Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-педагогические факторы, определяющие успешность усвоения художественных произведений детьми.






Чтение – это раздел практического курса родного языка. Язык – универсальное средство хранения и передачи информации. Языком можно владеть и о языке можно думать, но ни видеть, ни осязать язык нельзя. Его нельзя и слышать в прямом значении этого слова. Мы «видим» и «слышим» язык только в конкретных речевых высказываниях, в текстах (устных и письменных). А чтение – это вид речевой деятельности, это усвоение путем правильного раскодирования содержания и формы чьей-то «чужой» речи через предварительно созданный «кем-то» текст.

Задача школы – обеспечить каждому ученику умение читать – вступать в осмысленное речевое общение с любым собеседником, через написанный им текст, т.е. подготовить из ребенка читателя. И тут на первое место выступает овладение механизмов чтения – одним из обязательных составных любого сложного учебного навыка. Следовательно, чтение – главный общеучебный процесс.

Почему некоторые учащиеся не понимают смысла текста, особенно в процессе его чтения молча, читают медленно, с наличием остаточных внешних речедвижений, а их чтение вслух технически несовершенно, невыразительно? Почему они с трудом понимают и запоминают условие арифметической задачи, грамматическое правило и задание при однократном чтении, затрудняются вычленить главное в научно-познавательной статье, учебном тексте? Почему многие дети неохотно и мало читают, а уроки чтения для них становятся скучными?

Существует ряд причин, в том числе и социальных, - общий спад интереса к учению, обилие источников информации помимо чтения и т.д.

Однако главной причиной такого явления все-таки следует признать несовершенство обучения чтению, отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников.

Уроки литературного чтения в УМК «Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой построены так, чтобы способствовать последовательному формированию учебной деятельности учащихся. Дети учатся осознавать учебную задачу, представлять цель, контролировать и оценивать свою работу.

На каждом уроке литературного чтения в рамках УМК решается целый комплекс задач, направленных на литературное образование и развитие каждого ученика: обогащается его читательский опыт, формируются читательские умения (умение читать, умение работать с текстом произведения, умение работать с книгой), обеспечивающие успешное овладение читательской деятельностью. При этом в центре каждого урока находится ученик и его становление как читателя.

Чтение обязательно предполагает общение с автором, общение с самим собой, общение со слушателями при чтении вслух.

Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения.

Условием овладения читательской деятельностью является также знание способов чтения, способов смысловой обработки текста, владение определенными умениями и навыками, которые не должны развиваться спонтанно.

В содержании обучения чтению одновременно должны развиваться все его линии: усвоения форм, видов и способов чтения; формирования понимания литературы как искусства слова; расширения круга чтения и слушания детских книг; связи чтения со всеми видами речевой деятельности. Поэтому, большое внимание уделяю организации не только обязательного, но и внеклассного чтения. Дети читают с удовольствием, рассказывают друг-другу о прочитанных книгах, пишут о них отзывы, рисуют иллюстрации, в классе работает уголок чтения. Второй год в нашем классе самые высокие показатели в школе по количеству прочитанных книг.

Правильно организованный процесс чтения включает в себя труд и творчество читателя: читая, он активно реагирует на поступки героев, дает им оценку, сопереживает, воссоздает их в своем воображении, участвуя в сотворчестве.

Чтение требует определенных знаний, умений и навыков для осуществления читательской деятельности и, вместе с тем, развивает у читателя навыки трудовой и творческой деятельности, обогащает его жизненный опыт. Таким образом, уже в самом процессе чтения заложены развивающие и воспитывающие функции, оно формирует отношение ребенка к жизни, к людям, к своей Родине, его нравственно-эстетические идеалы, обогащает чувства, речь, развивает творческое воображение.

Читательская деятельность предполагает правильную организацию восприятия, понимания, воссоздания и воспроизведения читаемого текста. И от того, как этот процесс будет осуществлен – целенаправленно или спонтанно, творчески или формально, пробудит ли он эмоции и активное отношение к читаемому, зависит, каким станет читатель.

Отработка навыков чтения во 2 классе остается одним из главных направлений на уроках чтения. Второклассник в основном владеет чтением вслух, более сложной формой чтения, так как это чтение для тех, кто слушает, а не для того, кто читает. Поэтому следует вводить молчаливое чтение, чтобы постепенно формировать навык «чтения про себя». Но следует помнить, что у второклассников при переходе к молчаливому чтению страдает правильность чтения.

Особенностью чтения второклассников является отставание понимания от восприятия: понимание возникает не одновременно с чтением, а следом за ним. Поэтому целесообразно на каждом уроке проводить упражнения по отработке навыков чтения Можно выделить следующие упражнения: на развитие речевого аппарата, на обогащение словаря, работа с пословицами и поговорками, развитие целостного восприятия текста, на развитие навыка правильного чтения, жужжащее чтение

Качество всех параметров чтения вслух (сознательность, правильность, выразительность) и молча (беглость, умение самостоятельно ориентироваться в структуре и содержании текста) может быть повышено не столько путем многократного перечитывания (хотя это один из приемов обучения), сколько за счет овладения способами действия, а также мотивации чтения и освоения круга тех умений, совокупность которых дает качественный сдвиг в чтении.

Чтобы научиться читать, нужно, прежде всего, научиться слушать чужое чтение, воспринимать и понимать содержание читаемого текста другими людьми; для смысловой переработки содержания важен пересказ, рассказ о прочитанном, то есть устная речь. Наличие учебной хрестоматии для дополнительного чтения во 2 классе способствует развитию устной речи учащихся, так как в ней содержатся разнообразные произведения по жанру и тематике, что дает возможность сравнивать их по авторской принадлежности, сюжету, героев и их поступков. Появляется возможность у учителя использовать дополнительный материал для организации дифференцированного обучения, так как дополнительный материал- это не только текст произведения, но и упражнения и задания в тетради, которые учащиеся могут выполнять как под руководством учителя, так и самостоятельно. Эта работа обеспечивает максимально возможную в школе самореализацию личности, позволяющую ей развиваться на уровне творчества, обеспечивает становление и личностное развитие учащихся.

Этому же способствует осуществление контроля и оценки знаний, умений и навыков, учащихся по предмету, определение уровня сформированности их учебно-познавательной и читательской деятельности. При этом прослеживается непрерывность и системность развивающего обучения. На основе обобщения результатов, полученных при проведении контрольных и проверочных работ, формируется мониторинг личностных достижений учащихся, определяется индивидуальная траектория его развития, проводится необходимая коррекционная работа. Данная деятельность позволяет сопровождать ученика в зоне его ближайшего развития, создает основу для его самостоятельности в индивидуальном развитии. Учет личностных достижений учащихся позволяет учителю увидеть особенности его развития и тенденции, характерные для класса в целом.

Формирование учебной самостоятельности младшего школьника невозможно без сформированности у него навыков учебной деятельности, важным и непременным условием которой является не только контроль, но и оценка. Человек оценивает свои особенности по отношению к определенному предмету деятельности. Оценка себя как субъекта деятельности есть по существу определение человеком своих возможностей реального включения в тот или иной вид деятельности - общение, игру, учение, труд. Необходимо ставить ученика в позицию учителя, формировать в детском самосознании объективные критерии оценки. Для обучения своих учеников приемам самооценивания и взаимооценивания использую тематические оценочные листы. В них фиксируется уровень обученности каждого ученика в виде условных знаков:

В - тема усвоена полностью, знания осознанные, прочные; С - тема в целом усвоена; Н - тема усвоена не до конца; П - тема не усвоена.

Уровень обученности в оценочных листах фиксируется как учителем, так и самими учащимися, что позволяет отслеживать уровень самооценки.

Осуществляемый учителем контроль, как уже отмечалось, важный этап процесса выработки у самих учащихся действий и операций самоконтроля и самооценки. Но его значение не ограничивается этим. В руках учителя он также является важным средством формирования мотивации учения, эффективности всей учебной деятельности и, следовательно, средством формирования личности учащихся. Однако он требует и особого педагогического такта. Именно об этой стороне работы учителя прекрасно сказал В.А. Сухомлинский:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.