Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы отбора художественных произведений для использования на индивидуальных и фронтальных занятиях с детьми, имеющими трудности в обучении.






При отборе книг надо учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и. нравственные функции, т.е. оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Проблема отбора книг для чтения и рассказывания дошкольникам раскрывается в работах О. И. Соловьевой, В. М. Федяевской, Н. С. Карпинской, Л. М. Гурович и других.

Разработано несколько критериев:

1. Высокое художественное мастерство, литературная ценность. Критерием художественности является единство содержания произведения и его формы. Важен образцовый литературный язык;

2. Идейная направленность детской книги, т.е соответствие задачам нравственного воспитания, воспитания любви к Родине, к людям, к природе.

3. Доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей. При отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт;

4. Сюжетная занимательность, простота и ясность композиции; Критерии отбора дают возможность определить круг детского чтения и рассказывания.

В него входит несколько групп произведений.

1. Произведения русского народного творчества и творчества народов мира. Малые формы фольклора: загадки, пословицы, поговорки, песенки, потешки, пестушки, небылицы и перевертыши; сказки.

2. Произведения русской и зарубежной классической литературы.

3. Произведения современной русской и зарубежной литературы.

Требования современной жизни, педагогической науки заставляют постоянно пересматривать круг детского чтения, дополняя его новыми произведениями.

Круг детского чтения составляют произведения разных жанров: рассказы, повести, сказки, поэмы, лирические и шуточные стихи, загадки и др.

6. Пересказ – важнейшее средство развития устной речи.

Основная задача обучения связной речи – научить школьников сознательно строить высказывание (устное или письменное), то есть сформировать определённый комплекс речевых умений, то этот комплекс выступает в качестве ведущего содержательного компонента системы.

Сохин Ф.А. выделяет другие частные задачи обучения родному языку:

1) словарную работу (обширный запас слов и умение им пользоваться, помогает выразить мысль наиболее точно и полно;

2) формирование грамматического стоя речи (умение выражать свои мысли простыми и распространёнными, сложносочинёнными и сложноподчинёнными предложениями, правильно используя грамматические формы рода, числа, падежа);

3) воспитание звуковой культуры речи (речь должна быть внятной, чёткой, выразительной).

Речь может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи. Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя.

К видам связной речи относятся развёрнутые ответы на вопросы, разнообразные виды изложений и сочинений и другие. С изложениями (пересказами) и сочинениями элементарного типа (пусть величиной в 2-3 предложения) ученики могут иметь дело уже в 1-2 классах.

В начальной школе приняты следующие виды упражнений в связной речи:

1) развёрнутые ответы на вопросы;

2) различные текстовые упражнения, связанные с анализом прочитанных произведений;

3) записи по наблюдениям;

4) устный пересказ прочитанного в его различных вариантах;

5) устные рассказы учащихся по заданной теме, по картине, по наблюдениям, по данному плану или сюжету;

6) рассказывание художественных текстов, заученных наизусть, запись таких текстов по памяти;

7) импровизация сказок (обычно – устно), зачатки литературно – художественного творчества – сочинение стихов, рассказиков;

8) письменные изложения образцовых текстов;

9) перестройка данных учителем текстов (выборочные пересказы и изложения, творческие формы пересказа и изложения, инсценирование рассказов и прочее) как устно, так и письменно;

10) различные виды драматизации, устного (словесного) рисования, иллюстрирования прочитанных рассказов;

11) письменные сочинения разнообразных типов;

12) статейки в газеты, отзыв о прочитанных книгах, о спектаклях, кинофильмах;

13) деловые бумаги: объявления, заявления.

В приведённом списке представлена речь и устная, и письменная; преобладает речь монологическая.

По степени самостоятельности и творческой активности упражнения в связной речи делятся на упражнения «по образцу», конструктивные упражнения, творческие упражнения.

Типичные упражнения «по образцу» – это пересказы и изложения; конструктивные: перестройка или сжатие прочитанного текста, расширение или сужение собственного текста; совершенствование, редактирование написанного.

Творческие работы предполагают высшую самостоятельность учащихся, внесение чего – то своего, нового, оригинального.

Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребёнку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.

Таким образом, обучение связной речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно – речевой опыт детей.

2. Пересказ, как средство обучения связной речи, его виды.

Проблемами обучению пересказу занимались многие педагоги и методисты начальной школы: Алексеева М.М., Яшина В.И., Рамзаева Т.Г., Львов М.Р., Сохин Ф.А, Бородич А.М., Горецкий В.Г., Ушинский К.Д., Дридзе Т.М., Рождественский Н.С., Ладыженская Т.А. и другие

Пересказ – осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи. Это – сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление ребёнка, его память и воображение.

Ладыженская Т.А. и Львов М.Р. утверждают, что «пересказ – это связная и последовательная устная передача содержания прочитанного. Это детские речевые упражнения по образцам, основанные на активном подражании».

Для овладения пересказом необходим ряд умений, которым детей обучают специально:

прослушивать произведение;

понять его основное содержание;

запоминать последовательность изложения;

запоминать речевые обороты авторского текста;

осмысленно и связно передавать текст;

Очевидно, что качество детских пересказов зависит от эффективности других видов работы по развитию речи.

Пересказ художественных произведений положительно влияет на связность детской речи. Дети следуют образцу литературной речи, подражают ему. Тексты содержат образные описания, которые вызывают интерес детей, формируют умение описывать предметы и явления, совершенствуют все стороны речи, обостряют интерес к языку.

Подлинно художественные произведения развивают у ребёнка эстетическое восприятие и чувства. Чрезвычайно важно в этом отношении эмоциональное, выразительное исполнение произведения. Пересказы способствуют развитию навыков выразительной речи у детей.

Содержанием для пересказа может быть не всякий литературный материал. Выбирать следует лишь те произведения, которые дети способны пересказать сами. При выборе произведений для пересказа Алексеева М.М. и Яшина В.И. выдвигают следующие требования:

они должны иметь воспитательную ценность, обогащать моральный опыт детей;

быть доступным по содержанию – в произведении должны быть знакомые герои, персонажи с ярко выраженными чертами характера, понятными мотивами поступков;

иметь чёткую композицию с хорошо выраженной последовательностью действий (не берутся сложные описательные тексты). Особое значение имеет динамичность сюжета. Дети легко воспроизводят даже относительно длинные произведения с динамичным сюжетом;

должны быть написаны образцовым языком, без сложных грамматических форм, содержать разнообразные и точные определения, сравнения, желательно прямую речь. Детям трудны сложные и длинные предложения с причастными и деепричастными оборотами;

доступны по объёму.

Этим требованиям отвечают народные сказки, короткие рассказы К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Е. Чарушин, В. Осеевой, Н. Калинкиной и других.

Они пересказываются детьми более уверенно, последовательно.

Не рекомендуется пересказывать стихотворения, так как это нарушает единство формы и содержания, воспитывает невнимание к поэтической форме. Дети стремятся читать стихи дословно, наизусть.

При обучении пересказу художественных произведений Сохин Ф.А. вводит новые виды занятий:

пересказ по готовому плану, составленному или одним учителем, или совместно с детьми;

пересказ по выбору детей, когда из двух – трёх знакомых произведений одно они пересказывают по своему желанию;

пересказ в лицах или драматизация произведения.

Редкий урок проходит без пересказа, поэтому особенно опасен шаблон в этой работе. Разнообразие видов пересказа, осознание задач каждого вида, варьирование подготовки к пересказу оживляет уроки, придаёт им целенаправленность, повышает интерес школьников к чтению и в конечном итоге совершенствует уровень их речевого развития.

Методисты Рамзаева Т.Г. и Львов М.Р. утверждают, что дети должны знать, какие требования школа предъявляет к пересказу:

осмысленность, то есть полное понимание текста, является главным в обучении;

полнота передачи произведения, то есть отсутствие существенных пропусков, нарушающих логику изложения;

последовательность и связность пересказа;

использование словаря и оборотов авторского текста и удачная замена некоторых слов синонимами;

плавность пересказа, отсутствие длительных, ненужных пауз;

выразительность и фонетическая правильность речи, культура поведения во время пересказа.

Наряду с повествовательными текстами дети 6-7 лет учатся производить и несложные описания. Они пересказывают русские народные сказки «Заяц-хваста», «Лиса и Козёл», рассказы К.Д. Ушинского «Четыре желания», «Утренние лучи», Л.Н. Толстой «Косточка», В. Бианки «Купание медвежат», В. Осеевой «Просто старушка», «Плохо», Н. Сладкова «Зелёные бабочки», «Сосулькина вода», Г. Скребицкого «Разлились реки».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.