Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Инстинктивное поведение и научение у высших беспозвоночных






Под инстинктом принято понимать, как это формулируют некоторые авторы, «целесообразное поведение при отсутствии сознания цели». Иначе говоря, речь идет здесь о тех сложных наследственно программированных формах целесообразного поведения, посредством которых животное без специального обучения начинает приспосабливаться к условиям окружающей среды. Эти формы поведения преобладают на ранних этапах развития беспозвоночных, например у насекомых эти формы поведения являются основными, и иногда почти что единственными;

у высших беспозвоночных, например, насекомых – наследственно программированные формы поведения приобретают несравненно более сложный характер и становятся действительно удивительными по своей сложности и дифференцированности.

Например, Оса проделывает удивительную технику откладывания яичек. Есть виды, которые откладывают свои яички в теле гусеницы. Для того, чтобы эти яички сохранились длительное время и чтобы личинки, которые вылупятся из них, имели бы возможность питаться, оса производит удивительную операцию. Она забирается на гусеницу и жалом укалывает ее в двигательные ганглии. Гусеница не умирает, но обездвиживается, и, когда из яичек вылупляются личинки оси, у них есть своя свежая пища – тело гусеницы, мясо которой не разложилось, но которая остается обездвиженной и, таким образом, дает возможность питаться. Интересным является факт, что сложные программы поведения возникают в ответ на сигналы, полученные из среды, не вырабатываются каждым насекомым в процессе его жизненного развития, а в готовом виде существуют у всех представителей данного вида.

Научение у планарий. Условные рефлексы недостаточно стойки. Они характеризуются непрочностью: упрочение не наступало даже после 335 сочетаний условного сигнала с безусловным. Поэтому их относят к примитивным нестойким условным рефлексам.
У планарий есть церебральный ганглий, состоящий из мелких, малодифференцированных клеток. В нем много мышечных клеток, паренхиматозных, видимо, выполняющих нейросекреторные функции.

Научение у дождевых червей: вырабатывается оборонительная условная реакция в Т-образном лабиринте

Условные рефлексы, вырабатываемые у полихет, обладают свойствами истинных условных рефлексов:
- возрастание числа положительных ответов от опыта к опыту;
- высокий максимальный процент положительных реакций (до 80-100%);
- длительность их сохранения (до 6-15 дней).

Выработанная реакция угасала при отсутствии подкрепления и самопроизвольно восстанавливалась.
Таким образом, истинные условные рефлексы как один из механизмов, определяющих приобретенное поведение, впервые в эволюции появляется, по-видимому, у полихет.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.