Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Создание каузальных петель






По сути, это еще один способ составления причин­но-следственных диаграмм, который, однако, позволяет осуществить и реализовать при анализе проблемы прин­ципы системного мышления, а именно:

- прозрение взаимосвязей, а не линейных цепочек причин и следствий, а также

- видение всего процесса или ситуации, а не от­дельных элементов.

Как правило, при этом используется принцип кру­говой структуры (закругленных стрелок), позволяющий в стандартной ситуации консультирования представить три петли обратной связи: «Кто?», «Почему?» и «Как?» (рис. 21).

Психотехнология каузальных петель опять-таки мо­жет использоваться как для проблем, так и для решений, причем последовательность действий здесь существенно не отличается в обоих случаях применения, но, конечно же, с учетом того, о чем говорит клиент: о настоящем или желаемом состоянии дел.

1. В то время как клиент говорит, запишите 7-10 ключевых слов из его рассказа на листе бумаги. Клю­чевые слова могут быть любого типа: действия, люди, убеждения, ценности, явления и т. д.

2. Нарисуйте стрелки, соединяющие ключевые сло­ва, которые будут обозначать взаимосвязи между ключе­выми словами и фиксировать течение рассказа. (Стрелки должны быть в форме дуги или полукруга, а не прямой ли­нии.) Положительное или усиливающее влияние может быть обозначено путем добавления под стрелкой знака «+». Отрицательное или ослабляющее влияние можно по­казать, помещая под стрелкой знак «-».

Рис.21

3. Когда ваш клиент закончит рассказ, просмотри­те вашу первоначальную карту. Проверьте ключевые сло­ва и предоставьте клиенту возможность отредактиро­вать их или добавить ключевые слова, которые вы могли упустить. Также рассмотрите и проверьте связи, кото­рые вы отметили между ключевыми словами.

4. Убедитесь в том, что вы «замкнули» петли об­ратной связи (все ключевые слова должны иметь, по край­ней мере, одну стрелку, идущую от них, и еще одну стрелку, указывающую на них).

Уточните карту, пытаясь учесть возможные по­мехи между связями и найти другие недостающие связи, которые могут являться важной частью рассказанной ис­тории.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.