Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






РАЗДЕЛ - I






В.Н. Ковалев

СИСТЕМА АНТИСТРЕССОВЫХ

ТРЕНИНГОВ

УДК 159.962

ББК 65.261.4

Автор-составитель: Ковалев Владимир Николаевич, к. п. н., доцент кафедры психологии Филиала МГУ имени М.В. Ломоносова в г. Севастополе. - предисловие, разделы I, II, III, IV, приложения.

Дьяков Сергей Иванович, кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии Филиала Московского Государственного Университета им. М.В. Ломоносова в г. Севастополе.

Кулиш Ольга Игоревна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры психологии Филиала Московского Государственного Университета им. М.В. Ломоносова в г. Севастополе.

Рекомендовано к изданию учебно-методическим советом Филиала МГУ им. М.В. Ломоносова в г. Севастополе. Протокол № 4 от 20.12.2010 года.

Ковалев В.Н. Система антистрессовых тренингов: Тексты. – Севастополь, 2011. – 470 с.

Учебно-методическое пособие представляет собой разработку системы тренингов по психологии здоровья, базирующуюся на основе психологической концепции управления стрессами. В нем изложено подробное содержание четырех тренингов: психопрофилактики стрессов, стрессменеджмента, стрессоустойчивости, тренинга профилактики аддиктивного поведения (табакокурения). Комплексы упражнений тренингов построены на основе методик психической саморегуляции И.Г. Шульца, А.М. Свядоща, прогрессивного расслабления Э. Якобсона, высшей степени аутогенной тренировки К. Томаса, МЭОСК В.Н. Ковалева, РЭПТАльберта Эллиса, групповой психотерапии К. Рудестама и И. Ялома, психотехнологии самопомощи при стрессах У. Белинга, тайм-менеджмента Г. Архангельского, переживания образов А. Бинэ и других эффективных антистрессовых техник: рефрейминга, эмоционально-эмпирического сторминга, ребефинга, инкаунтера, телесно-ориентированной терапии, арттерапии, ониротерапии, десенсибилизации и др.

Пособие предназначено для практических психологов, преподавателей психологии, социальных педагогов, студентов психологических факультетов.

 

 

ISBN……………….

УДК 159.962

ББК 65.261.4

Ó Ковалев В.Н.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Посвящение и благодарности……………………………………………..4

Предисловие…………………………………………..…………..…..............5

Раздел I. СЕМИНАР-ТРЕНИНГ ПО ПСИХОПРОФИЛАКТИКЕ СТРЕССОВ

1.1. Цель и назначение семинара-тренинга …………………………..……7

1.2. Тематический план семинара-тренинга…….…………………………9

1.3. Содержание занятий семинара-тренинга…………………...……......10

Раздел II. СТРЕССМЕНЕДЖМЕНТ (тренинг по управлению стрессами)

2.1. Предназначение и задачи тренинга………………………………….179

2.2. Тематический план тренинга «Стрессменеджмент»……………….180

2.3. Содержание занятий тренинга……………………………….…..…..181

Раздел III. ТРЕНИНГ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ

3.1. Общие положения ……………………………………………………...274

3.2. Тематический план тренинга стрессоустойчивости ……………....…275

3.3. Содержание занятий тренинга……………………………….…..…….275

Раздел IV.ТРЕНИНГ ПРОФИЛАКТИКИ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

4.1. Организационные моменты профилактического тренинга…………333

4.2. Тематический план тренинга «Профилактики табакокурения» ……334

4.3. Программа тренинга профилактики табакокурения………..…….…..335

Заключение…………………………...………………………………… 379

Глоссарий…………………………………………………………………381

Литература………………………………………………..…..………......389

Приложения………………………………………………………………397

 

 

ПОСВЯЩЕНИЕ И БЛАГОДАРНОСТИ

Светлой памяти моих родителей, заслуженных учителей Российской Федерации Ковалева Николая Мартыновича и Ковалевой Нины Васильевны посвящается эта книга.

Слова благодарности выражаю тем, кто содействовал моему становлению как преподавателю высшей школы и как ученому: Батышеву Сергею Яковлевичу - моему научному руководителю, доктору педагогических наук, профессору, действительному члену АПН СССР, Герою Советского Союза; Бондаревской Евгении Васильевне - доктору педагогических наук, профессору, действительному члену РАН, заведующей кафедрой педагогики Ростовского государственного педагогического университета ЮФУ; Марееву Владимиру Ивановичу - доктору психологических наук, профессору, ректору Ростовского государственного педагогического университета; Данилову Андрею Геннадиевичу - доктору исторических наук, профессору, члену Петровской академии наук и искусств; Очеретяному Анатолию Андреевичу - профессору, первому декану психолого-педагогического факультета Севастопольского городского гуманитарного университета (СГГУ); Трусовой Елене Леонидовне - моей супруге, кандидату педагогических наук, доценту, заведующей кафедрой педагогики СГГУ.

Особую благодарность за существенную помощь в разработке социально-психологических игр выражаю своей дочери магистру экономики Ковалевой Анастасии Владимировне.

Благодарю за оказанную помощь в разработке и апробации отдельных упражнений тренинга членов творческой группы: аспирантов Наличаеву Софию, Стрекалову Анну; психологов Киселеву Татьяну и Романовскую Юлию; студентов МГУ Гусева Игоря, Полонскую Екатерину, Лащенко Анастасию, Родионову Анфису, Куделя Юлию, Кулик Яну, Нуждину Алену, Малеванную Анну, Никитину Марину, Суворову Ирину и др.

В.Н. Ковалев

ПРЕДИСЛОВИЕ

В настоящем пособии представлены три антистрессовых тренинга и тренинг профилактики аддиктивного поведения. Первый построен в виде семинара-тренинга и включает в себя небольшие ориентировочные теоретические модули о сущности стресса, его видах, симптоматике, факторах и причинах, о методах и механизмах психической саморегуляции и т.д. Основной его задачей является обучение участников техникам самостоятельной психорегуляции, укреплению нервной системы, актуализации здорового образа жизни.

Второй тренинг имеет более выраженную психокоррекционную и психотерапевтическую направленность. В нем деятельность тренера в основном сфокусирована работу с причинной обусловленностью стрессов.

Третий тренинг представляет собой оздоровительные занятия на природе в летний период, базирующиеся на психотерапевтических и дыхательных техниках.

Каждый тренинг представляет собой самостоятельный комплекс антистрессовых занятий. Вместе с тем максимальный психопрофилактический и коррекционно-терапевтический эффекты достигаются при объединении всех изложенных тренингов в единую систему, в которой психопрофилактический тренинг является первой ступенью, стрессменеджмент - второй, а тренинг стрессоустойчивости - третьей.

Четвертый тренинг направлен на психологическую профилактику табакокурения у молодых людей. Он прошел первичную апробацию в центре психологической помощи М.В.Глобенко.

Содержание данной книги ни в коем случае не претендует на полноту раскрытия изложенных категорий. Это только ориентир для практического психолога, ведущего антистрессовые тренинги и для его участников, овладевающих соответствующими знаниями и умениями в сфере управления стрессами.

Фундаментальные феноменологические основы психологии стресса раскрываются в трудах Г. Селье, Л.А. Китаева-Смыка, А.Б. Леоновой, А.С. Кузнецовой, Т. Кокса, Е.Н. Черепановой и других ученых. Основы психической саморегуляции, в том числе аутогенной тренировки и медитации, изложены в научных работах Г.Э. Бреслава, Л.П. Гримака, Ш. Гавейн, В.С. Лобзина, А.М. Свядоща, И.Г. Шульца, М.М. Решетникова, В.Леви, К. Томаса и др. Концепции рационального образа жизни рассматривались В. Антоновым, Г. Архангельским, Р. Альберти, М. Эммонсом, А.Эллисом, А. Ланджом.

Основываясь на подходах, указанных авторов, мы и построили ниже изложенные тренинги. Для повышения эффективности антистрессовых тренингов, в них включены комплексы двигательных упражнений и дыхательных гимнастик (в т.ч. ребефинг), арттерапия и социально-психологи-ческие игры, рефрейминг, психоаналитические игры, инкаунтер, тайм-менеджмент и некоторые техники телесно-ориентированной терапии.

Тренинги прошли многократную апробацию со студентами, государственными служащими, учителями школ, военнослужащими, работниками таможенной службы, безработными, бизнесменами, работниками торговли и промышленных предприятий. Они полностью подтвердили свою эффективность в профилактике и преодолении стрессов.

Некоторые базовые упражнения повторяются в первом, во втором и в третьем тренингах, но в значительном большинстве своем они отличаются не только содержанием, но и подходами к решению проблемы профилактики и управления стрессами. По своей сути «Стрессменеджмент» является вторым этапом и вторым уровнем освоения антистрессовой программы, а тренинг стрессоустойчивости является его третьим, закрепляющим этапом. Вместе с тем, все три тренинга являются вполне самостоятельными антистрессовыми комплексами.

Авторы желают успехов руководителям Т-групп в проведении антистрессовых тренингов.

О, не вверяйся ты шумному

Блеску толпы неразумному, -

Ты его миру безумному

Брось - и о нем не тужи.

А.А. Фет

РАЗДЕЛ - I

СЕМИНАР-ТРЕНИНГ ПО ПСИХОПРОФИЛАКТИКЕ СТРЕССОВ

1.1. Цель и назначение семинара-тренинга

Психология здоровья - область научных психологических знаний о здоровом образе жизни человека. Основным принципом здорового образа жизни человека с точки зрения Ирвина Ялома является принцип обогащения ведущих видов жизнедеятельности человека, к которым он относит: игровую, коммуникативную, трудовую и профессиональную, эмоционально-зрелищную, физическую (двигательную активность), познавательную, сексуальную, репродуктивную, бытийную.

Снижение активности, неправильный образ жизни, деструктивность мыслей, чувств, отношений и поведения приводят к стрессу физическому или психическому (точнее, к дистрессовым состояниям). Частые (или не частые, но сильные негативные) стрессы, в свою очередь, ослабляют иммунную систему человека, провоцируют различные заболевания, неврозы, приводят к эмоциональному выгоранию. В этой связи ученые занимающиеся развитием психологии здоровья как науки, во главу угла ставят концепцию управления стрессом (см. Ганс Селье, Л.А. Китаев-Смык, А.Б.Леонова, Н.М. Черепанова и др.). Поэтому систему занятий, в рамках рассматриваемого нами аспекта прикладной психологии, мы называем антистрессовым тренингом или тренингом по психологической профилактике стрессов.

Основой профилактики стрессов мы считаем саморегуляцию человека (особенно, психологическую). Исходя из этого, разработанный нами интерактивный курс направлен на формирование у людей знаний и умений в сфере управления собственной жизнедеятельностью и по саморегуляции психического и физического состояния.

Для обеспечения наиболее эффективного усвоения учебного материала, мы в качестве основной формы проведения занятий выбрали семинар-тренинг. Опыт показывает, что такая форма занятий создает благоприятные условия для овладения знаниями о сущности, симптоматике и причинах стресса, а также для формирования умений и навыков его упреждения и устранения.

Цель семинара-тренинга – освоение техник и приемов самостоятельной регуляции внутренних состояний человека, позволяющих избавиться от стрессов, их последствий, а также усилить стрессовую устойчивость организма, укрепить здоровье, мотивировать участников тренинга на здоровый образ жизни.

На семинаре-тренинге его участники усвоят знания о стрессах, причинах их возникновения, симптоматике, о методах устранения и профилактики стрессов. В ходе практических упражнений члены Т-групп овладеют первоклассными эффективнейшими методами саморегуляции, приобретут навыки управления своими психофизиологическими ресурсами, укрепят нервную систему, научатся повышать свой энергетический потенциал.

Основной характеристикой интерактивного курса по психологической профилактике стрессов является то, что техники и приемы, которые в нем осваиваются, построены на использовании особого состояния измененного сознания - транса. Это состояние позволяет многократно усилить воздействие внутренних образов и представлений участников на их поведение.

Семинар-тренинг рассчитан не только на студенческую аудиторию, но и на самый широкий круг людей без профессиональных и возрастных ограничений. Особую значимость он имеет для тех, чья стрессоустойчивость ослаблена и для представителей тех профессий, где очень высок эффект эмоционального выгорания (педагоги, медицинские работники, военнослужащие, государственные служащие, ответственные лица в рамках любой профессии). Семинар-тренинг в интерактивной модели мобилен по содержанию и затратам времени. Он рассчитан на 52 часа (15 занятий) и 14 часов самоподготовки. Вместе с тем он может быть превращен в постоянно действующий еженедельный 68 часовой курс или свернут до 12 часов ознакомительно-тренировочных занятий.

1.2.Тематический план семинара-тренинга

Вид занятия Раздел, тема занятия Кол-во часов
Всего Л ТЗ СР
МОДУЛЬ - 1. Стресс и его профилактика
  Л – 1 Основы здорового образа жизни. Теория обогащения ведущих видов жизнедеятельности человека        
  ТЗ – 1 Стресс и здоровье        
  ТЗ – 2 Азы психической саморегуляции        
МОДУЛЬ – 2. Психогимнастика и техники расслабления
  ТЗ – 3 Психогимнастика        
  ТЗ – 4 От релаксации к аутотренингу        
  ТЗ – 5 Аутогенная тренировка        
  ТЗ - 6 Комплекс аутогенной тренировки        
  ТЗ - 7 Прогрессивное расслабление        
МОДУЛЬ - 3. Дыхательные антистрессовые техники
  ТЗ - 8 Дыхательная гимнастика        
  ТЗ - 9 Ребефинг        
МОДУЛЬ – 4. Коррекционно-созидающая визуализация
  ТЗ - 10 Визуализация цвета        
  ТЗ – 11 Визуализация предметов и образов        
  ТЗ - 12 Конструктивный динамический стереотип        
  ТЗ - 13 Техники отреагирования травмирующего опыта        
  ТЗ - 14 Закрепление навыков психической саморегуляции        
В С Е Г О        
               

Содержание занятий семинара-тренинга






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.