Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Природное и общественное в человеке




Философы прошлых веков считали человека высшей ценностью на Земле, а со временем поставили человека в центр философского знания.
Человек обладает многими качествами - это и разум, и воля, и характер, и труд, и общение. Какое же из них является основным? Человека изучают многие науки: биология, медицина, психология, социология и др. Философия объединяет достижения частных наук и рассматривает человека в его целостности. Философия определяет место человека в мире и его отношение к миру. Самым отличительным признаком человека является труд. В труде человек постоянно изменяет условия своей жизни, преобразует окружающий мир, создает материальную и духовную культуру. Труд всегда был и остается коллективной, общественной деятельностью людей.
Человек - это высшая ступень развития живых организмов на Земле, объединяющих в себе различные свойства: биологические, психические и общественные.
Люди принадлежат к высшим млекопитающим и в этом смысле человек существо биологическое. Биологически обусловлены рождение и смерть, продолжительность детства, зрелого возраста и старости. Биологическими являются анатомические и физиологические свойства, наследственность, которая передается от родителей, наличие рефлексов и инстинктов (общих с животными), обмен веществ с окружающей средой. Человек, таким образом, является частью природы.
Понятие «психическое» в определенной степени присуще не только человеку, но и животным. Однако психика человека существенно отличается от психики животных. Общим для человека и животного является наличие «первой сигнальной системы». Эта система управляет органами чувств и воздействием на них внешнего мира, а также связана с безусловными и условными рефлексами.
Но человек обладает еще и «второй сигнальной системой». Сигналами в ней являются слова - произносимые, слышимые и видимые. Слово заменяет непосредственный сигнал и дает возможность понимать явления действительности без непосредственного чувственного контакта с ними. Но слово не существует без мышления, т.к. человек мыслит только словами (понятиями). Наличие мышления и речи отличает психику человека от психики животных.
Человек есть существо общественное (социальное), потому что только в обществе и благодаря обществу у него развивается мышление. Ребенок появляется на свет как существо биологическое, с первой сигнальной системой, и если он будет лишен общения с людьми, человеком в полном понимании этого слова он не станет. Известны случаи, когда в силу несчастных обстоятельств совсем маленькие дети попадали к животным. И что же? Они не овладели ни прямой походкой, ни членораздельной речью. Произносимые ими звуки похожи на звуки тех животных, среди которых они жили. Мышление у них отсутствовало. Это яркий пример того, что человек есть существо общественное (социальное). Жизнь человека вне общества так же невозможна, как невозможна жизнь растение, выдернутого из земли и брошенного на камни.
Итак, человек представляет собой единство биологического, психического и социального уровней.

2. Возникновение человека: труд, язык, мышление

Научное обоснование происхождения человека из животного мира стало возможным после трудов Ч. Дарвина. Несколько позже Ф. Энгельс обосновал идею о роли труда в формировании человека и его сознания.
Изменения в условиях жизни привели к прямохождению наших предков, а передвижение на задних конечностях привело к освобождению руки. Освобожденная от выполнения функций передвижения, рука стала органом труда. С помощью руки наши предки стали все шире использовать различные предметы (камни, палки) для воздействия на окружающую природу, а позднее стали предварительно обрабатывать эти предметы и изготовлять примитивные орудия труда. С появлением орудий труда появляется обезьяночеловек - переходная ступень от обезьяны к человеку.
Рука не только орган труда, но и продукт труда, поскольку она совершенствовалась по мере развития трудовых навыков. Развитие руки, прямохождение привели к изменению скелета и развитию мозга.
Поскольку наши предки вели коллективный образ жизни, у них появилась необходимость передавать друг другу информацию, связанную с изготовлением и использованием орудий труда. «Появилась потребность что-то сказать друг другу». Это привело к тому, что неразвитая гортань обезьяны медленно преобразовывалась, а органы рта постепенно научились произносить членораздельные звуки. Так в процессе общественного труда возникла речь.
Так сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг.
Деятельность человека принципиально отличается от поведения животных. Животное только пользуется природой, человек же изменяет ее и заставляет служить своим целям. Это происходит благодаря труду, а впоследствии, когда образовалось человеческое общество, развитие труда стало определять человеческую историю.


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.