Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Разработка операционного бюджета






Операционный бюджет – увязка натуральных показателей планирования со стоимостными, определение наиболее важных пропорций, ограничений и допущений при составлении основных бюджетов.

Бюджет продаж является основополагающим при определении ожидаемых денежных поступлений. Он должен быть предельно точным и обоснованным, максимально учитывать рекомендации службы маркетинга. К факторам, влияющим на объем продаж, относятся:

ü объем продаж предпланового периода;

ü ценовая политика;

ü зависимость продаж от выбора сегментов рынка;

ü ассортимент выпускаемой продукции;

ü сезонность;

ü спрос со стороны покупателей;

ü производственные мощности;

ü зависимость продаж от общеэкономических показателей, т.е. уровня занятости, уровня дохода, цены на продукцию.

Бюджет продаж определяется формулой:

, где

Qi – объем реализации в натуральном выражении i-ой продукции;

Pi – цена реализации i-ой продукции.

После того, как сформирован бюджет продаж, разрабатывается график поступления денежных средств от продаж с учетом коэффициента инкассации (Ki), показывающего, какая часть отгруженной продукции будет оплачена сразу в месяц отгрузки, какая во второй месяц после отгрузки и т.д.

,

 

Производственный бюджет. При разработке этого бюджета необходимо учитывать:

ü тип производства;

ü технологические особенности производства;

ü уровень квалификации рабочей силы.

Производственный бюджет – это план производства продукции, который составляется по схеме:

 

Существует 2 подхода к планированию выпуска продукции:

ü календарное планирование;

ü позаказное планирование.

В календарном планировании объектом планирования является временной период, в течение которого должно быть изготовлено определенное количество продукции, исходными бюджетными параметрами является объем продаж и объем выпуска.

В позаказном планировании объектом является производственный заказ. При этом под заказом понимается заявка покупателя на определенное количество товара.

Стратегии использования ресурсов предприятия для реализации необходимого уровня продаж:

ü стратегия преследования. Здесь объем производства готовой продукции примерно равен объему продаж. Достоинство этой стратегии: запасы готовой продукции сведены к минимуму, а недостаток – в периодах резкого повышения спроса отсутствуют запасы готовой продукции;

ü стратегия сглаживания. Объем производства готовой продукции всегда постоянен и соответствует среднегодовому объему продаж. Преимущество: уровень затрат, связанных с изменением объема производства минимален и отсутствует необходимость в избыточных производственных мощностях для удовлетворения повышенного спроса на продукцию. Недостаток: наличие запасов готовой продукции в период пониженного спроса;

ü субподряд. Объем производства готовой продукции постоянен и соответствует среднегодовому объему продаж. В период повышенного спроса дополнительное изготовление некоторых комплектующих заказывается у других организаций. Преимущество: снижение затрат на выполнение производственного бюджета, минимизация расходов на содержание оборудования и затрат, связанных с изменением уровня производства. Недостаток: стоимость работы подрядчиков может оказаться выше, чем, если бы они производились в данной организации. Аутсорсинг - отказ от собственного производства и переход на закупку их у сторонних организаций;

ü комбинированная стратегия – сочетание нескольких стратегий. Основной задачей предприятия является формирование такой комбинации, при которой суммарные затраты были бы минимальными.

Бюджет прямых затрат на материалы – это определение затрат на сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие, необходимых для производства готовой продукции. Существует 2 метода составления бюджета прямых затрат на материалы:

ü нормативный;

ü аналитический.

Суть нормативного метода заключается в том, что затраты на материальные оборотные средства определяются исходя из установленных норм.

Суть аналитического метода заключается в том, что на основе фактических данных производства и сбыта продукции за отчетный год и общих расходов материалов рассчитывается средневзвешенная норма расхода на планируемый бюджетный период. Затем эта норма расхода применяется к плановым объемам продаж. Потребность в закупаемом сырье и материале определяется по формуле:

Бюджет затрат на материалы составляется с учетом сроков и порядка погашения кредиторской задолженности за материалы.

Бюджет прямых затрат на оплату труда. Прямые расходы на оплату труда включают все расходы, которые можно прямо отнести на определенный вид готовой продукции. При этом используются 2 метода: нормативный и аналитический. Бюджет прямых затрат на оплату труда подготавливается исходя из бюджета производства, данных производительностей труда и ставок оплаты труда основного производственного персонала.

Схема составления бюджета прямых затрат на оплату труда:

Бюджет общепроизводственных расходов состоит из двух групп:

I расходы на содержание и эксплуатацию оборудования:

ü амортизация оборудования и транспортных средств;

ü текущий ремонт оборудования;

ü энергетические затраты на оборудование;

ü услуги вспомогательных производств;

ü заработная плата вспомогательных рабочих;

ü расходы на транспортировку полуфабрикатов внутри предприятия;

ü потери от простоев;

II общецеховые расходы на управление:

ü затраты на подготовку и организацию производства;

ü содержание аппарата управления цеха;

ü амортизация зданий;

ü ремонт производственных зданий и сооружений;

ü затраты на обеспечение нормальных условий труда;

ü затраты на повышение квалификации.

 

Бюджет коммерческих расходов. К коммерческим расходам относятся:

ü комиссионные сборы;

ü транспортные услуги товаров;

ü расходы на упаковку;

ü расходы на рекламу;

ü представительские расходы.

При составлении бюджета коммерческих расходов следует помнить, что расходы на рекламу и представительские расходы нормируются для целей налогообложения.

 

Бюджет управленческих расходов – это определение расходов на управление предприятием и общехозяйственных расходов.

Расходы на управление коммерческой организацией:

ü заработная плата административно-управленческого персонала;

ü командировочные расходы;

ü представительские расходы;

ü содержание пожарной охраны и службы безопасности.

К общехозяйственным расходам относятся:

ü содержание прочего общезаводского персонала;

ü амортизация основных средств общехозяйственного назначения;

ü содержание и ремонт зданий, сооружений и оборудования общезаводского назначения;

ü расходы на подготовку и переподготовку кадров;

ü расходы на содержание и обслуживание автотранспорта;

ü прочие расходы.

 

Бюджет доходов и расходов. Составление бюджета доходов и расходов является «выходной» формой операционного бюджета. В этом документе рассчитываются плановые значения объема продаж от реализации продукции, себестоимости реализованной продукции, коммерческих и управленческих расходов, налогов к уплате. Он представляет собой Форму №2.

Выручка от реализации продукции может учитываться двумя методами:

ü метод начислений (датой получения дохода признается день отгрузки продукции);

ü кассовый метод (датой получения дохода является день поступления средств на счета в банках или в кассу).

Введение уплаты налогов по методу начислений повышает коммерческие риски.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.