Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие внутригрупповой демократии и коллективизма.






Комиссары устанавливают равноправные отношения с " рядовы­ми" членами группы, независимо от разницы в возрасте (в мето­дике это называется " педагогикой сотрудничества", " дружеством поколений"). Неравенство может выражаться лишь в том, что тре­бования комиссаров к себе и друг к другу выше, а наказания строже, чем к " рядовым" членам.

Всемерно поощряется инициатива " рядовых"; при прочих рав­ных условиях реализуются их предложения, а не предложения ко­миссаров. Строго периодически в группе проводится общий сбор (" огонек"), являющийся высшим органом власти. Частота его и уровень конкретности решений, тактических разработок таковы, что деловой руководитель группы (дежурный командир), осущест­вляющий исполнительную власть и являющийся диспетчером наме­ченных дел (кроме " нештатных" ситуаций, которые относительно редки), вполне успешно справляется со своей задачей.

Основой общего сбора является " откровенный разговор", во время которого все вопросы обсуждаются с предельной искрен­ностью. Уровень критики и самокритики максимально высок; обя­зательным является выяснение мнений каждого члена группы.

Можно выделить следующие основные темы сбора:

- анализ отчетного периода (между сборами);

- планирование ближней перспективы;

- планирование дальней перспективы; (на полгода, год и более);

- глобальный ретроспективный анализ и оценка текущего состояния клуба;

- решение вопросов членства;

- решение вопросов методологического, законодательного и идеологического порядка.

Поскольку одним из важнейших на сборе является анализ со­вершенных дел и поступков, оценка человеческого облика каждого члена группы, частота сборов должна быть такова, чтобы не успели исчезнуть из памяти все значимые детали прошедшего пе­риода. Поэтому не рекомендуется проводить сбор реже, чем раз в две недели. Для большинства клубов приемлем недельный цикл. В условиях похода или лагерных сборов целесообразны ежедневные " планерки".

В случае, когда общий контингент многочислен (дружина ла­геря и пр.), все равно желательно проведение сбора полным составом, но в этом случае структуру и функции его желательно изменить следующим образом:

- совещания первой ступени - по вопросам личностного и конкретно-делового уровня проводить в малых группах - подраз­делениях, бригадах, отрядах численностью до 15, максимум до 30 человек (причем в плане воспитательном именно они являются важнейшими);

- полным составом - главный сбор, решающий следующие воп­росы:

а) законодательные;

б) членские;

в) общей информации и планирования;

г) разрешения конфликтов между подразделениями.

Присутствие всего состава участников необходимо, так как нередко возникают вопросы, которые нужно быстро (за 3-5 минут) обсудить на месте силами " самой широкой общественности". Они рассматриваются тут же по группам (" три минуты на шум"), и ва­рианты решения выдвигаются самым легитимным образом.

Общий сбор выбирает (назначает) командиров всех рангов - от руководителя группы из 2-3 человек, сформированной для вы­полнения простого задания, до дежурного командира (дежкома) клуба или лагерных сборов.

Одним из важнейших в коммунарской методике является прин­цип взаимоподчинения, при котором каждый член группы в ка­кой-то период является чьим-то руководителем, и каждый (вклю­чая комиссара) - подчиненным. В детских клубах обычно бывает ситуация, когда ребенок командует взрослым лидером, а общий сбор наказывает последнего за невыполнение распоряжения коман­дира. Такая система, вкупе с анализом поступков, регулирует лидерские притязания и развивает навыки организатора у каждого члена группы.

Период командирства может быть различным - от нескольких часов, потребных для выполнения конкретного задания, до меся­цев и даже года, если на этот срок избирается командир клуба. Дежком лагерных сборов может иметь суточные полномочия - тако­ва интенсивность жизни лагеря, нагрузка на командира.

Для становления организатора важно, чтобы усложнение уровней задач происходило постепенно. В тех случаях, когда за­дача не требует высокой квалификации исполнителя, возможно назначение даже на роль командира человека из числа новичков, пробывших в клубе всего несколько дней. При этом ему могут дать статус командира-стажера, выделив ему в помощь команди­ра-инструктора, имеющего, кроме опыта, задатки педагога и чувство такта. Задача последнего в этом случае - не вмеши­ваться, пока ситуация терпит, а советы давать, по возможности, в косвенной форме, заставляя новичка мыслить самостоятельно.

Общий сбор может использовать механизм поощрений и нака­заний. Специфическим для коммунарских групп является такое на­казание, как " разгрузка", " санаторий" - лишение права работать в течение следующего периода (суток, недели). Особенно эффект­но выглядят переноска рюкзака наказанного участника похода, кормление с ложечки и прочий сервис. На фоне интенсивной рабо­ты остальных членов коллектива подобная мера оказывается достаточно крутой.

(Здесь важно не переборщить, уловить момент, когда слиш­ком навязчивое " бытовое обслуживание" может оскорбить челове­ческое достоинство " клиента". В каждом случае уровень опреде­ляется индивидуально.)

Специфическими у коммунаров бывают и способы принятия ре­шений. Так, в некоторых группах все или, по крайней мере, важ­нейшие вопросы (членства, идеологии) решаются единогласным го­лосованием всех членов группы, имеющих право решающего голоса. При одном воздержавшемся решение вопроса откладывается.

Казалось бы, такой метод должен способствовать развитию чувства стадности. Ан, нет.

Во-первых, в процессе демократической дискуссии, пред­шествующей принятию решения, каждый может изложить и аргумен­тировать свою точку зрения. Затем, если первый тур голосования к решению не привел, можно еще раз попытаться кого-то переубе­дить. Нередко бывает, что один ребенок переубеждает всех остальных, в том числе и взрослых. Многие группы, испробовав этот принцип на практике, распространяют его на обсуждение буквально всего обсуждаемого: " Так мы учимся думать и гово­рить".

Наконец, если важное решение долго не принимается, меха­низм единогласия начинает работать на другие важнейшие задачи

- формирование микроклимата и сохранение чистоты рядов. Каким образом?

Член группы знает, что для решения вопроса всем надо прийти к единому мнению. Если его позиция отличается от пози­ции большинства, то:

- в случае, когда расхождение не носит принципиального характера, он, скорее всего, снимет свои возражения из чувства дружеской лояльности к остальным и попытается убедить себя, что так лучше (при этом на психологическом уровне снижается острота скрытого конфликта между большинством и меньшинством);

- в случае, когда противоречие носит принципиальный ха­рактер (идеологический, психологический), противник общего ре­шения невольно начинает регулярно препятствовать клубу в осу­ществлении его замыслов и может быть отторгнут группой. Такой исход, несмотря на кажущийся ущерб, поражение, все же следует почесть за благо, так как группа данного типа по определению должна быть коллективом друзей и единомышленников.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.