Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Совет мастера






«Работу по речи и слову надо начинать с деления на речевые такты или иначе говоря, с расстановки пауз… Берите почаще книгу, карандаш и размечайте прочитанное по речевым тактам. Набейте себе на этом ухо, глаз и руку… Разметка речевых тактов и чтение по ним необходимы потому, что они заставляют анализировать и вникать в их сущность. Не вникнув в нее, не скажешь правильно фразы. Привычка говорить по тактам сделает вашу речь не только стройной по форме, понятной по передаче, но и глубокой по содержанию, так как заставить вас постоянно думать о том, что вы говорите…»

/К.С.Станиславский. Работа актера над собой/

 


Приложение 3. Общие правила речи в фольклоре

(по пословицам и поговоркам)

Задание 48. Изначально правила речи даны в фольклоре, а именно в пословицах и поговорках. Эти правила каждый человек постигает еще в детстве, но соблюдает или нарушает затем всю свою жизнь. Соблюдение этих правил регламентирует не только бытовую жизнь человека, но и его деловые отношения, они значимы для любой сферы общения.

Прокомментируйте пословицы, взятые из сборника «Пословицы русского народа» В.И.Даля (М., 1989, т. I, с. 355-364), сформулировав: Какие правила, советы, рекомендации можно вывести из данных пословиц о языке – речи – слове?

 

Приведенные пословицы разделены на группы:

А. Пословицы со словом язык;

Б. Пословицы со словом слово;

В. Пословицы со словом речь;

Г. Пословицы, где не употребляются слова язык – слово – речь, но в них говорится о речевых действиях и правилах.

А.

Мал язык – горами ворочает. Языком что рычагом.

Язык – стяг, дружины водит. Язык царствами ворочает.

Язык поит и кормит, и спину порет.

Язык до Киева доведет (и до кия, и до побоев)

Не спеши языком, торопись делом.

Языком не торопись, а делом не ленись

Кто языком штурмует, немного навоюет.

Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами.

Язык болтает, а голова не знает.

За твоим языком не поспеешь босиком.

Язык мой – враг мой.

Язык до добра не доведет.

Язык ворочается, говорить хочется.

Не ножа бойся, языка. Бритва скребет, слово режет.

В прохладе живем: язык болтает, и ветерок продувает.

Сболтнул бы коток, да язык короток (т.е. нет воли).

Не пройми копьем – пройми языком!

Что на уме, то и на языке.

Б.

От одного слова да навек ссора.

Для красного словца не пожалеет ни мать, ни отца.

Сказал бы словечко, да волк недалечко.

Хорошее слово – половина счастья.

Он спроста не говорит: растопырит слово что вилы, да молчит.

Слово не стрела, а пуще стрелы (разит).

Иное слово пропуская мимо ушей.

Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.

Слово слово родит, третье само бежит.

От приветливых слов язык не отсохнет.

Во многословии не без пустословия.

В.

Красна речь слушанием.

Речист, да на руку нечист.

Короткие речи и слушать неча.

Г.

Хороший рассказчик – плохой приказчик

Не та хозяйка, которая говорит, а та, которая щи варит.

Говори с другими поменьше, а с собою побольше.

Скоро говорится, да не скоро делается.

Нечего про то и говорить, чего в горшке не варить.

Говорит направо, а глядит налево.

Сказал красно – по избам пошло, а смолчится – себе пригодится.

Говорил бы много, да сосед у порога.

Есть что слушать, да нечего кушать.

Умел сказать – умей и ответ держать.

Во хмелю что хошь намелю, а проснусь - отопрусь.

Говоришь по совету, а выйдет всему свету.

Сколько ни говорить, а с разговору сыту не быть.

У кого что болит, тот про то и говорит.

На чужой роток не накинешь платок.

Чье правое дело, тот говори смело.

Звонко занес, да куда-то вынесешь! Звонко поешь, да где-то сядешь!

 

Можно ли сказать, что слова язык – слово – речь употреблены здесь в синонимических значениях? Если да, то каких?

Задание 49. Можно ли систематизировать правила ведения и построения речи по данным пословиц и поговорок? Такую попытку предпринял академик РАО, профессор МГУ имени М.В.Ломоносова Ю.В.Рождественский. Пословицы и правила, выводимые из них, оказались поделенными на четыре тематические группы. Попробуйте самостоятельно выводить правила из пословиц в правой стороне таблицы:

 

 

1. Группа пословиц «Слово и дело»

Пословица Правило
1) последовательность мысли и всякого дела: Семь раз отмерь – один раз отрежь. Необходимо внимательно обдумать будущее дело.
2) Последовательность мысли и слова Сначала свари слово, потом вытащи его изо рта. …………………………………………………………………………
3) Соответствие слова и дела: Сказано – сделано. Работать маленький, а говорить большой. Хороший рассказчик – плохой приказчик. Не бойся, что плохо сказал, бойся, что плохо сделал. …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
4) Окончательный вывод о человеке: Человек умирает, а доброе слово остается. От хорошего человека остается имя, от плохого грязь. ………………………………………………………………………………………………………………………………………………

 

2. Группа пословиц «Речевые отношения»

Пословица Правило
1) знание формул вежливости: Скажи мне слово, и я скажу, кто ты. Одно хорошее слово лучше тысячи слов ругани. От приятных слов язык не отсохнет. Лошадь узнают в езде, человека – в общении. Человек оценивается по правилам речевого этикета. Рекомендуется вежливая и запрещается невежливая речь. Требуется настрой на доброжелательность
2) порядок ведения беседы: а) Умный - языком, глупый – руками. Б) Речь красна слушанием. Язык один – уха два, раза скажи – два раза – послушай. В) Молчание – тоже ответ. ………………………………………………………………………… …………………………………………………………………………
3) ошибки в построении беседы: А) Отвечает, когда не спрашивают. Б) Я про Фому, а ты – про Ерему. Я про сапоги, а ты про пироги. Я про Запад, а ты – про Восток (кит.) Я про козла, а ты – про верблюда (монг.) В) Глухой слушает, как немой речь говорит. …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

 

3. Группа пословиц «Правила для слушающего»

Пословица Правило
1) Отношение к будущей речи Сколько человек, столько и мнений. И дурак умное слово молвит. Следует выслушать всякую речь, поскольку в ней может быть новая информация.
2) Настрой на восприятие смысла речи: Самый хороший учитель не без ошибок. …………………………………………………………………………………………………………
3) Анализ интересов говорящего: Человек спрятан за его словами. Лиса знает сто сказок и все про курицу. Не все годится, что говорится. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
4) Оценка содержания высказывания независимо от характера говорящего: · Начал за здравие, кончил за упокой. · Ничего, что дом сгорел, зато клопы подохли. · Не говори гоп, пока не перепрыгнешь. Какие ошибки допустил говорящий?   · Нелогичность вывода ………………………………………………………………………………………………………  
5) пародирование неверной речи, констатация ошибок говорящего: · Мыслями на троне, а сидит в грязи. · Его из деревни гонят, а он просится в старосты. · Нет-нет, взять не могу, положите мне в карман. · Один воевал, а другой про подвиги рассказывал. Какие ошибки допустил говорящий?   · Неосновательные мечтания. ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

4. Группа пословиц «Правила для говорящего»

Пословица Правило
1) Общее отношение к языку и слову, понимание опасности языка: Все беды человека от его языка. Корову ловят за рога, человека – за язык. Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь. Лучше захромать на ногу, чем на язык. Язык опасен, необходима осторожность в действиях со словом. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………........
2) Внутреннее действие со словом, подготовка речи: Думай дважды, говори раз. Не все говори, что знаешь. Если боишься, не говори - если сказал, не бойся. ……………………………………………………………………………………………………………………………………
3) исполнение речи, избегание типичных ошибок: · Лучше плакать кстати, чем смеяться не вовремя. · Учит рыбу плавать. · Веревка хороша, когда длинна, речь – когда коротка. · И хорошее слово хорошо один раз. Типичные ошибки:   · Противоречие содержания и ситуации речи. · Тривиальность речи …………………………………………………………………………………………………………
4) рекомендации риторико-стилистического характера: Смысл слов зависит от того, каким тоном они сказаны. ………………………………………………………………………………………………………….

 

Таким образом, можно вывести следующие правила и рекомендации к ведению и построению речи:

1. Слово и дело:

1) всякому делу должна предшествовать мысль;

2) слову должна предшествовать мысль;

3) действие, или дело, должно соответствовать мысли и высказанному слову;

4) Главная оценка человека состоит в соблюдении правильных отношений между мыслью, словом и делом.

2. Речевые отношения:

1) Человек оценивается по правилам речевого этикета.

Рекомендуется вежливая и запрещается невежливая речь;

2) В порядке ведения беседы:

· слово предпочитается несловесному действию;

· слушание предпочитается перед говорением;

· молчание также значимо.

3) Следующие ошибки ведут к прекращению речи:

· несвоевременное вступление в речь;

· неправильный выбор темы;

· неверный выбор собеседника и т.д.

3. Правила для слушающего:

1) быть готовым выслушать всякую речь, т.к. в ней возможна новая и полезная информация;

2) разделить сообщения на истинные и ложные независимо от отношения к говорящему;

3) разделить содержание сообщения и интересы говорящего;

4) оценить содержание сообщения независимо от характера говорящего, его намерений и интересов;

5) установить позитивный смысл высказывания путем фиксации ошибок говорящего.

4. Правила для говорящего:

1) помнить об опасности языка, т.к. действия с ним могут обернуться против говорящего;

2) всесторонне обдумать будущее высказывание во внутренней речи и приготовиться к безбоязненному произнесению речи;

3) исполнить речь, избегая типичных ошибок (тривиальность, многословие, неуместность содержания, повторение одного и того же и т.д.);

4) отделать речь в стилистическом отношении (выбор слов, построение фразы, произношение).







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.