Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Промежуточный теоретический модуль: «Разбор принципов саморегуляции. Идеомоторика».






Рассматривается проблема, почему и каким образом человек может действовать на свои внутренние состояния и самочувствие. Демонстрируется психологический опыт «Магический маятник». Маятник, который испытуемый держит в руке, раскачивается сам по себе, когда человек просто воображает, то есть представляет себе это движение. Это и есть идеомоторика («идео» - идея, которая в голове, «моторика» – движение, которое осуществляется рукой). Этот идеомоторный феномен показывает очень интересную и важную вещь: те представления, которые мы себе создаем, реализуются сами собой, автоматически, реализуются через наше тело – через наши движения, состояния. Этот феномен лежит в основе техники саморегуляции, которые осваиваются на тренинге.

Упражнение № 4 «Магический маятник»

Цель: иллюстрация идеомоторной реакции человека.

Необходимое время: 1 - 2 минуты.

Оборудование и материалы: маятник (нить с грузилом).

Одному из участников предлагается взять в руку нить с грузилом, вытянуть руку, закрыть глаза. Дается инструкция: «Руку не напрягать, представить себе, как груз раскачивается вправо и влево, вправо и влево; создать образ (картинку – ясную и четкую)».

Тренер командует: «Четче, еще четче образ!».

Комментарий тренера: Всем видно – маятник качается. Почему раскачивается маятник? Я ведь не просил его качать или двигать рукой. Я просил создать образ, картинку. Это значит, что образ, картинка, которая у нас в голове, сама себя реализует – через наше тело, через наши движения, помимо нашего сознания. А если представим себе, что держим в руке снежок или кусочек льда, то почувствуем холод, и температура тела понизится – на полградуса, на градус. А если представим себе, что держимся за батарею парового отопления, то почувствуем тепло, и температура кожи повысится. Это называется идеосенсорикой или идеосенсорным феноменом; идея вызывает ощущения.

Наши эмоциональные состояния тоже субъективны. Если мы вспомним хорошие, приятные события, то испытаем хорошие, приятные чувства. Если вспомним неприятное событие или представим его себе, то испытаем неприятное чувство. Это называется идеоэмотивным феноменом: идея – или образ – вызывает эмоцию. Все это вместе – идеомоторика, идеосенсорика, идеоэмотивный феномен и есть идеодинамика, динамика образа. И поэтому мы можем себя регулировать. Поэтому все, что мы себе представляем, все, что мы думаем, влияет на наше состояние, причем это происходит как бы автоматически, помимо нашего сознания. Существует несколько условий для того, чтобы это влияние было сильным.

Первым условием является мысленное создание образа. (Я просил представить, как маятник качается). Вторым - достижение небольшого расслабления. Если бы я попросил напрячь руку, то маятник не стал бы качаться. Это объясняется тем, что сигнал не проходит через мышечный зажим. Обращаю Ваше внимание на то, что при стрессах образуются также мышечные зажимы, но на длительные сроки. Третье – самое главное – условие, которое заключается в том, что надо войти в особое состояние (состояние измененного сознания), которое работает как трансформатор, увеличивает, усиливает воздействие образа на нас – в десятки, может быть, в сотни или в тысячи раз. Это состояние называется трансом.

Перед тем, как рассмотреть феномен состояния транса, обозначим (по А.В. Алексееву) основные правила идеомоторной тренировки.

Правило первое: прежде чем научиться новому сложному движению, нужно научиться, четко представлять себе, что же ты хочешь сделать. Представьте себе это движение не только зрительно, но и эмоционально. Помогите своим мышцам испытать напряжение от движения, представьте направление и скорость движения.

Правило второе: получив представление о действии, нужно как можно точнее и ярче мысленно его воспроизвести, не торопясь, представляя ощущения, которые исходят от мышечно-связочного аппарата, аналогичные тем, что возникают при реальном выполнении движения. При отсутствии этих ощущений можно ограничиться зрительным представлением. При этом нужно смотреть на себя как бы со стороны. Представляя движение, нужно почувствовать себя исполнителем его.

Правило третье: идеомоторный образ буде точнее, если представление о действии будет сопровождаться точными и связными словесными формулировками: научившись коротко и емко описывать движения одновременно с возникновением его образа, вы намного быстрее достигните необходимого результата.

Чтобы наладить прочную связь между мыслями и движениями, необходимо повторить разучиваемое движение от двух до пяти раз. Но чем сложнее движение или комбинация, тем меньше должно быть повторений; особенно сложные действия нужно продумывать не более одного - двух раз. Но темп представления должен меняться. Надо чередовать медленные и быстрые представления.

Если вы прочно овладели идеомоторным воспроизведением движения, то в момент мысленного выполнения его появляются четкие мышечно-двигательные ощущения и даже желание проделать их реально. При этом заметны даже непроизвольные движения. Как будто кто-то ведет «за руку». Не противьтесь этому. Подчиняйтесь приказам мозга, ведь это он сейчас командует вашим телом. Более того, возникла прочная связь между ним и мышцами, которая как раз и необходима.

Правилочетвертое: после идеомоторного исполнения движения обязательно проимитируйте его целиком или хотя бы отдельные его элементы (фазы), желательно ведущие. Это поможет формированию более четкого образа движения, оживит связи между мозгом и мышцами и будет способствовать более качественному выполнению нужного действия.

Прежде чем приступать к регулярным занятиям идеомоторной тренировкой, необходимо научиться «высвечивать лучом внимания» мышцы и части тела, участвующие в выполнении движений и действий, а также «вслушиваться» в возникающие при этом мышечно-двигательные ощущения и точно различать их. Для этого можно использовать упражнения в одновременном и последовательном напряжении и расслаблении различных групп мышц, анализируя при этом возникающие ощущения.

Особое место должны занимать упражнения по мысленной имитации активных мышечных движений. Вот одно из них. Вообразите, что вы держите в правой руке теннисный мяч. А теперь постарайтесь как можно ярче представить себе образ этого мяча: его величину, форму, вес, степень упругости и даже шероховатость поверхности. Затем начинайте мысленно сжимать и разжимать мяч пальцами. Старательно переживайте воображаемое движение как реальное.

Комментарий тренера: Все разобрались в том, каким образом становится возможной саморегуляция, и теперь им нужно овладеть состоянием транса, на котором построены все наши техники. Важно подчеркнуть, что это состояние полностью контролируется человеком, и если его что-то не устраивает, он в любой момент может прервать любое упражнение.

 

Описание транса

Тренер описывает участникам состояние транса:

Внешне очень хорошо видно, когда человек находится в трансе, потому что он неподвижен, у него или закрыты глаза или расфокусирован взгляд. Он становится устремленным в пространство. Внутренне – это состояние, которое хорошо знакомо каждому, потому что это нормальное, естественное состояние. Каждый из нас бывает в трансе по много раз в день. Когда мы едем в транспорте и задумываемся о чем-то своем, что даже проезжаем свою остановку – это и есть легкий транс, с которым мы работаем. Когда мы читаем книгу и вдруг понимаем, что наши глаза бегают по строчкам, но не воспринимают смысла написанного – мы перестали это воспринимать и мыслями улетели куда-то вдаль – это тоже легкий транс, то же самое состояние. Поэтому оно очень хорошо знакомо и легко распознается. Можно сказать, что это состояние легкой мечтательности или легкой задумчивости. Этого нам вполне достаточно для того, чтобы сделать очень хорошую и эффективную работу.

Осуществляется демонстрация транса.

Может показаться, что транс – пассивное состояние. Однако, на самом деле, это не так. Он может быть и активным состоянием и в этом состоянии можно выполнять какую-то работу. При небольшой практике в это состояние можно входить очень быстро – и при этом говорить. И я могу входить в состояние транса, продолжая говорить, описывая то, как я это делаю. Посмотрите внимательно, внешне будут заметны изменения в моем поведении, в моем облике, которые показывают, что я вхожу в это состояние. Для этого я просто прислушиваюсь к звукам, которые меня окружают, ощущаю контакт с креслом, на котором сижу. Я осознаю, что мое состояние начинает изменяться, моя речь замедлилась. Я чувствую, как прикасается к телу одежда. Я ощущаю свое дыхание и знаю, что сейчас я нахожусь в состоянии транса … и полностью себя контролирую. Для того чтобы выйти из этого состояния, мне достаточно просто глубоко вздохнуть и вернуться в обычное состояние.

Тренер выходит из состояния транса.

Упражнение № 5 «Транс»

Цель: формирование умений вхождения в состояние транса.

Планируемое время: 5 минут.

Тренер помогает участникам войти в транс. Он дает следующую установку: «Сейчас несколько минут вам не нужно делать ничего. У вас нет необходимости двигаться, нет необходимости говорить и, единственное, о чем я сейчас вас прошу – это прислушаться к звукам, которые нас окружают. Просто слушать то, что вы слышите, не пытаясь сопоставлять, анализировать.

Вы слышите мой голос, шум дождя за окном, голоса в коридоре. И продолжая слышать то, что вы слышите, вы можете ощутить положение ног, положение рук. Вы можете ощутить контакт с сиденьем стула, которое вас поддерживает, со спинкой стула. Вы можете ощутить, как прилегает к телу одежда. В некоторых местах это ощущение более отчетливо, чем в других. Вы можете почувствовать, как вы дышите, как воздух входит и выходит, грудная клетка становится то больше, то меньше. Вы, наверно, уже обратили внимание на то, что дыхание уже стало более глубоким, спокойным и ровным. И сейчас вы уже находитесь в этом состоянии, которое является нашим рабочим состоянием транса».

Выполняя это упражнение, участники обучаются концентрировать внимание на окружающих звуках и поэтапно переводить его внутрь, создавать внутренний «фокус внимания» – это и есть транс.

Комментарий тренера: Транс позволяет регулировать свои собственные состояния, потому что он работает как усилитель. Он многократно усиливает воздействие наших мыслей, образов, идей, представлений; и поэтому, находясь в трансе, мы в своем воображении что-то себе представляем или вспоминаем. И эти образы, когда они хорошие, позитивные, изменяют в лучшую сторону наше состояние. Если в трансе мы будем представлять себе неприятные события, то вызовем у себя неприятные состояния. Но мы этого не делаем. Наша цель – изменить свое состояние в лучшую сторону.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.