Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Параллелограмм развития внимания по Л.С. Выготскому






Титченер выделял 4 стадии культурного развития внимания:

1. Примитивное – натуральное

2. Внешнее опосредованное

3. «наивно-психологическое» у ненормальных

4. Вращивание.

Выготский рассматривал развитие внимание на эксперименте (Келер формировал внимание на отношение признаков у кур..) на детях. Нужно было указать под каким стаканом орех. Сверху стакана серый и темно-серый. Нужно было темный. Вначале тяжело. Потом обращали внимание на «отношение»

Потом детям указывали признак – они его понимали.

Потом произносили «совестная формулировка», что надо выбирать темный.

Потом уже делали это молча (внутреннее проговаривание и вращивание).

Гальперин рассматривал внимание как формирование умственных действий:

1. мотивация

2. Схема – ориентировочный план действий.

3. Выполнение в материальном виде.

4. Выполнение с проговариванием как контролем за действием.

5. Внутреннее проговаривание.

6. Внутреннее проговаривание, автоматизация действия – сокращение действия во внутреннем плане.

Модели внимания.

Фильтр
Канал
ДП – (инструкция)
С Р
КП
Ответ

Модель селекции Бродбент

 

 

Эта модель была построена после эксперимента, когда на два уха поступала различная информация. Релевантная и нет. До фильтра обработка идет неосознаваемая. После фильтра канал с ограниченной пропускной способностью. Проще, когда признаки имеют различные признаки (мужчина и женщина говорят).

Трейсман развивала этот эксперимент и сделала вывод о наличии уровней фильтров:

Она же говорила об Атеньюатореослабляющим фильтре для ненужной информации – вдруг пригодиться?

Фонематический фильтр, потом семантический.

Теория Канемана

Считал, что уровень активации ограничен, то есть внимание как психическая энергия – ресурс имеет предел.

1. Физиологические ограничения; 2. Психические – степень возбуждения, утомления.

Так, внимание как ограниченный ресурс – всегда есть запасные ресурсы- равные предельно вложенным ресурсам минус реально вложенным в решение задачи.

Ответ
Возможные действия
Оценка требований задачи к ресурсам
Политика распределения ресурсов внимания
Ресурсы внимания
Мгновенные интенции (произвольные)
Непроизвольное/ постоянные диспозиции
1. Физиол. 2. Психологич. ограничения

 

 

Так проводилась методика вторичной(двойной) задачи.

1. Восприятие цифр, удержание их в памяти.

2. К каждой цифре прибавить число.

Затем вторичная задача – ТОС. Основная задача – решить основную задачу (за деньги)

Считалось количество ошибок

Первичная задача
Зрачокк
% Ошибок
Время
Вторичная Зрачок (d)     Зрачок (d)

 

Найсер

Он считал, что внимание не ограничено ресурсами. По 4 часа в день заставлял студентов читать и писать разные сложные тексты одновременно и им удавалось!

Внимание считал отбором схем перцептивного цикла. По-этому дело даже не в фильтре, а в отсутствии сформированных адекватных схем для задачи.

 

Все о внимании.

Основные проблемы внимания – невозможность выделить его в самостоятельную форму психической деятельности. Внимание (как и память) относят к обслуживающим функциям.

Внимание не имеет самостоятельного продукта. Поэтому его отождествляли с другими психическими функциями, чаще с восприятием.

Добрынин - избирательность направленность на объекте (деятельности) и сосредоточенность на нем. Выбор; Удержание.

Вундт – фиксационная точка сознания. Зона апперцепции (процесс и результат)– психическая активность.

Титченер – «сенсорная ясность» свойство ощущения, его особое положение в сознании, нервная предрасположенность (биологический характер внимания) Внимание придает нашему труду большую продуктивность и лучшие результаты

Эббингауз – выбор одного нервного возбуждения, тормоз остальных;

Георг Мюллер – «сенсорнаяподдержка ощущения» - механизм, когда раздражение идет до коры, а потом обратно к органу чувства удерживается и усиливается.

Блонский – преобладание симматикотонических рефлексов над ваготоническими, иначе «максимальное бодрствование. Внимание как подкорковый процесс в развитом виде корковый.

Корниловустановкаорганов чувств на лучшее восприятие объекта.

Рубинштейнчасть сознания наиболее отчетливая.

Бродбентфильтр (на нерелевантную) в системе переработки информации.

Гальперин – функция умственного контроля.

 

 

Рассеяность и ее виды.

Антипод внимания – рассеянность.

1) Бездумиерассеянное внимание. Эффект time gap, когда дальнобойщики не помнят период монотонной езды.

2) Ученическая рассеянность – СДВГ, рассеянность, не способность концентрироваться, отвлекаемость;

3) Профессорская (поэтическая) сосредоточенность (на мысли) снижение реагирование на внешние воздействия;

4) Старческая – невозможность отвлекаться на внешние воздействия, а также сосредоточиться. Феномен умственной жвачки – на одной мысли все зависает.

 

Виды внимания и их характеристика.

Непроизвольное (когда нет цели):

1. Вынужденноевидовая характеристика реагировать на определенные аспекты среды:

-внезапный, сильный, новый, двигающийся раздражитель

2. Невольное – внимание связанное с нашими потребностями и эмоциями.

3. Привычное (профессиональное) зависит от индивидуального опыта, относится к нашим интересам.

Произвольное, когда есть сознательное намерение и цель.

1. Волевое – наблюдается при наличии борьбы мотивов, когда необходимо заставлять себя силой.

2. Спонтанное – когда борьба мотивов ушла, дается легко, с чувством поглощенность;

3. Выжидательное – долго и сосредоточенно что-то ждать.

4. Послепроизвольное – внимание на объекте ценном, не требует усилий.

Внимание бывает:

Непосредственное/опосредованное.

Оно может быть (по объекту):

-перцептивное (на образы)

- обонятельное, вкусовое..

-сенсорное (на пороги)

Мыслительное (внутренние процессы)

Исполнительные – движение

- аффективное пр.

 

Виды внимания по процедуре исследования:

1. Селективное (сфокусированное) – измеряется при помощи методик, где предъявляются несколько потоков информации, и необходимо реагировать только на один. Пр. «Метод селективного слушаниея\вторения\смотрения». Где нужно, слушать, повторять или смотреть на один из потоков информации.

2. Распределяемое внимание, когда необходимо решать 2 и более задач. Пример – методика вторичной задачи (позже описана подробнее)

3. Продолжительное – задачи на бдительность. Например ТОС – следить за сигналом на фоне шума.

Свойства внимания:

1. Направленность на объект.

2. Степень – сила, интенсивность

3. Объем (Площадь)

4. Концентрация (производное от площади и интенсивности)

5. Устойчивость во времени

6. Колебания – непроизвольная смена степени.

7. Отвлечение – непроизвольная смена направленности. Переключение – произвольная смена направленности

8. Распределение – умение направлять внимание не несколько различных действий (спор о том, то ли это быстрое переключение \ то ли уровневое выстраивание внимания)

9. Гибкость – подвиды: 1) Инертность внимания – неспособность завершить старую деятельность 2) Аккомодация – быстрая настройка на новую деятельность.

 

Развитие внимания:

Органической основой внимания моно считать протекание рефлексов по принципу доминанты. У новорожденных 2: пищевая, изменение положения.

Выделяют две линии развития внимания: натурального (непроизвольного) и культурного (произвольного с использованием средств). Итогом этого является параллелограмм развития памяти.

Эксперимент Леонтьева.

Люди разного возраста подвергались методике двойной стимуляции.

Первый ряд стимулов выполняет функцию объекта, на который направлена деятельность испытуемого. Стимулы второго ряда (стимулы-средства; карточки) служат для испытуемого инструментом, средством (карточки) Методика разработана Л.С. Выготским и А.Р. Лурия.

1. Дошкольники не использовали средства. (плохо решали все)

2) Младшие школьники использовали немного, то есть при помощи внешних средств овладевали (лучше с карточками)

3. Старшие школьники допускали меньшее количество ошибок, имея развитое опосредованное внимание (ещё лучше с карточкам).

4) Для взрослых карточки лишь мешали, поскольку развито внутреннее внимание и внешние средства не нужны. (лучше без карточек (рисунок можно продолжить))






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.