Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Идейные истоки и основные черты философии славянофилов и западников




У истоков оригинальной русской философии 19 века стоит П.Я. ЧААДАЕВ (1794 - 1856). Согласно его концепции физический мир построен из атомов и молекул, т.е. материальных элементов, из которых образуются все тела. Тела существуют в пространстве и во времени, которые трактовались Чаадаевым в духе распространенного в те времена механицизма. Сознание человека, по его мнению, не подчиняется механическим закономерностям природы, а является результатом божественного творения.
П.Я. Чаадаев создал первую философию русской истории. Здесь его взгляды не оставались неизменными, а определенным образом эволюционировали. В начальный период высказывалась идея о тотальном единстве рода человеческого, всех наций и индивидов. Отсюда мысль о необходимости единения России с другими народами. Однако, если западное общество эволюционирует от юности к зрелости, в России происходят лишь негативные изменения, возрастает рабство, основанное на крепостничестве.
Со временем взгляды Чаадаева меняются, и он приходит к мысли, что наше отставание от Запада мнимое. У России свой путь, следуя по которому можно пойти дальше Запада. Духовным источником исторического прогресса является Православие во всей совокупности своих сторон: как вера и как церковь, как учение и как институт, как жизненный и духовный уклад. Западное христианство исчерпало опыт социального развития, потенциал остался только у Православия.
Идеи Чаадаева находят свое дальнейшее развитие в идеологии славянофилов. Славянофильство оставило заметный след в духовной истории страны. Наиболее известными представителями этого течения были И.В. Кириевский, А.С. Хомяков, братья Аксаковы, Ю.Ф. Самарин. Славянофилы, сравнивая проблемы России и Запада, последовательно проводили идею особого исторического пути России. Утверждали, что русская культура не должна подводиться под другие (западные) модели. Она обладает собственными ценностями и собственными перспективами. Православие трактуется ими как фундамент мировоззрения, обеспечивающий возможности гармонизации всех способностей человека в едином " цельном знании". Католицизм и протестантизм исказили дух первоначального христианства, и только православие сохранило вечную истину раннего христианства - идею единства и свободы.
На основе православной веры славянофилы выдвигают идею соборности. Соборность - это свободное объединение людей в деле отыскания ими правды и совместного пути к спасению. Это единство, основанное на единодушной любви к Христу и божественной справедливости, единство, в котором каждая личность сохраняет свою свободу.
Славянофилы считали монархию идеальной формой правления, а крестьянская община выступала в их схеме как идеальный " нравственный мир", внутри которого гармонично сочетаются личностное и коллективное начала. Разрушение общины означало для них нарушение основных начал русской культуры.
В борьбе со славянофилами складывается русская философия, тяготеющая к западничеству. Представители этой линии ориентируются на западноевропейскую цивилизацию. Критика религии, акцентирование личностного начала позволяют видеть истоки этой философии в концепции Чаадаева, который называл человека " двигателем Вселенной", говорил о грядущей победе социализма, хотя и весьма скептически: " социализм победит не потому, что он прав, а потому, что неправы его противники".
Наиболее известными представителями западничества являются Т.И. Грановский, М.А. Бакунин, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский.
" Западники" приняли философию Гегеля как последнее слово науки, опирались на достижения европейского естествознания, они верили в европейское будущее России. Герцен развивает теорию " русского социализма", полагая, что феодально-крепостническая Россия придет к социализму, минуя капитализм. В основе этого убеждения лежали представления о крестьянской общине, которая якобы несет в себе начала социалистического общества в виде права каждого на землю, общинного землепользования, артельного труда, мирского управления. По мнению Герцена, Запад и Россия, в конце концов, придут к единой цели, хотя несколько разными путями.
Социализм представлялся " западникам" как результат крестьянской революции, и Чернышевский зовет крестьянство " к топору", чтобы осуществить социалистический лозунг: " максимальное благо для максимального числа людей".
В последней трети 19 века черты западничества проявляются в идеологии народничества. На первый план вышел идеал " некапиталистического пути". В социальных построениях народников содержались интересные выводы относительно роли выдающейся личности в истории. Главной революционной силой народники, как и " западники", считали крестьянство, идеализировали крестьянскую общину и соответственно строили свою революционную пропаганду.
Продолжателями славянофильской философии в последней трети 19 века выступили почвенники. В философских построениях представителей почвенничества (А.А. Григорьев, братья М.М. и Ф.М. Достоевские, Н.Н. Страхов) главной была идея о " национальной почве", как основе социального и духовного развития России. Для почвенников, как и славянофилов, характерна религиозная ориентированность философского осмысления судеб русской истории.
В своих суждениях почвенники более радикальны по сравнению со славянофилами. Так критикуя европейское христианство, они заявляют: " На Западе уже нет христианства. Римское католичество провозгласило не Христа, а Антихриста. Москва должна стать третьим Римом! Народ русский на всей земле единственный народ - богоносец, призванный обновить и спасти мир именем нового бога»


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.