Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Декларирование доходов граждан






 

Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налого­плательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие дан­ные, связанные с исчислением и уплатой налога (см. ст. 80 НК РФ).

В соответствии с Законом РФ от 7 декабря 1991 г. «О подоходном налоге с физических лиц» граждане должны ежегодно по окончании календарного года не позднее 1 апреля подать в налоговые органы по месту постоянного жительст­ва налоговую декларацию.

От подачи налоговой декларации освобождаются: а) граждане, получающие в течение отчетного периода доход по основному месту работы у одного юриди­ческого лица; б) лица, не имеющие постоянного местожительства в Российской Федерации; в) те физические лица, чей доход от разных источников не превы­шает дохода, облагаемого по минимальной ставке.

Физические лица, имеющие доходы от предпринимательской деятельности, представляют декларацию независимо от полученного дохода. В случае появления в течение года источников доходов данные лица подают декларацию в пя­тидневный срок по истечении месяца со дня появления таких источников. В декларации указываются размер дохода, полученного ими за первый месяц деятельности, и размер ожидаемого дохода до конца текущего года. В случае прекращения существования источника дохода до конца текущего года декларация подается в пятидневный срок со дня прекращения его существования.

Указом Президента Российской Федерации от 15 мая 1997 года «О пред­ставлении лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности государст­венной службы и должности в органах местного самоуправления, сведений о доходах и имуществе» (с изменениями от 4 марта 1998 г.) названные категории граждан обязаны представлять декларацию о доходах, ценных бумагах, о явля­ющемся объектом налогообложения имуществе, принадлежащем им на праве собственности, при назначении на соответствующую должность, а впоследст­вии - ежегодно. Это требование не распространяется на военнослужащих и на судей федеральных судов.

Налоговую декларацию необходимо представлять в налоговый орган по ме­сту учета налогоплательщика на бланке установленной формы. В то же время законодатель предусмотрел возможность представления декларации на диске­те или ином носителе, допускающем компьютерную обработку, в случаях, ус­тановленных Налоговым кодексом РФ.

Налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком лич­но в налоговый орган или по почте путем отправки заказного письма с описью вложения. В последнем случае днем ее представления будет считаться дата от­правки названного заказного письма.

В налоговой декларации обязательно указывается единый по всем нало­гам идентификационный номер налогоплательщика.

Налоговые декларации должны быть представлены по установленной фор­ме, которая утверждается в соответствующих законодательных актах о налогах и сборах. В случаях, если они не утверждены названным законодательством, то их и утверждает Министерство РФ по налогам и сборам. Органы государствен­ных внебюджетных фондов разрабатывают формы налоговых деклараций от­носительно налогов и сборов, поступающих в государственные внебюджетные фонды.

Инструкции по заполнению налоговых деклараций по видам налогов из­даются, в основном, Министерством РФ по налогам и сборам по согласова­нию с Министерством финансов Российской Федерации.

В случае обнаружения налогоплательщиком неточностей в поданной им декларации, касающихся неполного отражения сведений о полученных дохо­дах, что привело к их занижению, в нее должны быть внесены изменения и до­полнения.

Если названные изменения внесены до истечения срока подачи налоговой декларации, они считаются поданными в день ее представления в налоговый орган и налогоплательщик освобождается от ответственности. Налогоплатель­щик также освобождается от ответственности, если дополнения внесены по­сле этого срока, но до истечения срока уплаты налога. Названные заявления должны быть сделаны до момента вручения акта налоговой проверки, вы­явившей названные обстоятельства.

Налогоплательщик освобождается от ответственности и в том случае, если дополнения и изменения внесены после истечения перечисленных сроков, но до момента вручения ему акта налоговой проверки, выявившей заниженный доход, и если недостающая сумма налога и пени уже уплачена.

В целях усиления борьбы с налоговыми правонарушениями в Налоговом кодексе РФ (в редакции от 9 июля 1999 г.) предусмотрены мероприятия, поз­воляющие осуществлять налоговый контроль за расходами физических лиц -резидентов, приобретающих в собственность определенное имущество. Це­лью этого контроля является установление соответствия крупных расходов физического лица его доходам. Данное направление налогового контроля осуществляется с 1 января 2000 г. должностными лицами налоговых органов путем получения информации от организаций или уполномоченных лиц, осуществляющих регистрацию имущества, указанного в НК РФ, сделок с этим имуществом, а также регистрацию прав на это имущество.

К имуществу, расходы на приобретение которого контролируют налого­вые органы, относятся следующие объекты:

- недвижимое имущество;

- механические транспортные средства, не относящиеся к недвижимому имуществу;

- акции открытых акционерных обществ, государственные и муници­пальные ценные бумаги, а также сберегательные сертификаты;

- культурные ценности;

- золото в слитках.

Органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижи­мое имущество, а также механических транспортных средств и сделок с этими объектами, с золотом в слитках, обязаны в 15-дневный срок после регистрации сделок направить в налоговый орган по месту своего нахождения соответству­ющую информацию.

На лиц, регистрирующих сделки с ценными бумагами, нотариусов, удос­товеряющих сделки купли-продажи культурных ценностей, также возложены обязанности направлять об этом информацию налоговым органам не позднее 15 дней.

Непредставление организацией или уполномоченным лицом соответст­вующей информации признается налоговым правонарушением и влечет от­ветственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ.

В случае, если произведенные расходы превышают доходы, указанные в дек­ларации, или налоговые органы не располагают информацией о доходах физи­ческого лица, они обязаны составить акт об обнаруженном несоответствии и в месячный срок направить физическому лицу письменное требование о даче пояснений об источниках и размерах средств, которые были использованы на приобретение имущества.

Физические лица при получении данного требования обязаны в течение 60 календарных дней представить специальную декларацию с указанием всех источников и размеров средств, израсходованных на приобретение соответ­ствующего имущества. К специальной декларации прилагаются копии доку­ментов, заверенные в установленном порядке, подтверждающих указанные в ней сведения.

Форма специальной декларации разрабатывается Министерством РФ по на­логам и сборам по согласованию с Министерством финансов РФ.

Контрольные вопросы

 

1. Что означает понятие «государственные доходы»? Какие виды государствен­ных доходов предусмотрены законодательством?

2. Что такое налог? Какие функции выполняет налог?

3. Охарактеризуйте налоговую систему России.

4. Какие нормативные правовые акты регулируют отношения, возникающие при взимании налогов?

5. Какова структура и значение Налогового кодекса Российской Федерации (ч. I)?

6. Что входит в понятие «Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах»?

7. Назовите основные начала (принципы) законодательства о налогах и сборах.

8. Как действует законодательство о налогах и сборах во времени?

9. Какие виды налогов предусматривает законодательство?

10. Что такое налоговые правоотношения?

11. Какие права и обязанности имеет налогоплательщик?

12. Какие права и обязанности имеют налоговые агенты и сборщики налогов?

13. Какие налоги уплачивают юридические лица и иные организации?

14. Какие косвенные налоги установлены российским законодательством?

15. В чем сущность косвенных налогов?

16. Какие налоги являются федеральными?

17. Какие налоги являются налогами субъектов Федерации и какие - местными?

18. Какие налоги уплачивают физические лица?

19. Какие льготы установлены по подоходному налогу с физических лиц; по на­логу на имущество граждан; по налогу с имущества, переходящего в порядке насле­дования или дарения?

20. В чем заключается специфика налоговой ответственности?

21. Дайте определение налогового правонарушения.

22. В каком порядке обжалуются акты налоговых органов?

 

 

 
 

 


Глава V ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО КРЕДИТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.