Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рынок грузовых железнодорожных перевозок






Лекция 5.

Тема 5. Планирование объемов работы транспортной организации на рынке грузовых перевозок

 

План

Рынок грузовых железнодорожных перевозок

Целевая модель рынка грузовых железнодорожных перевозок

Планирование и организация грузовых перевозок.

Основные показатели, характеризующие работу транспортных организаций на рынке грузовых перевозок.

Рынок грузовых железнодорожных перевозок

Рынок грузовых железнодорожных перевозок является одним из сегментов общего рынка грузовых перевозок.

Рынок грузовых перевозок представлен компаниями всех видов транспорта общего пользования (автомобильный, воздушный, водный, железнодорожный) и трубопроводным транспортом. Специфика России по сравнению с другими странами мира, в том числе и сопоставимыми по территории как США и Китай, заключается в том, что по ряду направлений, видов груза и расстояний железнодорожный транспорт занимает монопольное положение. Доля железнодорожного транспорта выросла с 39, 5% в 2004 году до 45, 5 % в 2014 году.

Но железнодорожный транспорт ощущает на себе возрастающее давление со стороны других видов транспорта, особенно трубопроводного (доля на рынке 47%) и автомобильного, работающих на рыночных условиях. Особенно заметно конкурентное давление в сегменте высокодоходных грузов. Рост доли автомобильных перевозок обеспечивается возможностью доставки «от двери до двери» и кроме того требования нормативных документов, связанных с обеспечением безопасности движения на железнодорожном транспорте гораздо жестче. Существенное влияние оказывает тот факт, что инфраструктура железнодорожного транспорта полностью принадлежит железнодорожной компании, а, следовательно, требует больших финансовых вложений для обеспечения её эксплуатации и развития, в то время как эксплуатация и строительство автомобильных дорог находится на финансировании соответствующих бюджетов государства или его субъектов.

Общий грузооборот всех видов транспорта в России составил в 2014 году 5077, 0 млрд. ткм, (меньше на 0, 1% к 2013 году). Доля железнодорожного, без учета трубопроводного транспорта, составила 85, 4 в 2013 году и 86, 6% в 2014 году.

Структура по видам транспорта представлена на рис. 5.1.

Рис. 5.1. Структура рынка грузовых перевозок

 

Конкурентными преимуществами железнодорожного транспорта на рынке грузовых перевозок, особенно для грузоотправителей крупнотоннажного груза на дальние расстояния являются:

· Массовость перевозок и высокая провозная способность;

· Регулярность независимо от времени года, времени суток и погодных условий;

· Универсальность с точки зрения использования для перевозки различных видов грузов;

· Возможность создания прямой связи между крупными промышленными предприятиями, используя железнодорожные подъездные пути;

· Относительно низкая себестоимость перевозки 1 тонны груза при перевозках на дальние расстояния массовых грузов.

Поэтому в сегменте перевозок на дальние расстояния организации железнодорожного транспорта имеют доминирующее положение на рынке.

Но в сегменте грузовых перевозок организациями железнодорожного транспорта также развивается конкуренция. За годы реформирования железнодорожного транспорта создан и активно развивается рынок железнодорожных грузовых перевозок. С 2003 года конкурентная среда развивается за счет увеличения доли частного вагонного парка. Модель рынка грузовых железнодорожных перевозок представлена на рис. 5.2

Рис. 5.2 Модель рынка грузовых железнодорожных перевозок

 

Доля ОАО " РЖД" на рынке оперирования грузовыми вагонами по объемам грузооборота сокращена с 78, 2% в 2003 году до 5, 3% в 2011 году, а в 2014 всего -1, 2%.

У дочерних и зависимых обществ ОАО «РЖД» доля в 2014 году составила 16, 7%.

 

В настоящее время основной вагонный парк для грузовых перевозок находится у дочерней компании ОАО «ФГК» (ранее ОАО «ВГК», переименована в конце ноября 2012 года).

 

Структура российского парка грузовых вагонов представлена на рисунке ниже. Основную долю составляют полувагоны, их число с 410 тыс. шт. в 2010 году выросло до 560 тыс. шт. в 2014.

 

В 2003 году доля грузооборота приходящегося на вагоны частных собственников составляла 21, 8%, а в 2011 году аналогичный показатель достиг 55, 6%, а в 2014 году составил 82, 1%.

На российском рынке железнодорожных грузовых перевозок присутствует около 1, 6 тысяч компаний, осуществляющих перевозки в принадлежащем им подвижном составе. В результате продажи контрольного пакета акций ОАО " Первая грузовая компания" в 2011 году, доля холдинга " РЖД" (по грузообороту) снизилась до 22, 6%. Таким образом, на конец 2011 года, холдинг " РЖД" уже не занимал доминирующего положения на рынке. В 2012 году был продан оставшийся пакет акций ОАО «ПГК».

Подвижным составом, не принадлежащим ОАО «РЖД», сейчас перевозится большая часть всех грузов, в отдельных секторах – более 50 %, а если взять нефть и нефтепродукты, то там это примерно 2\3 общего грузооборота. Заметную роль частные операторы занимаю также в перевозках черных металлов и минеральных удобрений. В настоящее время наметилась тенденция укрупнения компаний операторов.

В дальнейшем в процессе реформирования холдинг «РЖД» не обеспечит существенного роста масштабов бизнеса в сфере грузовых перевозок по причине сокращения более чем на 60% доли собственности в вагонах и развития локальных грузовых перевозчиков.

Доля ОАО «РЖД» и частных операторов






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.