Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ сильных и слабых сторон клиента, а также связанных с этим возможностей и опасностей






К сожалению, в целом ряде случаев клиент на­столько впадает в гипноз проблемы, что оказывается не в состоянии даже мало-мальски вразумительно ответить на сакраментальный вопрос «КАК?». В этом случае мож­но рекомендовать две дополнительные психотехнологии консалтинга: вспомогательную и основную.

Вспомогательной техникой в данном случае будет выступать психотехнология «Опрос экспертов», каковая делается так.

1. Предложите клиенту назвать имена трех чело­век, которые, на его взгляд, точно знают, как решить эту проблему.

2. Предложите ему, представив каждого из этих людей сидящими напротив, от их имени рассказать, как из НСД прийти в ЖСД.

3. Если клиент затрудняется, попросите его как бы войти в тело каждого из экспертов (физически, то есть заняв место напротив самого себя) и предложить какие-то шаги или решения.

4. Запишите все предложения, верните клиента на его место и обсудите все, что удалось узнать или полу­чить.

Основной же (не только для данного случая, но и вообще «по жизни») является достаточно известная психотехнологий SWOT- анализа, позволяющая в контекс­те проблемы, цели или задач будущего периода развития человека оценить и описать:

- сильные стороны клиента;

- слабые его стороны;

- возможности, вытекающие из сильных сторон, и

- опасности, связанные со слабыми сторонами.

с заполнением четырехклеточной матрицы следующего вида (рис. 17).

Рис.17

Психологически наиболее оправданной здесь явля­ется именно предлагаемая цепочка анализа:

 

Сильные стороны - Возможности - Слабые стороны – Опасности

 

так как любая другая последовательность может просто «утопить» клиента в «волнах» внутренних слабостей и внешних опасностей.

В режиме консультирования SWOT -анализ может использоваться для работы как с проблемой, так и с за­просом. В любом случае здесь используется следующая последовательность действий.

1. Возьмите лист бумаги, напишите вверху форму­лировку проблемы или запроса клиента, после чего остав­шуюся часть листа разделите на четыре квадрата.

2. Озаглавив левый верхний квадрат как «Силь­ные стороны», поощрите клиента к перечислению либо всех без исключения ресурсов, имеющихся у него, либо тех из них, которые как-то связаны с проблемой или за­просом.

3. Озаглавив правый верхний лист как «Возможнос­ти», предложите клиенту описать явно или неявно выте­кающие из этих его сильных сторон возможности решения проблемы или реализации запроса.

4. Озаглавив левый нижний квадрат как «Слабые стороны», попросите его перечислить все то, что ему мо­жет помешать

5. Теперь, озаглавив правый нижний квадрат как «Опасности», дайте клиенту описать все пугающие его в контексте разрешения проблемы или достижения цели аспекты внешней среды.

Как правило, уже сам по себе SWOT -анализ позво­ляет обнаружить реальные направления выхода из кри­зисной ситуации, что, однако, не исключает возможнос­ти дополнительной работы с клиентом, направленной уже на оптимизацию ситуации за счет использования небезызвестного вопроса «Как?» (в данном случае - «Как нам усилить собственные сильные стороны, вос­пользоваться представившимися возможностями, ниве­лировать свои слабые стороны и избежать открывшихся опасностей»).

 

1.5. Составление карты «Отсюда - Туда»

По сути, данная психотехнология может рассматри­ваться как заключительная в работе с обыденными про­блемами, поскольку в ней клиент вместе с консультантом как бы детально расписывает «маршрут» «перехода» из наличествующего в желаемое положение дел. Алгоритм выполнения психотехнологии карта «Отсюда - Туда»

следующий.

1. Используя горизонтально положенный лист бу­маги формата А4 и более, обозначьте на нем два «пунк­та»: «Здесь» и «Там».

2. Под словом «Здесь» опишите наличествующее со­стояние дел, а под словом «Там» - желаемое.

3. Теперь детально разработайте «маршрут» «Отсюда - Туда». Например, если клиент хочет через две недели очутиться на отдыхе в Турции, ему надо изучить характеристики отелей, связаться с турагентствами, определить и обговорить сроки и, как говорится, и т. д. и т. п.

4. В случае если клиент затрудняется описать весь «маршрут», попросите его предложить, как минимум, три шага в желаемом направлении и, обговорив, когда и как он их сделает, назначьте следующую встречу для последую­щей совместной работы с картой «Отсюда - Туда».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.