Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предмет философской антропологии




В современной философии есть раздел, посвященный исследованию человека, - " философская антропология". Под тем же названием существует основанная в 20 веке философская школа, главными представителями которой являются: М. Шелер, Г. Плеснер, А. Гелен.
Естественно-научная антропология отстаивает положение о том, что " человек есть достаточно поздний итог развития жизни на Земле. Это существо, которое отличается от форм, предшествующих ему в животном мире, степенью сложности соединения энергий и способностей".
В философской антропологии преобладает целостный подход к пониманию человека. Философию интересует человек в его направленности к совершенствованию. Пример такого подхода дает позиция М. Шелера. Он считает, что человек двойственен, существует в двух разных плоскостях. Во-первых, в сфере реального, где действуют жизненные инстинкты и потребности, главные из них - голод, половое влечение, жажда власти. Во-вторых, в сфере идеального, где царят идеи и ценности. Направленность к идеальному отличает человека от животных. Сущность человека - духовная, она выражается в его способности к усмотрению безусловных ценностей. Из нее вытекают различные переживания: любовь, отчаяние, стремление к свободе, почитание высшего. Дух противоположен жизни, реальному, где господствуют витальные влечения, он ставит человека выше жизненных влечений, поднимает его над миром. в попытке понять человеческую сущность нельзя не учитывать того, что человек обладает не только внешними, но и внутренними, скрытыми характеристиками, которые в своей совокупности формируют определенный его образ, отражаемый в таких понятиях как индивид, индивидуальность, личность. Сущность человека нужно искать в единстве его внутреннего и внешнего бытия, в его деятельном отношении к миру.

2. Философский анализ понятий " индивид" и " личность"

Термин индивид употребляется для обозначения отдельно взятого представителя человеческого рода. Понятие индивидуальности направляет внимание на то особенное, своеобразное, что отделяет данного конкретного человека от других людей. При этом имеется в виду не внешний облик человека, а комплекс его внутренних качеств (особенности характера, памяти, темперамента, воли, интеллекта и т.д.). Индивидуальность накладывает отпечаток на всю деятельность отдельного человека, именно она побуждает людей в одинаковой ситуации действовать по-разному.
Если понятие индивид говорит об особенностях каждого человека, его своеобразии и неповторимости, то понятие личность подчеркивает социальную роль человека, его социальную функцию. Личность есть человек, наделенный такими качествами, которые он приобретает при взаимодействии с обществом.
Понятие личность включает в себя мировоззрение человека, самооценку, ценностные ориентации и идеалы, правила образа жизни, убеждения, силу воли и т.д.
Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентаций данного общества, что называют социализацией. Человек учится выполнять особые социальные роли: вести себя в соответствии с ролью ребенка, студента, служащего, супруга, родителя и т.д. Можно сказать так: личностью становится каждый человек (если нет тяжелых дефектов развития психики). Становление личности - итог взаимодействия человека и общества.
Характеризуя структуру личности целесообразно выделить, прежде всего, так называемую физическую личность. Это телесная организация человека, его самоощущения. К физической личности могут быть отнесены также одежда, домашний очаг. Известно, что многое о человеке можно сказать по данным элементам.
Социальная личность складывается в общении с людьми, начиная с общения матери с ребенком. По сути дела она предстает как система социальных ролей человека в разных группах. Все формы самоутверждения в профессии, общественной деятельности, любви, дружбе формируют социальную структуру личности. Психологи отмечают, что довольство или недовольство собой определяется формулой - дробью, в которой числитель выражает наш действительный успех, а знаменатель - наши притязания.
Духовная личность определяется убежденностью в приоритетах тех общественных и культурных ценностей, которые находятся за пределами стремления к своему материальному благополучию. Духовная личность выстраивает свою жизненную стратегию как борьбу за реализацию неких идеалов. Важно отметить, что в такой борьбе смерть за идею может рассматриваться духовной личностью как нечто совершенно естественное.
Выделение физической, социальной и духовной личности носит достаточно условный характер. Это только схема, иллюстрирующая этапы " созревания" личности.
На формирование личности влияют:
- семья, где закладываются основы личности; ее формирование начинается с первых лет жизни;
- социальное окружение человека (сверстники, школа, коллектив, общественные организации);
- церковь, если речь идет о верующих людях.
Личность включает в себя общие черты, свойственные ей как представителю определенного общества с его историческими, национальными, культурными традициями. В основных культурах и цивилизациях Земли сложились определенные типы личностей, отражающие особенности Востока и Запада. Вместе с тем личность обладает особенностями, делающими ее неповторимой, уникальной.


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.