской Федерации»; страхование пенсий отно­сится к социальному страхованию и регулируется Законом «О государственных пенсиях в РФ». В целом обязательное социальное страхование осуществляется в соответствии с Федеральным законом or 16 июля 1999 г. «Об основах обязатель­ного социального страхования».

Источниками правового регулирования страхования являются и Указы Президента страны, такие как: «Об обязательном личном страховании пасса­жиров» от 7 июля 1992 г. (в редакции от 6 апреля 1994 г.); «Об основных на­правлениях государственной политики в сфере обязательного страхования» от 6 апреля 1994 г. и другие.

Отношения по страхованию регулируются постановлениями Правитель­ства Российской Федерации: Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 ноября 1991 г. «О государственном обязательном бесплатном личном стра­ховании граждан, пострадавших от Чернобыльской катастрофы, и лиц, ко­мандируемых в зоны с радиационным риском»; Постановлением Правитель­ства Российской Федерации от 1 октября 1998 г. «Об основных направлениях развития национальной системы страхования в Российской Федерации в 1998-2000 годах»; Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 1998 г. «О государственном регулировании страхования в сфере аг­ропромышленного производства»; Постановлением Правительства Россий­ской Федерации от 11 декабря 1998 г. «О медицинском страховании иностран­ных граждан, временно находящихся в Российской Федерации, и российских граждан при выезде из Российской Федерации»; Постановлением Правитель­ства Российской Федерации от 29 января 1999 г. «О мерах по подготовке к пе­реходу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Помимо названных актов высших органов государственной власти стра­ховая деятельность регламентируется актами Министерства финансов Рос­сийской Федерации, например, Приказом от 22 февраля 1999 г, № 16 «Об ут­верждении Правил размещения страховщиками страховых резервов», инструкциями Государственной налоговой службы, нормативными актами Центрального банка Российской Федерации по регулированию страховой де­ятельности в сфере валютных отношений; продолжают действовать инструк­ции Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью (Рос­страхнадзора) и др.

Порядок страхования отдельных категорий работников регламентируется также нормативными актами отраслевых министерств и ведомств, например: приказом Министра внутренних дел от 16 декабря 1998 г. № 825 «Об обязатель­ном государственном страховании жизни и здоровья в системе МВД России»; приказом директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 15 февраля 1999 г. № 57 «Об обязательном страховании жизни и здоровья во­еннослужащих органов федеральной службы безопасности и граждан, призван­ных на военные сборы»; приказом Министра юстиции РФ от 30 августа 1999 г. № 254 «Об обязательном страховании жизни и здоровья сотрудников учрежде­ний и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ».

Отношения по страхованию регламентируются также правилами об от­дельных видах страхования, подавляющее большинство которых было изда­но до начала 90-х годов Министерством финансов СССР. Эти правила могут использоваться для регламентации отношений между участниками страхова­ния и в настоящее время, но только по обоюдному согласию сторон.

На территории страны действуют некоторые международные договоры, например «Соглашение о партнерстве и сотрудничестве», заключенное меж­ду нашей страной и Европейским союзом на острове Корфу 24 июня 1994 г., вступившее в силу с июля 1999 г. Если в международных договорах установ­лены иные правила, чем в страховом законодательстве России, то действуют правила международных договоров.

Понимание страхового права как комплексного, межотраслевого право­вого института позволяет сделать вывод о том, что эффективное воздействие на рассмотренные общественные отношения возможно только в единстве и взаимодействии составляющих его норм названных отраслей права.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.