Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Воображение






Воображение (англ. imagination) – это

· познавательный процесс удерживания в сознании и мысленного манипулирования представлениями, отражающими реальную действительность, и построения на этой основе новых представлений объектов, которые отсутствуют в данный момент времени или реально не существуют;

· способность к построению представлений объектов на основе имеющегося чувственного, эмоционально-смыслового, интеллектуального и практического опыта.

Воображение – сложный, непредсказуемый психический процесс, сопровождающийся эмоциями. Физиологическая основа воображения – возникновение образов, связанных с прежним опытом посредством актуализации нервных связей, их распада, перегруппировки и объединение в новые системы. Физиологические механизмы воображения связаны с функционированием коры больших полушарий головного мозга и гипоталамо-лимбической системы.


увеличить изображение
Рис. 3.4. Виды, функции, свойства и приемы воображения

Воображение многофункционально:

· образное представление действительности – воображение ориентирует человека в процессе деятельности, позволяя оперировать с образами воображаемых объектов;

· формирование внутреннего плана действий – воображение позволяет конструировать образ цели, находить способы ее достижения в условиях неопределенности и предвосхищать ожидаемые результаты;

· участие в произвольной регуляции познавательных процессов – концентрация внимания, памяти, мышления и более глубокое познание окружающего мира;

· регулирование эмоциональных состояний и управление психофизиологическим состоянием организма (изменение при помощи воображения ритмики дыхания, частоты пульса, кровяного давления, температуры тела);

· актуализация креативных способностей к художественному и научному творчеству;

· продуцирование образов, соответствующих описанию объекта.

Рассмотрим подходы к классификации видов воображения.

1. По предмету, материалу деятельности выделяют следующие виды воображения: эмоциональное, образное, словесно-логическое (концептуальное).

2. По ведущему виду деятельности выделяют художественный, технический, музыкальный и другие виды воображения.

3. По способам активности выделяют следующие виды воображения:

o активное – образы сознательно формируются и трансформируются в соответствии с поставленными целями; при этом сам процесс воображения контролируется;

o пассивное – образы спонтанно продуцируются, неожиданно изменяются и исчезают; волевой контроль над процессом отсутствует;

o преднамеренное (произвольное) – человек сознательно ставит цель создать образ;

o непреднамеренное (непроизвольное) – человек не " имеет намерения", сознательно не ставит перед собой цели (проявляется в сновидениях, медитативных образах).

4. По результатам выделяют следующие виды воображения:

o продуктивное (творческое) – создание новых оригинальных образов, для которых отсутствуют аналоги;

o репродуктивное (воссоздающее) – воссоздание образов реальных объектов по имеющейся о них информации;

5. По характеру образа различают виды воображения:

o конкретное – создание образов объективно существующих предметов, явлений;

o абстрактное – создание обобщенных, отвлеченных, условных образов.

6. По форме проявления различают виды воображения:

o реалистическое – воображение, наиболее полно и глубоко отражающее действительность;

o фантазия – воображение, далекое от действительности, создающее неправдоподобные образы, элементы которых нереальны;

o мечта – воображение, направленное на желаемое будущее;

o грезы – воображение, рисующее приятные, желаемые картины будущей жизни.

7. По типу преобладающих в воображении образов можно выделить зрительные, тактильные, двигательные и др.

Основные приемы воображения:

· комбинирование – результат сложной аналитико-синтетической деятельности, в процессе которой составляются и преобразуются различные элементы, из которых строится новый образ;

· агглютинация (от лат. agglutinare – соединять) – создание нового образа воображения посредством слияния, объединения, синтеза нескольких образов в единое целое;

· акцентирование – выделение, подчеркивание отдельных признаков образа;

· гиперболизация – преувеличение всех особенностей образа предмета;

· литота – приуменьшение всех особенностей образа предмета;

· схематизация – обобщение существенных признаков, слияние сходных черт, и сглаживание различий;

· типизация – синтез отдельных представлений путем выделения существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощения их в конкретном образе.

Воображение тесно связано с другими познавательными процессами – восприятием, памятью, мышлением, а также с эмоциональными психическими процессами.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.