Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






X. О том, как измерить неизмеримое






Социально-психологическое исследование группы немыслимо без измерения ряда важнейших ее параметров. Так, бывает необ­ходимо установить, к какому социально-психологическому (цен­ностно-ориентационному) типу она относится; идентифицировать ее лидеров (а они могут быть разными, в зависимости от сферы проявления личностных свойств - надежность, душевность, способности и т.п.); выяснить социальный статус того или иного ее члена; определить уровень групповой сплоченности; узнать, какие человеческие качества в данной группе наиболее ценимы - " нарисовать" ее социально-психологический портрет; наконец, представить себе, из каких микрогрупп она состоит.

От уровня сплоченности зависит в принципе работоспособ­ность группы. Во многих развитых странах творческие коллективы расформировываются, если коэффициент их групповой сплоченности опускается ниже рекомендуемого психологами уровня.

Выявление лидеров позволяет более активно вести педагоги­ческую работу в группе, так как воздействие на лидеров дает максимальный эффект.

Знание взаимных симпатий и антипатий помогает определять связки людей, которым можно поручать совместное выполнение тех или иных заданий. Той же цели может служить и представление о существующих в коллективе микрогруппах.

Наконец, знание ценностно-ориентационного типа группы да­ет возможность определить, какие формы и методы работы для нее являются оптимальными и какого рода мероприятия помогут ей об­рести психологический комфорт, эффективность, долголетие.

Определение социально-психологического типа группы кор­ректнее всего осуществлять методом включенного наблюдения (мо­ниторинга), когда исследователь изучает группу на протяжении продолжительного времени, отмечая и классифицируя наблюдаемые в ней явления (в частности, слова и поступки ее членов, приня­тые решения и пр.). Статистический характер метода страхует от тех аберраций, которые практически неизбежны при любом экспресс-анализе, когда ответы на вопросу невольно корректиру­ются сиюминутными моментами - настроением респондентов, ло­кальными конфликтами и т.п. Мониторинг может быть дополнен анализом документов группы за тот период, в течение которого она существует (то есть, в нынешнем составе).

Вот умозрительные примеры такого рода наблюдений.

Допустим, мы приходим в клуб, именуемый " Клубом любителей кошек", и видим там девять человек с собаками и одного с кош­кой. Слушая их беседу, мы отмечаем, что 60% времени они гово­рят о собаках, 30% - о погоде и 10% - о кошках. Если, регуляр­но посещая клуб, мы видим, что ситуация повторяется, мы ставим его на оси X (см. гл.I) у темы " Кинология", а по оси Z - у от­метки " клуб общения", Ext=0 (см. гл.II).

Посетим другую комнату - с вывеской " Центр помощи инвали­дам". Если мы видим там девять человек, пьющих чай и беседую­щих на тему помощи инвалидам, и одного, иногда посещающего ин­валидов на дому, мы классифицируем этот Центр по оси X по теме " Социальная работа", а по оси Z - " клуб общения", Ext=10%, где последняя цифра характеризует процент времени, затрачиваемый клубом на работу внешней направленности. (Разумеется, мы не станем сообщать этим милым людям о результатах наших изыска­ний, дабы не обидеть их.)

Данные по оси Y можно получить, просмотрев соответствую­щие документы. Если организация общественная, они, по нашим представлениям, должны быть доступны. С организациями, доку­менты которых закрыты от широкой общественности, мы предпочи­таем на связываться.

К сожалению, в реальной практике чаще приходится обра­щаться к методикам более скоропостижного характера. В основе многих из них лежит метод социометрии [13; 15; 16; 26; 29; 32], позволяющий производить определение социальных статусов членов группы.

Как это делается?

Каждому члену группы выдается листок, на котором он дол­жен указать свою фамилию и ответить на вопросы. Они задаются в определенной форме и различаются по цели (опросы на выбор или отказ) и по темам.

Например, возможны следующие вопросы выборного характера:

" Если бы вы организовывали новый клуб, согласно своим идеалам, кого из клуба, членом которого являетесь сейчас, пригласили бы в новый - одного, в первую очередь?

_________________________________________

Если второго, то - кого?

Если третьего, то - кого?

_________________________________________"

Вопросы отказного характера строятся по принципу " Кого бы вы не взяли? "

Темы (по необходимости) могут варьироваться, а вопросы, соответственно, - иметь, к примеру, следующий вид:

" Кого бы Вы пригласили на свой день рождения? " " С кем бы Вы пошли в разведку? " " С кем бы Вы хотели петь в одном ансамб­ле? " и т.д.

Во время опроса необходимо строгое соблюдение следующих правил:

1. Отвечать на вопросы обязательно; если трудно сделать выбор, необходимо назвать любого;

2. Называть можно только фамилии из числа опрашиваемых (конкретного, строго определенного круга лиц, задействованных в опросе);

3. Себя называть нельзя;

4. Рекомендуемое максимальное количество выборов зависит от величины обследуемой группы [13] и приводится в таблице 4.

Существуют и дополнительные требования, предъявляемые к вопросам социологических анкет. Они носят, в основном, чисто психологический характер (конкретность, понятность, выявление эмоционально-психологического отношения, недопущение ограниче­ния выборов или отказов, убедительность необходимости опроса как такового и т.п.) [13].

Таблица 4

Численность группы Социометрическое ограничение
     
     
     
     
     
     
     

1.5

В простейшем случае можно не подразделять выбор на 1-й, 2-й и т.д., а нужные фамилии называть в произвольном порядке, но этот метод более грубый.

Выбранному в первую очередь начисляется максимальный балл, во вторую - на один меньше, в третью - еще на один мень­ше, и т.д. Например:

Акулов выбрал Ежевскую, затем Мурашова, затем Воробьеву; Борзов - Волкова, Галкину и Горностая;

Волков - Борзова, Горностая и Жука, и т.д.

Результаты выборов сводятся в таблицу 5, где опрашиваемые расположены в алфавитном порядке.

Допустим, Акулов выбрал 1-м выбором Ежевскую, 2-м - Мура­шова, 3-м - Воробьеву. В таблице на строчке N1 (Акулов) ставим баллы: в колонке N8 (Ежевской) - 3 (за 1-й выбор), в колонке N14 (Мурашову) - 2, в колонке N4 (Воробьевой) - 1.

Заполнив все строчки, подсчитаем сумму баллов у каждого респондента. Hекоторые выборы оказываются взаимными (неза­висимо от того, кто кого в какую очередь выбрал). Так, Акулову ответили взаимностью все трое, Мурашову - один, а Орловской - никто. Взаимные выборы выделяем кружочками (в таблице - звез­дочками).

Таблица 5

` Кого ` Кто `
1 Акулов
2 Борзов
3 Волков
4 Воробьева
5 Галкина
6 Горностай
7 Дятлов
8 Ежевская
9 Жук
10 Зайончик
11 Иволгин
12 Кулик
13 Левина
14 Мурашов
15 Орловская
Количество баллов

Теперь можно вычислять индекс (коэффициент) групповой сплоченности ИГС [4; 8; 9; 15; 29]. Каждый участник в данном примере сделал три выбора " стоимостью" в 3, 2 и 1 - всего на сумму 6 баллов. Общая сумма равна 6х15=90 баллов, где 15 - число опрашиваемых.Подсчитаем сумму баллов взаимных выборов.

У Акулова (1 колонка) из общей суммы (21) количество бал­лов взаимных выборов равна 3+3+1=7.

У Борзова (2 колонка) - 3+2=5. И т.д.

Итого по группе - 7+5+6+4+3+0+4+3+5+3+3+3+0+2+1=49 бал­лов.

сумма баллов за взаимные выборы 49

ИГС = --------------------------------- = ---- = 0, 54. общая сумма баллов 90

1.5

В простейшем случае ИГС подсчитывается без учета очеред­ности выбора, то есть, учитывается не количество баллов, а ко­личество выборов:

сумма взаимных выборов

ИГС = ------------------------- = общая сумма выборов

3+2+2+3+2+1+2+2+2+2+2+1 24

= ------------------------- = ---- = 0, 58

15х3 45

1.5

Определение социальных статусов членов группы произво­дится путем сравнения сумм баллов, полученных каждым из них в результате социометрии. 1-е место (высший статус) получает тот, кто набрал наибольшее число баллов. В нашем случае это Акулов. Он и является лидером группы по данной теме. Далее в список заносятся остальные члены группы в порядке убывания ре­зультатов. В случае равенства оценок выше располагается тот, кто получил большее число выборов. Если и в этом случае име­ется равенство - тот, у кого больше первых выборов. В случае абсолютного равенства в списке должна быть особая отметка.

В нашем примере члены группы, согласно своим статусам, располагаются следующим образом:

1 Акулов (21 балл)

2 Жук (9 баллов)

3 Дятлов (8 баллов)

4 Воробьева (7 баллов, 4 выбора)

5 Волков (7 баллов, 3 выбора, из них 2 первых)

6 Борзов (7 баллов, 3 выбора, из них 1 первый)

7-8 Зайончик (6 баллов, 3 выбора, из них 1 первый)

7-8 Орловская (то же)

9-10 Галкина (4 балла, 3 выбора, первых нет, 1 второй)

9-10 Мурашов (то же)

11-12 Иволгин (3 балла, 2 выбора, первых нет, 1 второй)

11-12 Кулик (то же)

13 Ежевская (3 балла, 1 выбор)

14 Горностай (2 балла)

15 Левина (0 баллов)

" Звезда" в группе одна - Акулов (21 балл).

" Предпочитаемые" - Жук, Дятлов, Воробьева, Волков, Бор­зов, Зайончик, Орловская (9 - 6 баллов).

" Пренебрегаемые" - Галкина, Мурашов, Иволгин, Кулик, Ежевская, Горностай (4 - 2 балла).

" Изолированная" или " отверженная" (возможно) - Левина. Все зависит от того, много ли у нее будет баллов по отказам при соответствующем опросе.

Можно считать, что уровень благополучия взаимоотношений

(УБВ) группы чуть выше среднего, так как представителей I и II

социальных уровней (" звезд" и " предпочитаемых") немногим боль­ше, нежели III и IV (8 и 7, соответственно).

Следующим видом исследования может быть составление соци­ально-психологического портрета группы.

Сначала заполняется анкета портретного опроса, рассчитан­ного на получение оценок человеческих качеств, соответствующих ценностно-ориентационным типам групп, как при референтометрии [15; 29].

Метод этот позволяет выявить социальный статус членов группы, как при социометрии, но с учетом не функционального, а ценностного фактора. Сначала производится взаимооценка членов группы с помощью анкет (1-й опрос), затем выясняется, чье мне­ние о себе (не более N человек) хотел бы знать тот или иной член группы (2-й опрос; он аналогичен социометрии). Число N, как и в социометрии выбирается в зависимости от величины обследуемой группы.

Анкета может иметь следующий вид:

" Название клуба_____________. Фамилия участника_________.

Оцените личностные качества членов Вашего клуба по пред­лагаемой шкале; избранные баллы внесите в таблицу (себя оценивать не нужно)."

Ниже помещается таблица, которая в нашей книжке имеет по­рядковый номер 6.

Таблица 6

Предельно обязательный 5, 4, 3, 2, 1 Безответственный
Неотразимо обаятельный 5, 4, 3, 2, 1 Непривлекательный
Весьма компетентный 5, 4, 3, 2, 1 Полный профан
Понятливый 5, 4, 3, 2, 1 Бестолковый
Гениальный 5, 4, 3, 2, 1 Бездарный
Альтруист 5, 4, 3, 2, 1 Эгоист
1 Акулов О Ц Е Н К И
           
2 Жук            
3 Дятлов            

...

14 Горностай            
15 Левина            

По результатам подсчета среднего балла члена группы по каждому параметру составляется итоговая таблица. В нее за­носятся фамилии членов группы в порядке убывания статуса (от лидера к аутсайдеру). Параметры оценок, грубо говоря, соот­ветствуют следующим качествам и типам групп:

альтруизм - нравственные - " воспитательный" коллектив;

гениальность - творческие - творческий клуб;

понятливость - ученические - ученическая группа;

компетентность - познавательные - клуб любителей;

обаяние - коммуникативные - клуб общения;

обязательность - деловые - функционерская группа. (Параметров опроса может быть и больше (например, " про-

фессионал-дилетант" и др.), каждому типу группы при этом может

соответствовать ряд качеств).

Такая таблица и являет собой социально-психологический портрет группы (см. табл.7).

Таблица 7

Соц. статус Фамилия Личностные качества
нравств. творч. учен. позн. коммун. деловые
1. Акулов 4, 7 4, 3 3, 7 3, 1 2, 5 4, 9
2. Жук 4, 8 3, 9 4, 7 4, 5 2, 9 4, 4
3. Дятлов 4, 2 3, 6 3, 3 4, 6 4, 3 4, 6

...

  Горностай 2, 5 3, 6 4, 6 4, 8 4, 8 1, 8
  Левина 1, 6 4, 2 2, 8 4, 3 4, 1 2, 0

Из таблицы видно, что лидеры имеют высокие оценки нравственных и деловых качеств; прочие качества не влияют на их статус. Данная ситуация типична для " воспитательного" кол­лектива.

Наконец, по результатам социометрии (табл. 5) можно попы­таться выделить микрогруппы [32]. Для этого в таблицу 8, ана­логичную таблице 5, в 1-ю строчку вписываются фамилия и но­мер (из таблицы 5) любого члена группы, имеющего взаимный вы­бор (и в 1-й столбец - также его номер).

Допустим, номер 1 - Акулов. В последующие строчки и столбцы вписываются фамилии и номера тех, кто находится с ним во взаимном выборе (4; 8; 14). Выборы помечаются крестиками,

взаимные - кружочками. Затем вписываются те, кто находится во

взаимном выборе со вторым записанным (с N4-м - кроме того,

N7-й), с третьим (с N8-м - более никого) и т.д. (с N14 - нико­го, с N7 - N15) до тех пор, пока эта цепь не обрывается (с N15

- более никого).

Затем то же повторяется с любым следующим, имеющим взаим­ные выборы, и т.д. (NN 2; 3; 5; 9; NN 10; 11; 12). Последними заносятся те, кто их не имеет.

Микрогруппы располагаются по диагонали, проходящей из ле­вого верхнего в правый нижний угол таблицы. Численность их, как правило, колеблется от 2 до 7 человек. Они обводятся жир­ной чертой и выглядят как квадраты (см. табл. 8).

Таблица 8

`.Кого Кто.
Акулов |
Воробьева | |
Ежевская | |
Мурашов | |
Дятлов | |
Орловская | |
Борзов | |
Волков | | |
Галкина | |
Жук |
Зайончик | |
Иволгин | | |
Кулик | |
Горностай |
Левина | |
                                             

Обследование групп желательно производить неоднократно и систематически. Это связано с тем, что в разные дни может на­личествовать разный контингент, что важно при социометрии. Да и сам сиюминутный статус индивида может колебаться во времени, в зависимости от его активности, результатов работы, поступ­ков, конфликтов и других причин.

Короче, результат обследования сам по себе благо, но луч­ше - статистика результатов.
XI. НЕМНОГО " ФАКТУРЫ"

Эту главу, в принципе, можно и не читать - разве что для самопроверки и дополнительного общего развития. Нам же текст ее кажется интересным тем, что, во-первых, он как бы вбирает в себя материал всех предыдущих глав, но, если в них мы препари­ровали жизнь группы, здесь дается попытка более целостной ее экспозиции и тут же - попытка анализа, что называется, осмысления ее. Во-вторых, материал, как нам кажется, отлича­ется узнаваемостью и может показаться " родным".

Собственно, это не что иное, как пример из столь милой нашему сердцу практики. Основан он на наблюдениях авторов за жизнью реальной группы, однако не является достоверным и точ­ным ее описанием. Исходя из жанра настоящей работы, многие ве­щи мы упрощаем, описываем очень приближенно, а из этических соображений вынуждены о чем-то умалчивать, а что-то изменять. Поэтому просим рассматривать его не как историческую хроноло­гию, а как демонстрационный макет.

В начале 80-х годов познакомились и подружились несколько молодых семей, живущих в одном микрорайоне одной из российских столиц. В каждой семье было по двое или больше детей возрастом до 2 лет. Сначала они случайно встречались на улице, гуляя с подрастающим поколением, а потом стали собираться и беседовать о нем в квартире одной из семей.

С этого момента можно говорить о неформальной группе, так как у них появился центр объединения, в данном случае - квар­тира как место сборов. Эту группу можно классифицировать так: Х - педагогика, педология, педиатрия; Y - общественное объеди­нение, управление коллегиальное, либеральное, Z - " клуб обще­ния", Int-группа.

В их встречах стал участвовать знакомый одной из семей, спортивный врач и ученый. Назовем его Виктором. Он поделился с группой своими идеями о приобщении детей к физической культуре с раннего возраста, и члены группы решили воспитывать свое по­томство по его методикам. Но для этого было необходимо специ­альное оборудование: домашний гимнастический комплекс и домаш­ний бассейн для обучения плаванию, нечто вроде очень большой ванны. Группа занялась кустарным изготовлением таких приспособлений для своих квартир.

Она осталась Int-группой, но стала уже не " клубом обще­ния", а гибридом " клуба любителей" и " творческого клуба", так как стала заниматься деятельностью. Это очень характерный мо­мент, на основании которого можно строить прогноз: группа раз­вивается в направлении удовлетворения высших потребностей сво­их членов. Она может впоследствии стать Ext-группой. Поскольку деятельность в сфере материального производства почти невоз­можна без управления, в группе стали складываться демократи­ческие процедуры и проявились лидеры. Таким образом, классифи­кация ее на третьем месяце жизни стала такой: X - педагогика, физическая культура, педология, педиатрия, столярное и слесар­ное дело; Y - общественное объединение, управление коллегиаль­ное, демократическое; Z - " клуб любителей - творческий клуб", Int-группа.

Когда в квартирах членов группы появились гимнастические комплексы, об этом узнали соседи и друзья семей, многим из ко­торых настолько понравилась методика Виктора, что они захотели к ней приобщиться. Тогда группа составила график, по которому каждая семья, имеющая комплекс, принимала у себя детей из дру­гих семей и проводила с ними занятия. Кроме того, группа стала изготавливать и размножать чертежи гимнастических комп­лексов и бассейнов и раздавать их желающим. Все это, естест­венно, делалось бесплатно.

Итак, у нее появилась внешняя деятельность, которая пока занимает небольшой процент группового времени (Ext=15%), так что группу мы по-прежнему классифицируем как Int-тип. Но этот момент очень важен для прогноза: энергетика группы растет, она движется к осуществлению деятельности на благо других людей. Необходимо заметить, что в подсчетах мы учитываем только груп­повое время, то есть, время ее членов, проведенное ими в " штатном" помещении или координируемое органами ее управления. Например, если кто-то из членов группы получил от ее руководи­теля задание изготовить чертежи, то время, затраченное им на это, мы относим к групповому. Очевидно, что у каждого члена группы есть основная работа, семейные обязанности, личные де­ла, и групповое время занимает лишь часть его досуга.

Через полтора года после первой встречи на квартире груп­пе удалось получить для своей деятельности помещение в доме культуры и статус " семейного клуба", то есть, она стала ле­гальной. Она организовала информационно-методический центр, в котором были данные о семьях, желающих воспитывать детей по методике Виктора. Когда в той или иной семье дети подрастали и надобность в оборудовании отпадала, оно передавалось другой семье; координировал же его распределение информационный центр. Также было налажено кустарное производство комплексов, причем, бедным семьям оборудование предоставляли в пользование бесплатно. Члены группы организовали специальный театр, в ко­тором играли и дети и родители. Они ездили с этим театром и пропагандировали здоровый образ жизни, демонстрируя в спектак­лях физическое и нравственное здоровье детей6 развивающихся по методикам, принятым в клубе. По примеру этой группы стали воз­никать и другие семейные клубы. Это приняло характер небольшо­го общественного движения, координирующим центром которого стала описываемая нами группа.

Теперь внешняя деятельность занимает до 90% группового времени, и ее можно классифицировать как группу действия - Ext-группу.

Через три года после первой встречи на квартире группа решила заняться реорганизацией своей структуры и форм деятель­ности для того, чтобы все это усовершенствовать и улучшить. Члены клуба стали подолгу обсуждать новую структуру, формиро­вать органы демократического управления, придумывать новые ви­ды будущей деятельности. Обсуждались также вопросы методики Виктора, так как у членов группы появились идеи по ее совер­шенствованию.

Часть группового времени, используемого ранее для внешней деятельности, теперь расходуется на внутреннюю, и хотя мы по-прежнему классифицируем ее как Ext-группу, новый коэффици­ент Ext=70% характеризует тенденцию к свертыванию внешней дея­тельности.

К сожалению, группа не смогла выработать общую политику и прийти к единым взглядам на методику Виктора. Более того, часть ее стала считать и методику, и деятельность группы в це­лом вредной для здоровья детей, по поводу чего возник конф­ликт. В течение нескольких месяцев группа занималась выяснени­ем отношений. Поскольку члены ее утратили возможность взаимо­действия, все прежние работы оказались блокированными.

Внешняя деятельность прекратилась полностью. На этом эта­пе группу можно классифицировать следующим образом: X - педа­гогика, физическая культура, педология, педиатрия; Y - общест­венная организация, управление коллегиальное, демократическое; Z - " клуб общения", Int-группа.

Клуб распался на несколько групп, одна из которых оста­лась в прежнем помещении. Именно ее мы условно считаем правоп­реемницей клуба и продолжаем наблюдать.

Прошло семь лет с момента первой встречи на квартире. Сферы интересов группы не изменились, однако, внешней деятель­ности стало на порядок меньше, по сравнению с третьим годом жизни. Например, тогда представлений театра было около 25, причем, более половины на выезде; теперь же - 5, и все - " до­ма". Группа помногу обсуждает методические вопросы, планы ра­боты и другие проблемы. В частности, воспоминания о былом конфликте поглощают не менее 25% группового времени.

Внешняя деятельность существует, но занимает не более 20% группового времени. На этом этапе мы классифицируем группу так: X - педагогика, физическая культура, педология, педиат­рия; Y - общественная организация, управление коллегиальное, демократическое; Z - " клуб общения", Ext=20%.

Помнится, в гл. Y-й мы писали, сколь осторожно надо об­ращаться с ярлыками. Здесь очень хорошо видно, как менялась группа на протяжении непродолжительного вроде бы периода, что вызывало эти изменения, насколько закономерны, объективны и предсказуемы были трансформации. Если бы мы добавили к этому результаты социометрических и др. замеров, можно было бы с большей точностью определять, скажем, степень влияния на груп­пу того или иного ее члена, наблюдать за формированием новых лидеров, предсказывать, какие (и поименно, и ментально) группы могут образоваться в результате раскола, квалифицировать наз­ревающие конфликты и известными способами снижать их остроту.

Будем надеяться, дорогой практик, что наш скромный опус помог тебе лучше систематизировать твои богатые жизненные наб­людения, и уж твоя-то группа будет непременно благополучной.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.