Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Определение сознания. Сознание как совместное знание






Любая профессия требует от человека обладания определенными особенностями или качествами, которые определяют его принадлежность к соответствующей профессиональной деятельности и успешность ее выполнения. Большое значение при этом приобретает процесс становления профессионального сознания человека.

Единого общепринятого определения сознания в психологии и психофизиологии не существует. В современной психологии принято сознанием называть высшую, свойственную человеку форму отражения объективных устой­чивых свойств и закономерностей окружающего мира, форми­рование у человека внутренней модели внешнего мира, в резуль­тате чего достигается познание и преобразование окружающего мира.

В большинстве случаев сознание определяют через функции, которое оно выполняет. Психофизиологические аспекты проблем сознания рассмотрены В.П. Зинченко, Т.М. Марютиной, О.Ю. Ермолаевым, Ю.И. Александровым и др.

Сознание представляется как организованная группа процессов в нервной ткани, возникающих немедленно на предшествующие интрапсихические (вызванные внутренними причинами) или экстрапсихические (вызванные внешними причинами) процессы. Эта группа нервных процессов, то есть сознание воспринимает, классифицирует, трансформирует и координирует вызвавшие его процессы с целью начать действие на основе предвидения его последствий и в зависимости от наличной информации (Х. Дельгадо).

Принципиально новые возможности в разработке проблемы сознания открылись в связи с введением информационного подхода (Д.И. Дубровский). Поскольку феномен сознания требует содержательного описания, а мозговые процессы предполагают описание в естественнонаучных терминах, объединить их при истолковании сущности сознания невозможно. Однако понятие информации позволяет совместить в едином теоретическом ключе оба типа описания, и тем самым послужить основой для концептуального объяснения связи явлений сознания с мозговыми процессами.

Таким образом, всякое явление сознания (как явление субъективной реальности) есть определенная информация, присущая определенному социальному индивиду. Будучи информацией, всякое явление сознания (субъективной реальности) необходимо воплощено в своем материальном носителе. Этим носителем является определенная мозговая нейродинамическая система данного индивида. Определенная мозговая нейродинамическая система является кодом соответствующей информации, представленной данному индивиду как явление субъективной реальности.

В современной научной литературе описаны три подхода к решению проблемы сознания (Ю.И. Александров и др.):

1) «светлого пятна» – концепция апеллирует к понятию сознания в его более простом понимании;

2) информационного синтеза – концепция занимает промежуточное положение, претендуя на объяснение как более простых, так и (частично) сложных феноменов;

3) связи сознания с речью – концепция ориентирована на объяснение мозговой основы сознания как высшей формы психического.

Выделяют два слоя сознания (В.П. Зинченко):

· бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя: биодинамические свойства движений, опыт действий, чувственные образы;

· рефлективное сознание (сознание для сознания), включающее в себя: значение и смысл.

Значение – содержание общественного сознания, усваиваемое человеком. Это могут быть операционные значения, предметные вербальные значения, житейские и научные значения-понятия.

Смысл – субъективное понимание и отношение к ситуации информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений. Процессы взаимной трансформации значений и смыслов (осмысление значений и означение смыслов) выступают средством диалога и взаимопонимания.

На бытийном слое сознания решаются очень сложные задачи, так как для эффективного в той или иной ситуации поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной двигательной программы, то есть образ действия должен вписываться в образ мира. Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значением (рефлективного слоя сознания). Мир производственной, предметно-практической деятельности соотносится с биодинамической тканью движения и действия (бытийного слоя сознания). Мир представлений, воображений, культурных символов и знаков соотносится с чувственной тканью (бытийного сознания).

Сознание выполняет следующие функции:

1) отражательную - обеспечивает ориентировку во внешнем мире;

2) регулятивно-оценочную — обеспечивает оценку информа­ции, поступающей из внешнего мира, и организацию поведения на основе этой информации;

3) рефлексивную — обеспечивает возможность человека по­смотреть на себя «со стороны», понять, как его поступки воспри­нимаются окружающими;

4) порождающую (творчески-креативную) — обеспечивает со­здание новых идей, произведений.

Специалисты выделяют следующие особенности сознания, которые прежде всего связаны с социальной сутью развития человеческого сознания:

• обусловленность индивидуального сознания общественными формами сознания;

• категориальность — отражение мира сквозь призму общече­ловеческих знаний и позиций, отражение мира на основе концеп­туальных схем;

• отражение существенных, наиболее значимых в данной ситуации взаимосвязей;

• осознание целей деятельности, предвосхищение их в системе общечеловеческих понятий и представлений;

• сознание — концептуальная модель собственной личности и построение взаимодействий с действительностью на этой основе.

Психологическую структуру сознания составляют:

1) совокупность знаний об окружающем мире;

2) различение объекта и субъекта психического отражения;

3) обеспечение целеполагающей деятельности;

4) отношение к окружающим событиям, явлениям, людям.

Важнейшим условием существования и развития сознания является язык. Реализация функций сознания возможна только посредством речи.

Сознание рождается и присутствует во всех этих мирах. Эпицентром сознания является сознание собственного «Я» – самосознание.

Вопросы влияния самосознания на процесс профессионального самоопределения изложены в работах А.К. Марковой, Е.А. Климова, М.С. Гуткина, Г.Ф. Михальченко и др. На вопрос: что такое собственное «Я», дает ответ психология самопознания.

Самопознание – это процесс осознания себя как личности, осознанное отношение человека к самому себе, к своим способностям и потребностям, влечениям и мотивам поведения переживаниям и мыслям, на основе которого формируется «Я-концепция», или «Я-образ».

«Я-концепция» создает специфическую направленность личности. Это целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий, образ сугубо личного, собственного «Я», включающий три составляющих его компонента: познавательный (кто я?), эмоциональный (какой я?) и поведенческий (что и как я делаю и почему так поступаю?).

Выделяют еще такие составляющие «Я-концепции», как:

· настоящее «Я» – каким я вижу себя в настоящий момент;

· динамическое «Я» – каким я стремлюсь стать;

· фантастическое «Я» – каким я хотел бы быть;

· идеальное «Я» – каким я должен быть, исходя из усвоенных моральных и иных образцов и т.д.

В процессе профессионального самоопределения каждый человек осуществляет мысленное движение от своего «Я» реального через «Я» динамическое к «Я» идеальному. Например, сегодня вы делаете некоторые успехи в музыке и знаете о своих способностях в этой области искусства, и в будущем видите себя профессиональным музыкантом. Но для того, чтобы ваши планы стали реальностью, необходимо разработать план действий и стремиться его реализовать.

При отсутствии четкого профессионального плана, определяющего пути получения будущей профессии, в процессе наблюдения за окружающим миром и за деятельностью людей, человек осуществляет попытку представить себя в будущем, перебирая в своем воображении различные варианты, в том числе и самые фантастические.

Внутри человека во время представления своей будущей профессии постоянно происходит сложная и интенсивная работа по сопоставлению себя с внешним миром. В своих представлениях человек видит себя в разных ролях. Перечень этих ролей может быть бесконечным и разнообразным. Высоты, на которые мы можем взобраться в своих мечтах, безграничны. Психология называет этот взгляд на себя «Я» фантастическое. Но, возвращаясь к своему реальному «Я», соотнося свои способности с возможностями их реализации, приходится, к сожалению, свои мечты и представления согласовывать с ними. Именно «Я» реальное – отправная точка всех планов человека, в том числе и профессиональных.

Недостатки знаний о себе, обедненность «Я-концепции» затрудняют профессиональный выбор, делают его недостаточно обоснованным, случайным в силу того, что затормаживают процесс соотнесения себя с миром и будущей профессиональной деятельностью.

Таким образом, профессиональное самосознание строится на базе общего самосознания личности. Профессиональное самосознание – это комплекс представлений человека о себе как профессионале, это целостный образ себя как профессионала, система отношений и установок к себе как профессионалу (А.К. Маркова).

Профессиональное самосознание включает:

· осознание человеком норм, правил, моделей своей профессии как эталонов для осознания своих качеств;

· осознание этих качеств у других людей, сравнение себя с неким абстрактным или конкретным коллегой;

· учет оценки себя как профессионала со стороны коллег;

· самооценивание человеком своих отдельных сторон – понимание себя, своего профессионального поведения, а также эмоциональное отношение и оценивание себя;

· положительное оценивание себя в целом, определение своих положительных качеств, перспектив, что приводит к позитивной «Я-концепции».

Большую роль в становлении профессионального самосознания имеет отнесение себя к общности других людей, прежде всего к профессиональной общности. Вместе с тем профессиональное самосознание становится еще более зрелым, если человек видит себя еще в более широком контексте, и если он обладает более глобальными видами сознания.

Отмечается, что профессиональное сознание всегда существует в динамическом соотношении с подсознанием, с неосознаваемым, что проявляется, например, в импульсивных действиях профессионала. Возможны противоречия между профессиональным сознанием, осознаваемыми профессиональными ценностями и неосознаваемыми установками.

Профессиональное сознание требует специальной работы по его развитию, формированию, но между тем оно зачастую складывается стихийно.

 

Лекция 13. Измерение и анализ физиологических и психологических рабочих нагрузок персонала

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.