Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






IX. Об одной старой методике, к сожалению, недостаточно известной, чтобы быть забытой






Неформальные группы в силу своих особенностей становятся сферой раскрытия не только самых неожиданных способностей че­ловека, но и самых разных черт его характера, " полем боя" раз­личных систем мировоззрения, норм морали, иногда взаимонепри­емлемых, хотя все они могут находиться в традиционных, с точки зрения общества, рамках.

Считается бесспорным, что клубу присущи воспитательные функции - в той или иной степени, в зависимости от социаль­но-психологического (ценностно-ориентационного) типа клубной группы, от ее целей и задач. Однако в большинстве клубов, где критерии нравственности не строже общепринятых, воспитательный эффект собственно группы бывает исчезающе мал. Нельзя сказать, что это плохо, так как данный тип ее не предназначен для реше­ния педагогической задачи; у него свои благородные цели, и в своем роде он незаменим.

Но в некоторых группах, особенно в коллективе, критерии морального плана, являясь важнейшими и, как правило, весьма строгими, выдвигают воспитательные задачи на первый план.

Психологи, в большинстве своем, сходятся на следующих трех цифрах (с небольшими отклонениями): 4; 10; 12.

Считается, что к четырем годам, в основном, складывается характер человека, к десяти формируется тип интеллекта, к две­надцати - система мировоззрения. Это значит, что после назван­ного срока внести коррекцию в данную область значительно труд­нее, чем до. Перевоспитание подростка значительно более " энер­гоемко", нежели воспитание ребенка.

Работая со взрослыми, сложившимися людьми, даже воспита­тельные группы решают задачи не столько по перевоспитанию че­ловека, сколько по " селекции" и " доводке". Это значит, что группа, имеющая жесткие критерии членства в нравственной об­ласти, способна создать неприемлемые условия для нравственно чуждого ей человека и, наоборот, вобрать в себя членов трех условных рангов:

1) " готовых", то есть, тех, чья личная мораль соот­ветствует общегрупповой как по нормам, так и по уровню созна­ния;

2) " предрасположенных", чья мораль в целом непротиворечи­ва групповой, но нуждается в коррекции и совершенствовании;

3) конформистов, чьи взгляды зависят от взглядов ближай­шего окружения - в этом случае конформный член группы принима­ет ее мораль и, находясь в ее составе, действует в соот­ветствии с ее установками.

Чаще всего в " воспитательном" коллективе, не осознающем себя таковым (а считающим себя функционерским, творческим, об­щенческим и т.д.), логика мотиваций имеет следующий вид:

- Мы собрались, чтобы работать (творить) на благо людей, ради их нравственного совершенствования (вариант: " Мы собра­лись ради общения с целью своего нравственного совершенствова­ния"). Поэтому в наших рядах не должно быть людей аморальных, с нашей точки зрения.

Однако ориентация на, якобы, главную деловую (творческую) задачу (правда, на нравственной основе) на самом деле ничего не меняет по сути, так как в результате главной всегда оказы­вается задача воспитательная.

Клубы различных типов из широкого спектра форм и методов работы выбирают каждый - свои, специфические. Из них наиболее привычными кажутся те, которые встречаются в профессиональной практике (репетиции, тренировки, занятия в мастерских, экспе­диционные сборы, творческие дискуссии), а также те явления, к которым мы привыкли в общественной жизни (авторитарный или, напротив, либеральный стиль руководства, пассивность " рядовых" участников, конфликты).

Методы же создания и формы работы коллектива кажутся иногда экзотическими, но лишь потому, что задачи подобных групп до середины 80-х годов противоречили реальным установкам бюрократической системы общества, вследствие чего не поощря­лись, не пропагандировались, не культивировались; сами такие группы были (и пока еще являются) большой редкостью. В послед­ние годы потребность в коллективах и коллективистах резко растет, так как без их участия решение назревших проблем об­щества сильно затруднено, если не невозможно в принципе.

(Было бы интересно поразмыслить вот на какую тему: с од­ной стороны, тот пионерский " коллективизм", присущий недавней еще личине нашего общества, где личность долженствовала слу­жить государству и " народу" (как будто сама она - не народ), - тот " коллективизм" в мировой практике себя как-то не оправдал. У нас же некоторые сопутствующие ему черты ментальности помо­гали человеку элементарно выжить " в миру". Теперь он, по идее, отойдет, отомрет как и все противоестественное. Его место, ви­димо, займет нечто иное, что мы условимся называть в этой книжке коллективизмом без кавычек и что воспевалось и воспева­ется даже современными писателями-романтиками, даже из разви­тых проклято-капиталистических стран. С другой стороны, в числе национальных наших черт не последнее место занимает так называемая соборность, которая в чем-то сродни коллективизму. К чему придет наше общество, что примет и что отвергнет, зай­мет ли в нем свое место коллективизм без кавычек, понадобится ли та методика, о которой пойдет речь в этой главе? Мы наде­емся, что - да.)

В " воспитательных" коллективах, как правило, делаются по­пытки решения следующих задач:

- создания развитой внутригрупповой демократической системы;

- обучения всего состава группы приемам организации (ра­боты ли, жизни клуба); увеличения числа ситуативных лидеров;

- соблюдения чистоты рядов группы в моральном и психоло­гическом плане; поддержания на максимально высоком уровне че­ловеческих отношений в коллективе; критики чрезмерных личных притязаний, высокомерия и чванства; сдерживания лидерских ам­биций (вплоть до отторжения от группы членов с " наполеоновски­ми" или менторскими замашками);

- обеспечения высокой рабочей эффективности группы. Решение этих задач требует создания в клубе соответствую-

щего механизма. Такой механизм был создан группой ленинг­радских педагогов во главе с И.П.Ивановым (впоследствии, как всегда у нас, едва ли не на смертном одре, - академиком педна­ук) в конце 50-х гг. в рамках разработанной или коммунарской методики [10 - 12; 27; 34 - 36].

Цели ее можно представить следующим образом:

1. Воспитание человека в духе коммунистической морали, коллективизма (если кого-то смущает слово " коммунистической", пусть успокоится, узнав, что методика, в принципе, не нужда­ется в политизации и зиждется на тех общечеловеческих цен­ностях, к которым пришла цивилизация к концу данного столетия; если же смущает и это словосочетание - своей неконкретностью, например, - то добавим, что имеются в виду ценности, связанные с " экологией человека", с проблемой выживания человека как ин­дивида и человеества как вида; специфическая терминология и атрибутика коммунарства, являясь данью эпохе, сами по себе ма­ло что определяют).

2. Выработка активной жизненной позиции, независимости мышления, самостоятельности; становление социальной состоя­тельности.

3. Развитие организаторских навыков, умения анализиро­вать.

4. Раскрытие творческих способностей.

Основные отличительные особенности методики:

1. Формирование личности в процессе деятельности трудово­го коллектива.

2. Создание системы развитой демократии, самоуправления.

3. Поиск нетрадиционных, творческих форм работы, способов осуществления намеченных дел.

Остановимся подробнее на каждом из трех пунктов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.