Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Текст инструктивного сообщения тренера






Приступим к выполнению упражнения. Постарайтесь отнестись к упражнению серьезно и преодолеть стеснение. Расположитесь так, чтобы вам было удобно. Примите позу «Дремлющий Фараон», то есть спину держите прямо, но без напряжения, слегка расслабьте. Ладони опустите на бедра или на колени (кому как удобнее). Локти чуточку разведите в стороны. Глаза закрыты. Голова опущена таким образом, чтобы угол зрения составил примерно 45% от прямого взгляда.

1. Делаем глубокий вдох и постепенно носом выдыхаем с мычащим звуком:

М…М…М…М…М…М…М…М…М…М…

Упражнение повторяем трижды.

2. Руки на уровне солнечного сплетения, расположены раскрытыми ладонями вниз. Повторяем за тренером протяжно:

Пааа…дммм…эээ…, пааа…дммм…эээ…, пааа…дммм…эээ…

При этом руки движутся плавно, симметрично в разные стороны по прямой линии до уровня ширины плеч. Представьте, что вы разгребаете с ровной водяной глади упругую пленку.

На паузу – возврат рук в исходное положение.

С каждым разом увеличивайте ощущения пружинящего действия воображаемой пленки. Можете представить, что вы очищаете свое энергетическое поле от тончайшего налета повседневных дрязг. Вообразите, что это поле переливается серебряным или золотым цветом, или цветами радуги. Представьте это образно (ярко, насыщенно).

3. Произносим протяжно на распев: Паа…дмм…эээ…ммм…ааа…нни...й.

Повторить дважды. Произнося звукосочетание «мммааанниий», осуществляем обратное движение рук, ладонями, сложенными лодочкой, навстречу друг другу. При этом постарайтесь почувствовать пружинящую упругость сжимаемого в комок энергетического пространства. Представьте, что вы в руках держите энергетический шар. Он пружинит и от него тепло растекается по вашим ладоням.

4. Пааа…дммм…эээ… ммм…ааа…ниий фууу…ммм…

Произнося звукосочетание «фуууммм» на выдохе, осуществляем отталкивающее, мягко пружинящее движение рук от себя раскрытыми ладонями вперед. Упражнение повторить дважды.

5. Ууу…ммм… - возвращаем руки к груди. Движение медленное, пружинящее. Ладони повернуты к себе. Постарайтесь представить, что вы двигаете на себя золотой энергетический поток, и он вливается в вашу грудь, наполняя тело теплом и животворящей силой. Повторить дважды.

6. Ооо…ммм… - Руки на уровне солнечного сплетения. Представьте, что вы в ладонях держите горячий, упругий энергетический шар и его тепло передается вашим рукам. Повторить дважды.

7. Ааа…ууу...ммм … Повторяем дважды. Руки опускаем на колени, раскрытыми ладонями к верху. Представьте, что вы на какое-то время растворились в пространстве. Не меняя положения, делаем глубокий вдох и выдох (трижды). Открываем глаза и некоторое время (секунд тридцать) сидим неподвижно. Теперь можно немного размяться, подвигать плечами, повертеть головой. Возвращаемся в обычное состояние.

Упражнение завершено. Давайте его отрефлексируем. Что вы чувствовали? Что у вас получалось, а что нет? Ощущали ли вы стеснение, когда? Как чувствуете себя сейчас?

Примечание: Всем членам тренинга необходимо раздать текст упражнения для самостоятельных занятий. Он должен быть также выполнен крупным шрифтом на флип-чарте и находиться в поле зрения участников.

Упражнение № 7 «Я и мой характер»

Цель: знакомство членов группы.

Планируемое время: 12 - 15 минут.

Каждый участник тренинга (по очереди) называет свое имя и черту характера (такую, которая нравится в себе, позитивную), которая начинается на первую букву имени. Можно продемонстрировать черту с помощью пантомимы. Члены группы могут задавать друг другу вопросы по сути черт характера.

Рефлексия.

Упражнение № 8 «Горячий стул»

Цель: развитие эмпатии; реализация потребности в персонализации.

Планируемое время: 10 - 15 минут.

Бросается жребий. Тот, кому выпадает жребий, становится хозяином «горячего стула». Все члены группы в течение 5 - 10 минут задают ему любые вопросы, на которые он должен отвечать откровенно.

Вопросы могут быть разного характера: на выявление отношений; ролевые вопросы (как к другу, как к представителю определенного пола и др.); вопросы – ситуации и др. У участников группы появляется уникальная возможность сопоставить свои взгляды, ценности с пониманием их другими людьми, получить ответы на любые волнующие их вопросы.

Далее вновь бросается жребий и хозяином горячего стула становится другой участник группы.

Рефлексия.

 

Упражнение № 9 «Микрофон»

Цели: оперативное включение членов Т-группы в деятельность, взаимодействие; мотивация познавательной деятельности и актуализация опорных знаний.

Необходимое время: до 30 минут.

Тренер ставит несколько вопросов участникам примерно такого плана: «Что такое стрессоустойчивость?», «От чего зависит способность человека защищаться от стресса?», «Есть ли зависимость поведения, черт характера человека и его стрессоустойчивостью? и др. Далее он дает участникам (по очереди) импровизированный микрофон (теннисный шарик или ручку и т.п.) и просит их ответить на тот или иной вопрос. Участники отвечают, передавая друг другу микрофон, Говорить необходимо лаконично и быстро (не более одной минуты). Ответы не комментируются и не оцениваются.

После завершения круга, микрофон переходит первому участнику. Он встает и задает вопросы на любую интересную тему двум - трем своим товарищам по группе, передавая им микрофон. Потом роль интервьюера играют другие члены группы.

Тем, чьи вопросы были самыми интересными (вызвали максимальное количество желающих ответить) выдается маленький памятный приз (смайлик, авторучка, особый бейджик или другое).

Рефлексия.

Упражнение № 10 «Веночек»

Цели: актуализация полученных знаний; рефлексия занятия.

Необходимое время: 7 - 8 минут.

Все присутствующие по очереди кладут руки на плечо соседа слева и «дарят» знания или умения, которые были приобретены на данном занятии. Например, «Я сегодня узнал, что…», «Я сегодня понял, что …» или «Я сегодня научился чувствовать других людей, хочу, чтобы и ты пережил эти прекрасные мгновения».

В конце веночек замыкается. Тренер отмечает, что убирая руки, мы не разрываем венок, а присоединяемся к великому венку тех, кто уже имел и получает такие уроки в жизни, в процессе взаимодействуя с другими людьми.

Рефлексия.

Упражнение № 11 «Моечная машина»

Цели: формирование у членов Т-группы взаимного доверия, эмпатии; снятие психического напряжения.

Необходимое время: 7 - 8 минут.

Оборудование и материалы: микрофон (можно импровизированный)

Участники становятся в «ручеек», но лицом друг к другу. Это и есть моечная машина. Один из участников играет роль троллейбуса, который необходимо помыть. Он входит в пространство (между двумя шеренгами) между товарищами, которые играют роль моечных щеток. Они прикасаются по очереди к нему руками (к рукам, спине или к плечу), говорят ему ласковые слова или добрые пожелания на будущее. На выходе из моечной машины «троллейбус» ждет «сушилка», которая должна его обнять. После этого происходит смена ролей «сушилки» и «троллейбуса». Упражнение считается завершенным тогда, когда все члены группы побывают в заданных ролевых образах.

Примечание: Прикосновения должны быть нежны и этичны, а пожелания не должны повторяться.

Рефлексия упражнения и всего занятия.

Задание на дом: 1. Повторить материал о сущности, симптомах и причинах стрессов. 2. Отработать упражнение «Будда». Уделять на его проведение 3- 4 минуты в день.

ЗАНЯТИЕ – II «АЗЫ ПСИХИЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ»

Решаемые задачи:

1) расширение представлений членов группы о себе и о других участниках Т-группы;

2) формирование благоприятного единого эмоционального поля группы;

3) освоение теоретического модуля по теме: «Принципы и условия саморегуляции»;

4) апробация базовых методик психической саморегуляции (комплекс АТ-1).

Упражнение № 1 «Ролевое приветствие»

Цель: разогрев группы.

Необходимое время: 3 минуты.

Оборудование и материалы: карточки с заданными ролями.

Каждый участник вытаскивает из колоды карточек, предлагаемых тренером, любую. На карточках написаны роли, которые должны играть участники, приветствуя друг друга. Каждый должен поприветствовать каждого члена Т-группы в определенном ролевом образе (Например, в образе средневекового рыцаря, старика Хотабыча, мушкетера, пионерского вожака, командира полка и т.д.). После этого, все члены группы возвращаются в круг, и проводится обсуждение упражнения.

Рефлексия предыдущего занятия.

Упражнение № 2 «Мой новый друг»

Цель: знакомство членов группы.

Планируемое время: до 20 минут.

Оборудование и материалы: карточки для жеребьевки (или теннисные шарики с парными номерами).

Группа делится на пары по жребию. Пары расходятся по помещению. Им на взаимное знакомство дается шесть минут. Они могут друг другу рассказывать о себе или проводить интервью, или знакомиться еще каким-нибудь способом – это решает каждая диада.

По завершению парного знакомства проводится взаимное представление. Процедура его такова: тот, о ком рассказывают, сидит; тот, кто рассказывает, стоит за спиной своего нового знакомого, положив руки ему на плечи. Свой рассказ он начинает со слов «Моего нового друга зовут…». Потом напарники меняются местами.

Члены группы каждому представленному задают интересующие их вопросы.

Рефлексия.

Упражнение № 3 «Чувствительные руки»

Цели: развитие взаимного доверия; снятие психического напряжения.

Планируемое время: 15 минут.

Оборудование и материалы: рабочие тетради и ручки.

Участники тренинга встают. Группа образует круг. Все прикасаются к ладоням друг друга, исследуют их (в основном тактильно, стараясь запомнить ощущения). Потом все садятся и стараются составить список у кого из членов группы руки самые теплые, у кого самые влажные, у кого самые мягкие, а у кого твердые, жесткие, сильные и т.п. Каждый зачитывает свой список. Проводится сравнение ощущений и обсуждение.

Далее тренер предлагает участникам постараться усилием мысли сделать так, чтобы руки у всех стали: а) теплыми; б) сильными; в) доброжелательными; г) жесткими; д) нежными; е) чувствительными; ж) излучающими энергию и др. Эксперты от группы (2 - 3 человека) трогают всех за руки и делятся с группой своими ощущениями. В заключении членам группы по - очереди завязывают глаза. Каждый дотрагивается до ладоней товарищей и пытается угадать, какие руки кому принадлежат.

Рефлексия.

 

Промежуточный теоретический модуль: «Сознательное и бессознательное. Принципы и условия саморегуляции»

Наш мозг обладает свойствами сознательного и бессознательного. В повседневной жизни мы обычно оперируем функциями сознания. Однако интеллектуальная и, в целом, энергетическая функция сознания предположительно составляют менее 20% от общего потенциала человека. Более 80% психической энергетики приходится на долю подсознания.

То, что мы называем сознанием и интеллектом, - отнюдь не единственно важное в человеческой психике. Таинственные, неуловимые силы во многом определяют наше поведение. Эти силы принадлежат миру бессознательного - изначальному, но бесконечному, недоступному, но постижимому. Один психоаналитический афоризм выражает это положение в лаконичной и отточенной форме – формуле: сознание размышляет, бессознательное управляет.

В чем же проявляет себя это загадочное бессознательное?

По З. Фрейду, К.Г. Юнгу, Э. Фрому бессознательное – это пространство наших: снов, фантазий, импульсов, побуждений, влечений, запретных желаний, инстинктов, оговорок.

Бессознательное – это то, что мы думаем на самом деле, но не подозреваем об этом. Бессознательное в психологии еще называется подсознанием (некоторые психологи считают, что подсознание – это только часть бессознательного, предполагая наличие надсознательного). Именно этим термином мы и будем оперировать в процессе тренинга. Подсознание как волшебный накопитель наших знаний о мире. Оно запоминает все, что мы в своей жизни видели, слышали, чувствовали, как реагировали на разные события с момента нашего рождения и до самой смерти. Оно не только хранит эту информацию, но и многократно перерабатывает ее, сопоставляя с ситуацией сегодняшнего дня. В частности наши сны как раз и являются зримым продуктом этой работы, закодированном в системе символов, образов и сюжетов.

Итак, подсознание в десятки, а может быть в сотни раз могущественней сознания. Представляете, какие огромные резервы мы не реализуем в своей жизнедеятельности! Между тем эти резервы крайне необходимы человеку для стрессоустойчивости, для творчества и успешного решения множества жизненно важных задач. И все же часть из этих резервов мы можем использовать.

Иногда, в стрессовой ситуации или во сне, или в состоянии инсайда «открываются каналы» между сознанием и подсознанием, и тогда мы приходим к новому видению проблемы, выходим на более высокий уровень ее осмысления. Однако, в данном случае, речь идет о более или менее случайных событиях. Для нас же важно научиться использовать резервы подсознания, устанавливать с ним прямой и непосредственный контакт, когда это нам необходимо.

При достижении подобного контакта человек приобретает мощную силу: открываются новые способности, повышается творческий потенциал, решаются проблемы, которые ранее казались неразрешимыми. Ибо подсознание в своем потенциале наиболее творческая часть личности, постоянно находящаяся в действии, способная удерживать колоссальную информацию, а с энергетической точки зрения – это психическая энергия в чистом виде.

Искомый управляемый доступ к подсознанию обеспечивает транс. Транс – такое состояние, когда фокус внимания направлен внутрь себя. Транс обеспечивает доступ к собственному подсознанию, открывает новые возможности и новые силы. Пробуждается интуиция, развивается сенсорная система. Человек в состоянии транса обретает способность получать непосредственное знание, так как вся информация, имеющаяся в мире, по предположению определенной части ученых, содержится в подсознании.

Найдите общий язык, установите дружескую связь со своим подсознанием и вы не только повысите стрессоустойчивость организма, но и обретете новые творческие возможности.

Человеческий организм наделен множеством рецепторов, как внешних, так и внутренних, которые воспринимают сигналы среды, передают их в мозг. Мозг обрабатывает информацию и определяет реакцию организма. Например, уколол человек палец, мозг мгновенно реагирует на сигнал кожного рецептора и человек отдергивает руку; обонятельные рецепторы уловили запах приготовляемой пищи и организм отреагировал выработкой желудочного сока. За счет функционирования второй сигнальной системы человеческий организм реагирует и на конкретные слова. Они могут вызвать не только эмоциональную, но и физиологическую реакцию. Например, если образно рассказывать, как вы разрезаете лимон и, как из него при этом капает сок, то у слушателя начнется процесс слюноотделения.

Примечание: Тренер совместно с членами Т-группы рассматривает условия эффективного самовоздействия. К ним относятся: физическое расслабление (ощущение тепла и тяжести), мысленное создание зрительного образа, мысленная установка, достижение состояния транса. Их необходимо пояснить и записать маркером на плакате.





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.