Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы отбора товаров в производственную программу






 

1. Использование матрицы Бостонской консультативной группы (БКГ), которая позволяет компании классифицировать товары по его доли на рынке относительно основных конкурентов и темпам годового роста в отрасли.

 

Рис. 9.1. Матрица Бостонской консультативной группы

 

2.

выпуск
Использование матрицы «эффект-выпуск»

13      
       
       
     

выпуск
10

 

Рис. 9.2. Матрица «Эффект-выпуск»

Пример

Таблица 9.3.

Изделие Годовой спрос, штук Доля продаж Рентабельность
% ранг % ранг
А          
Б          
В          
Г          
Д          

 

Изделия будут включаться в производственную программу в следующей последовательности: В, Г, Б, Д, А.

3. Линейное программирование

Линейное программирование применяется при принятии оптимальных плановых решений.

Пример

Определить оптимальный объем производства двух видов продукции А и В, обеспечивающих максимальные прибыли при следующих ограничениях:

- расход материальных ресурсов на 1 изделие

А=5 кг;

В=8 кг.

- расход трудовых ресурсов А=10 чел× час;

В=5 чел× час.

Лимит по материальным ресурсам - 3500 кг, по трудовым - 6000 чел× час.

Планируемая прибыль от изделия А - 30 руб., от В – 20 руб.

X1 – выпуск изделия А;

X2 – выпуск изделия В.

Тогда,

5X1+8X2≤ 3500, 10X1+5X2≤ 6000, 30X1+20X2→ max   ,

7000-16X2+5X2=6000,

-11Х2 = -1000,

X2 = 91,

X1=555.

30× 555+20× 91=18470 – максимальная прибыль, которую можно получить при данных ограничениях.

 

Планирование производственной мощности

 

Понятия «производственная мощность» и «производственная программа» в плановых расчетах не идентичны. Производственная мощность (ПМ) показывает способность предприятия в определенных условиях выпускать максимальное количество продукции в натуральном выражении в определенный промежуток времени. Производственная программа (ПП) характеризует степень использования производственной мощности в плановом периоде.

Планирование ПМ основано на ряде факторов, от которых зависит ее величина:

ü количество и производительность оборудования;

ü качественный состав оборудования;

ü качество сырья и материалов и своевременность их поставки;

ü фонд времени работы оборудования;

ü уровень организации производства и труда.

Планирование ПМ предприятия осуществляется в следующей последовательности:

1. По группам технологического оборудования

, где

Тэф – эффективный фонд времени работы оборудования, час.

Пч – часовая производительность единицы оборудования, т/час.

2. По производственным участкам (цехам)

, где

Куст – количество установленного оборудования в цехе.

3. По предприятию в целом. ПМ предприятия определяется по производственной мощности ведущих цехов (участков, оборудования). К ведущим относятся цеха (участки, оборудование), где выполняются основные технологические операции.

На основе расчета ПМ выявляются узкие места.

Узкое место – несоответствие ПМ цеха (участка, оборудования) производственной мощности ведущего цеха (участка, оборудования).

Пример

На машиностроительном заводе ведущим является сборочный цех, ПМ которого 90 тыс. тракторов в год.

Рис. 9.3. Диаграмма мощности предприятия

Для устранения узких мест необходимо проводить организационно-технические мероприятия:

ü модернизацию действующего оборудования;

ü лизинг оборудования;

ü установку дополнительного оборудования;

ü переход на 3-х сменный режим работы.

В расчет ПМ предприятия включают все оборудование, закрепленное за основными производственными цехами, за исключением резервного, опытных участков и специальных участков для обучения рабочих.

ПМ предприятия в течение года изменяется, поэтому различают: входную, выходную и среднегодовую производственные мощности.

Входная ПМ – мощность на начало года.

Выходная ПМ – мощность на конец планового года с учетом ввода и выбытия оборудования за счет капитального строительства, модернизации оборудования, совершенствования технологии и организации производства.

Выбытие ПМ происходит по причинам износа оборудования, уменьшения трудоемкости, окончания срока лизинга.

Среднегодовая ПМ рассчитывается по формуле:

t1 (t2) – количество месяцев с момента ввода (выбытия) до конца года.

 

Планирование выпуска продукции

 

1. Анализ портфеля заказов предприятия. На этом этапе выбирается представитель продукции, занимающий наибольший удельный вес в портфеле заказов.

2. Производится перерасчет ассортимента портфеля заказов на 1 вид продукции, принятый в качестве представителя.

Пример

Требуется изделия Б и В привести к изделию – представителю А.

Суммарная трудоемкость изделий:

по А – 28 часов;

по Б – 32 часа;

по В – 16 часов.

Годовой выпуск изделий:

А – 1200 штук;

Б – 400 штук;

В – 840 штук.

Коэффициент пересчета (Кпер):

А – 1;

Б – 32/18=1.14;

В – 16/28=0.57.

Программа в пересчете на изделие А:

1200+400 × 1.14+840 × 0.57=2135 штук.

Далее план продаж должен быть скорректирован на величину изменения остатков готовой продукции, планируемых на конец года.

3. Анализ использования среднегодовой ПМ предприятия в отчетном периоде.

, где

- коэффициент использования среднегодовой ПМ предприятия в плановом (фактическом) периоде;

В – годовой выпуск продукции.

4. Планирование увеличения коэффициента использования ПМ в планируемом периоде, которое может быть достигнуто за счет реализации внутрипроизводственных резервов. Различают экстенсивные и интенсивные внутрипроизводственные резервы.

К экстенсивным внутрипроизводственным резервам относится увеличение полезного времени работы оборудования за счет сокращения внутрисменных и целодневных простоев оборудования, продолжительности плановых ремонтов.

Интенсивные факторы включают мероприятия по более полной загрузке оборудования в единицу времени, увеличение выпуска годной продукции.

5. Определение возможного выпуска продукции на основе действующих производственных мощностей. На этом этапе составляется баланс ПМ:

1. Мощность на начало планового периода.

2. Увеличение мощности в планируемом году за счет:

ü реконструкции;

ü ввода в действие новых и расширения действующих;

ü получения в лизинг.

3. Уменьшение мощности в планируемом году за счет:

ü увеличения трудоемкости;

ü изменения режима работы;

ü передачи в лизинг;

ü износа оборудования.

4. Мощность на конец планируемого периода

ПМ=ПМвх+ПМвв-ПМвыб

6. Экономическая оценка плана производства. Эффективность производственной программы характеризуют следующие показатели:

ü рентабельность продукции

, где

П – прибыль от реализации;

С – себестоимость реализованной продукции;

ü рентабельность продаж

, где

В – выручка;

ü рентабельность капитала

, где

- среднегодовая стоимость основного и оборотного капитала.

 

 

Тема 10. Планирование материально- технического обеспечения производства

 

Содержание и задачи плана






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.