Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Трудовые функции работника






Как правило, профессиональный труд представляет собой определенный набор функций (М.С. Гуткин, Г.Ф. Михальченко, А.П. Прудило др.). Это функции:

· не требующие видоизменения предмета труда (хранение, транспортировка, контроль);

· обеспечивающие качественное видоизменение труда, то есть ведение технологического процесса;

· обслуживающие средства труда (наладка, настройка, ремонт и др.);

· обслуживающие процесс производства (охрана труда обеспечение его безопасности, поддержание чистоты и нормальных санитарно-гигиенических условий и т.д.);

· организации и управления производством.

Группировка перечисленных функций может меняться с учетом специфики различных отраслей производства. Совокупность специальных знаний, опыта и навыков, необходимых для выполнения функций данного вида труда, закрепляется в конкретных формах деятельности – в определенной профессии.

В рамках функционального разделения труда обычно все работники подразделяются на пять функциональных групп:

1) технологическую (работники, занятые достижением непосредственной цели технологического процесса, т.е. связанные с качественным изменением предмета труда);

2) транспортно-складскую (основные функции работников – прием, хранение, учет и выдача материально-технических средств труда, транспортировка, погрузка и разгрузка сырья и т.д.);

3) ремонтно-обслуживающую (рабочие, выполняющие функции: налаживания, регулирования оборудования, распределения работ и обеспечения рабочих мест материалами и др.);

4) административно-хозяйственную (работники, осуществляющие административно-хозяйственные функции);

5) служебную (работники, выполняющие свои трудовые функции (служебные обязанности) под руководством специалистов или занятые доведением распоряжений руководителей до непосредственных исполнителей).

 

Психофизиологические компоненты работоспособности персонала:

Понятие термина «работоспособность». В исследованиях Г.Б. Суворова, В.А. Бодрова и др. работоспособность человека рассматривается как одно из основных понятий физиологии и психологии труда. Важность данного понятия определяется значимостью практических задач приведения условий труда в соответствие с психофизиологическими возможностями работающего человека. Вместе с тем, многообразие видов труда и психофизиологических систем человека, обеспечивающих его выполнение, обусловливает отсутствие общепризнанного понимания работоспособности.

Работоспособность человека рассматривают в основном в связи с условиями его профессиональной деятельности. Поэтому в самом общем виде ее можно определить как способность работать.

Более глубоки по смыслу представляется следующее определение работоспособности. Работоспособность - потенциальная возможность человека выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени.

Выделяют два уровня работоспособности:

1) Предел работоспособности ( резервный уровень работоспособности) – это способность работать в условиях, требующих предельной мобилизации всех физических и духовных сил;

2) актуализированный уровень работоспособности – это способность работать в соответствии с требованиями конкретной профессиональной деятельности.

Факторы, влияющие на уровень работоспособности.

Работоспособность человека и ее уровни зависят от двух групп факторов:

· внешних (включают требования специфики выполняемой деятельности: интенсивность, длительность и сложность работы);

· внутренних (уровень квалификации, индивидуально-психологические особенности и психофизиологическое состояние работника).

Работоспособность определяется косвенно по двум группам показателей:

1) характеристики производительности труда;

2) психофизиологическое состояние различных систем организма и психики человека.

Выделяют работоспособность умственную и физическую. При тяжелых физических нагрузках первично страдают мышцы, а при умственной — центральная нервная система. Тем не менее, столь прямолинейное разделение противоречит опыту физиологии и спортивной медицины и поэтому вряд ли может считаться верным. Ю. Р. Бобков и В.И.Виноградов указывают, что в обоих видах работоспособности наблюдается много общих моментов. В частности, при снижении физической работоспособности страдают соответствующие группы клеток центральной нервной системы.

В физической работоспособности выделяют силовую, выносливую и скоростную. Эти виды работоспособности изучались, главным образом, в сфере спортивной медицины, ибо представители различных видов спорта достигают наивысших результатов в случае тренировки специфичной для определенного вида спорта работоспособности. Например, стайер и спринтер нуждаются: один — в выносливой работоспособности, а другой — в скоростной.

Некоторые авторы выделяют виды работоспособности по характеру преимущественного вовлечения в деятельность органов и анализаторных систем, оцениваемых посредством составления профессиограммы. Например, для работы дефектоскопистов (работников, чья деятельность связана с просмотром большого числа деталей) важно длительное время сохранять способность зрительного различения и оценки элементов проверяемых деталей. Поэтому говорится о зрительной работоспособности, которая в данном случае всецело определяет эффективность выполнения трудовой задачи. Необходимо отметить, что проблема поддержания зрительной работоспособности в настоящее время приобрела особую актуальность в связи с широким распространением на рабочих местах персональных компьютеров.

Вместе с тем ряду авторов (Н.М.Рудный, В.А.Бодров) представляется спорной правомерность применять такое понятие, как «зрительная, двигательная и т.п. работоспособность», так как, по их мнению, «категория работоспособности — интегральное свойство человека, а не характеристика уровня функционирования какой-либо системы организма».

Стадии работоспособности

Детальный анализ характера изменений в функционировании основных психофизиологических систем позволяет выделить ряд возможных фаз изменения работоспособности в процессе деятельности:

1) фаза мобилизации (повышается неспецифическая и специфическая активность ряда эндокринных органов, сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной и психофизиологической систем; это сопровождается усилением эмоционального, а затем и волевого возбуждения);

2) фаза первичной реакции (может возникать в начале деятельности в результате внешнего торможения, вызванного в основном изменением характера поступающей информации и ее непредсказуемости и характеризуется кратковременным снижением почти всех показателей психофизиологического состояния);

3) фаза гиперкомпенсации (возникает в начальном периоде работы и характеризуется поиском энергетически оптимального режима деятельности, происходит избыточное приспособление к конкретным условиям деятельности в результате борьбы неосознаваемых установок на максимизацию и экономизацию усилий; нет точного соответствия психофизиологического состояния работника интенсивности и сложности деятельности);

Окончание фазы гиперкомпенсации свидетельствует об окончании стадии врабатывания.

4) фаза компенсации (все показатели качества деятельности повышаются и стабилизируются, что достигается сбалансированной активностью установок на экономизацию и мобилизацию усилий; уровень работы различных систем оптимален, необходимая и достаточная мобилизация основных и компенсаторных механизмов уже осуществлена);

5) фаза субкомпенсации (возникает как при снижении интенсивности и сложности деятельности, так и при их повышении; постепенно начинает задействоваться уровень резервной работоспособности);

6) фаза конечного порыва (возникает, когда работа заканчивается в фазе оптимальной работоспособности или в фазе субкомпенсации; характеризуется срочной мобилизацией через мотивационную сферу дополнительных сил организма, эмоциональным подъемом, притуплением чувства усталости и повышением работоспособности);

7) фаза декомпенсации (уровень резервной работоспособности перестает соответствовать основным требованиям деятельности, снижаются не только второстепенные, но и основные показатели деятельности; происходит при резком увеличении интенсивности или сложности деятельности, когда возникает состояние эмоциональной напряженности или при длительном продолжении работы в предыдущей фазе, в связи с истощением уровня резервной работоспособности);

8) фаза срыва (характеризуется значительным расстройством регулирующих механизмов резервного уровня работоспособности; возникает неадекватность реакции организма и психики на сигналы внешней среды, наступает резкое падение работоспособности, вплоть до невозможности продолжения работы);

9) фаза восстановления (возникает после окончания работы на фазе компенсации или в начале фазы субкомпенсации);

10) фаза суперкомпенсации (наступает после фазы восстановления в том случае, если в предыдущей фазе не было нагрузки; в этой фазе работоспособность превосходит свой исходный уровень).

Вышеописанная динамика работоспособности позволяет заключить, что работоспособность обусловлена способностью к мобилизации и накоплению энергетических резервов организма и психики человека.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.