Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика оценки продуктивности, устойчивости, распределения внимания и переключаемости индивида






Объем внимания характеризуется числом объектов, воспринимаемых одновременно в весьма ограниченный отрезок времени. Для изучения объема внимания используются две группы методов: 1) основанные на тахистоскопическом предъявлении букв, цифр, фигур; 2) основанные на отыскивании чисел.

В первом случае для предъявления стимульного материала необходимы тахистоскоп, экран и набор диапозитивов. Для обеспечения четкости восприятия материала необходимо соблюдать следующие правила: высота букв (цифр) должна быть 9…10 мм, толщина штрихов – 1, 5 мм, длина ряда знаков – 60 мм, расстояние от экрана до испытуемого 0, 75…1, 5 м, скорость экспозиции – 0, 07 ± 0, 02 с.

Показателем объема внимания служит количество объектов, воспроизведенных после их предъявления.

При изучении объема внимания методикой отыскивания чисел используются таблицы с расположенными вразброс числами (одно и двухзначными). Необходимо как можно быстрее отыскать и назвать (или записать) все числа в порядке возрастания. Для определения объема внимания используется косвенный показатель – скорость работы с таблицей. Например, с использованием Таблицы Горбова.

Исследование избирательности внимания:

Поскольку избирательность внимания в приведенных методах изучается на примере зрительных восприятий т. е. перцептивной деятельности, поэтому для точности вводится термин «перцептивное внимание».

Избирательность перцептивного внимания можно измерять с помощью

различных методик.

Во всех этих методиках задачей испытуемого является выделение

объекта из фона.

Методика Тест Мюнстерберга (ТМ), Тест Торндайка (ТТ).

Исследования устойчивости внимания были вызваны потребностями практики, в частности, поиском условий безаварийной работы, снижения травматизма, повышения производительности труда. Выбор того или иного экспериментального метода исследования внимания обусловлен тем, какой именно вид внимания подлежит изучению. При определении устойчивости непроизвольного внимания чаще всего используют аппаратные методы, а при исследовании произвольного внимания обязательным условием является учет активности самого субъекта. Устойчивость внимания обычно изучается в процессе длительной зрительно напряженной работы (не менее 10 мин). Наиболее распространенным стимульным материалом являются различные корректурные таблицы. В процессе выполнения задания испытуемый по сигналу экспериментатора отмечает объем работы, проделанной за каждую минуту. Показателем устойчивости внимания служит динамика эффективности деятельности испытуемого на протяжении всего времени исследования. Обычно в качестве основного критерия используется производительность (количество просмотренных строк или знаков), а качество работы (количество допущенных ошибок) выступает как дополнительный показатель продуктивности внимания.

Методика Корректурная проба

Корректурный метод был предложен Бурдоном в 1895 г. и с тех пор широ-ко применяется для исследования внимания в его различных вариациях (Я.Е. Ан-фимов, А.Г. Иванов-Смоленский и др.).

Для развития внимательности необходимо (Н.И. Шевандрин, Л.В. Тарабакина):

· развивать навыки работы в разнообразных условиях, не поддаваясь влиянию отвлекающих факторов;

· стремиться выполнять работу активно, ответственно;

· браться только за интересную, трудную, но посильную работу;

· устанавливать взаимосвязь внимания с требованиями дисциплины труда, развивать профессиональное внимание;

· формировать волевые качества личности, повышающие устойчивость внимания;

· формировать объем и распределение внимания как определенный трудовой навык путем одновременного выполнения нескольких профессиональных действий при высоком темпе работы;

· развивать переключение внимания посредством чередования видов деятельности и ее целей.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.