Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация видов внимания






1. По форме деятельности выделяют следующие виды внимания:

o сенсорно-перцептивное – реализуется через работу органов чувств в процессе восприятия информации;

o интеллектуальное – активизируется при осуществлении мыслительных операций;

o двигательное – активизируется при контроле над работой мышечной системы.

2. По ведущему анализатору выделяют зрительное, слуховое, вкусовое, обонятельное, кинестетическое внимание.

3. По направленности различают внешнее (направленное на окружающую среду), внутреннее (направленное на ощущения внутри организма) и пограничное (направленное на оценку ощущений кожи и слизистых) внимание.

4. По степени волевого контроля выделяют виды внимания:

o непроизвольное (пассивное) – возникает как ориентировочный рефлекс на новый, неожиданный стимул; может быть вызвано особенностями раздражителя или связью между объектом и потребностями человека;

o произвольное (активное) – сознательно направленное и регулируемое сосредоточение, которое контролируется волевым усилием;

o послепроизвольное внимание – сознательно направленное сосредоточение, не требующее волевого усилия; высшая форма профессионального внимания, которая занимает промежуточный характер между произвольным и непроизвольным вниманием.

5. По происхождению выделяют виды внимания:

o природное – врожденная способность организма избирательно реагировать на внешние и внутренние стимулы;

o социально обусловленное – внимание, которое развивается в процессе обучения и воспитания.

6. По использованию средств различают виды внимания:

o непосредственное – управляется только объектом, на который направлено внимание;

o опосредованное – регулируется с помощью специальных средств – слов, жестов, указательных знаков и т.д.

Свойства внимания:

· Сосредоточенность (концентрация) внимания – удержание внимания на объекте при отвлечении от всего остального.

· Колебания внимания – периодические кратковременные непроизвольные ослабление и усиление сосредоточенности.

· Глубина внимания – степень концентрации на рассматриваемом объекте.

· Распределение внимания – одновременное восприятие нескольких объектов.

· Объем внимания – количество объектов, которые одновременно охватываются вниманием, находясь в фокусе сознания. Объем внимания совпадает с объемом кратковременной памяти. В среднем объем внимания взрослого человека равен числу 7 ± 2 объекта.

· Переключаемость внимания – способность внимания к переключению. Переключение – перемещение внимания с одного объекта на другой.

· Устойчивость внимания – временная продолжительность сосредоточения на объекте или явлении.

· Избирательность внимания – способность настройки на сознательное восприятие информации при наличии шумов.

Функции внимания:

1. обеспечение целенаправленной селекции воспринимаемой информации;

2. обеспечение избирательной и длительной сосредоточенности восприятия;

3. регуляция и контроль осуществляемой деятельности.

Виды нарушений внимания:

· отвлекаемость внимания (внешняя, внутренняя) – непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой;

· рассеянность внимания – нарушение способности длительное время концентрировать внимание на объекте (подлинная рассеянность – неспособность к сосредоточению, мнимая рассеянность – чрезмерная концентрация внимания);

· подвижность внимания – постоянное переключение внимания с одного объекта на другой, приводящее к снижению эффективности деятельности;

· инертность внимания – малая подвижность внимания;

· сужение внимания – слишком маленький объем внимания (2-3 единицы).

Изменения внимания детерминированы индивидуально-типологическими, возрастными и другими характеристиками человека.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.