Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовое регулирование обязательного социального страхования






 

Обязательное социальное страхование представляет собой неотъемлемую часть государственной политики по защите населения. Его правовую базу со­ставляют нормы финансового, трудового, гражданского права, права соци­ального обеспечения. Основополагающим законом является Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г. *, а также иные федеральные законы и подзаконные акты**, законы и подзаконные акты субъектов Российской Федерации о конкретных видах обязательного социального страхования.


* СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3686.

** См. в главе III параграф 8 «Правовой режим государственных внебюджетных фондов».

 

В соответствии с названными законодательными актами обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на ком­пенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных российским законодательством, - иных категорий вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инва­лидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а так­же наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных социальных страховых рисков, предусмотренных законодательством и подлежащих обязательному социальному страхованию (ст. 1 Федерального закона «Об основах обяза­тельного социального страхования»).

Данный вид страхования распространяется не только на перечислен­ные категории граждан, но и на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой.

Обязательное социальное страхование в Российской Федерации должно осуществляться на основании следующих принципов:

- устойчивости финансовой системы обязательного социального страхо­вания, достигаемой эквивалентностью страхового обеспечения и страховых взносов;

- всеобщего обязательного характера социального страхования, доступ­ности для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;

- государственной гарантии соблюдения прав застрахованных лиц на за­щиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обяза­тельному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;

- государственного регулирования системы обязательного социального страхования;

- паритетности участия представителей субъектов обязательного соци­ального страхования в органах управления системы обязательного социаль­ного страхования;

- обязательности уплаты страхователями страховых взносов в бюджета фондов конкретных видов обязательного социального страхования;

- ответственности за целевое использование средств обязательного соци­ального страхования;

- обеспечения надзора и общественного контроля;

- автономности финансовой системы обязательного социального страхо­вания.

В зависимости от характера события (страховой риск), влекущего измене­ние материального и (или) социального положения работающих граждан и иных категорий граждан и в случае наступления которого осуществляется со­циальное страхование, они делятся на следующие виды:

- необходимость получения медицинской помощи;

- временная нетрудоспособность;

- трудовое увечье и профессиональное заболевание;

- материнство;

- инвалидность;

- наступление старости;

- потеря кормильца;

- признание безработным;

- смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Каждому виду социального страхового риска соответствует и определен­ный вид страхового обеспечения, т.е. исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая по­средством страховых выплат или иных видов обеспечения, установленных законодательством о конкретных видах обязательного социального страхова­ния. К видам страхового обеспечения законодатель относит:

1) оплату медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставле­нием застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;

2) пенсию по старости;

3) пенсию по инвалидности;

4) пенсию по случаю потери кормильца;

5) пособие по временной нетрудоспособности;

6) пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием;

7) пособие по беременности и родам;

8) ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

9) пособие по безработице;

10) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицин­ских учреждениях в ранние сроки беременности;

11) единовременное пособие при рождении ребенка;

12) пособие на санаторно-курортное лечение;

13) социальное пособие на погребение;

14) оплату путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление ра­ботников и членов их семей.

Субъектами обязательного социального страхования являются:

страхователи - организации, а также граждане, обязанные в соответст­вии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социально­го страхования уплачивать страховые взносы (обязательные платежи). К стра­хователям относятся и органы исполнительной власти, и органы местного самоуправления, обязанные в соответствии с федеральными законами упла­чивать страховые взносы;

страховщики - некоммерческие организации, создаваемые в соответст­вии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социально­го страхования для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев;

застрахованные лица - граждане Российской Федерации, а также иност­ранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обя­зательного социального страхования.

Между названными субъектами и складываются отношения по обязатель­ному социальному страхованию. Законодатель особо говорит о моменте воз­никновения данных отношений. Так, у страхователя (работодателя) данные отношения возникают с момента заключения с работником трудового дого­вора; у иных страхователей - с момента их регистрации страховщиком, а у страховщика - с момента регистрации страхователя. В свою очередь, у застрахованных лиц моментом возникновения данных отношений является за­ключение трудового договора с работодателем; у лиц же, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и иных категорий граждан - уплата ими или за них страховых взносов.

Застрахованные лица наделены соответственно правами и обязанностя­ми. В частности, они имеют право на своевременное получение страхового обеспечения, на участие в управлении обязательным социальным страхова­нием, на защиту своих прав. Застрахованные лица обязаны вносить страхо­вые взносы, если это предусмотрено законом, а также своевременно предъ­являть страховщику документы, служащие основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения.

Страховщики имеют право проверять представленные документы, назна­чать и проводить экспертизу для проверки наступления страхового случая, взыскивать со страхователей недоимки по страховым взносам, представлять им отсрочку уплаты страховых взносов и другие права. К обязанностям, воз­лагаемым на страховщиков, относятся обеспечение сбора страховых взносов, своевременная выплата страхового обеспечения, подготовка обоснования та­рифов, осуществление регистрации страхователей, бесплатное консультиро­вание по вопросам обязательного социального страхования, а также иные обязанности.

Страхователи как самостоятельные субъекты данных отношений также наделены правом участвовать через своих представителей в управлении обя­зательным социальным страхованием, бесплатно получать информацию и консультации по вопросам страхования, пользоваться льготами и отсрочкой уплаты страховых взносов, защищать свои права. Обязанности страхователей включают в себя постановку на учет и снятие с учета у страховщика в опре­деленные законодательством сроки, уплату страховых взносов, предъявление необходимых страховщику документов и сведений, выплаты определенных видов страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении стра­ховых случаев.

Возникающие по вопросам обязательного социального страхования спо­ры разрешаются в следующем порядке. Страхователь или застрахованное ли­цо могут направить письменное заявление по спорным вопросам страховщи­ку, который должен в течение десяти рабочих дней со дня его получения рассмотреть данное заявление и о принятом решении письменно сообщить заявителю в течение пяти рабочих дней после рассмотрения такого заявле­ния. В случае несогласия с принятым решением спор подлежит разрешению в вышестоящих инстанциях либо в судебном порядке.

В Федеральном законе «Об основах обязательного социального страхова­ния» законодатель не только определяет данный вид страхования как систему мер, осуществляемых государством в целях компенсации гражданам различ­ного рода социальных последствий, связанных с наступившими социальными страховыми рисками, но и отмечает необходимость государственного управ­ления системой обязательного социального страхования. Государственное управление возлагается на Правительство Российской Федерации, которое со­здает страховщиков, осуществляющих обязательное социальное страхование.

Средства обязательного социального, страхования являются федеральной государственной собственностью, страховщики же осуществляют их опера­тивное управление.

Наряду с государственным контролем за системой обязательного страхо­вания профсоюзы также имеют право на осуществление профсоюзного кон­троля за использованием средств обязательного социального страхования.

Государство гарантирует устойчивость финансовой системы обязательно­го социального страхования. Так, в случае нехватки в данной системе средств для социальных выплат Правительство страны должно при разработке проек­та федерального бюджета на очередной финансовый год предусмотреть дота­ции в размерах, позволяющих обеспечить необходимые выплаты по обяза­тельному социальному страхованию. Одновременно законодательство преду­сматривает возможность вложения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования только под обязательства Правитель­ства Российской Федерации.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.