Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Закон Стивенса. Процедура вывода.






В психофизике существует 2 подхода к измерению интенсивности ощущений – косвенный и прямой.

Идея возможности прямого измерения величины ощущения была реализована в работах С.Стивенса. Позиция Стивенса проста и логична: мы можем попросить человека прямо оценить величину своего ощущения, используя число, и его числовые оценки будут достаточно надежно отражать величину ощущения.

Стивенс проводил опыты по построению психофизических функций (предлагал исп-м прямо оценивать величину громкости тональных сигналов) в рез-те сформулировал степенной закон: R=k*S^b т.е. сила ощущения – это степенная функция от изменения интенсивности стимула.

Принципиально отвергал возможность равенство ЕЗР, но ввел предположение о равенстве относительных ЕЗР, полагая, что величина ЕЗР не может быть постоянной, а увеличивается с ростом инт самого ощущения.

1) принимается справедливость закона Бугера-Вебера о том, что величина отн разностного порога постоянна во всем диапазоне изменения величины стимула: {d = треугольничек в идеале} dS/S=k

2) постулируется равенство отношений ЕЗР к величине самого ощущения во всем диапазоне изменения ощущений: dR/R = c2, отсюда dS/kS=dR/c2R

3) вопреки собственным представлениям о дискретности сенсорной шкалы предполагается непрерывность сенсорной оси и, следовательно, адекватность использования математических операций дифференцирования и интегрирования: dS/kS=dR/c2R, а затем c1/k «значок логарифма под которым S» dS/S = «значок логарифма под которым R» dR/R

вывод окончательной формулы: c2/k ln S + c4 = ln R или c4 S^(c2/k) = R + c5 и, наконец R= c S^n + d

 

 

12) Общее представление о восприятии.

ИЗ ХРЕСТОМАТИИ
Есть три определение хрестоматии:
Из большого псих.словаря «субъективный образ предмета, явлений или процессов, воздействующих на анализатор...Это сложный процесс формирования перцептивного образа...»
По Шифману «систематизация, интерпретация и осмысления сенсворной информации, это результат упорядочения ощущений и превращения их в знания о предметах.»
По С.Корену «это осознанный опыт, связанный с воздействием предметов и отношении м-ду ними».


По Уточкину:: D
Восприятие – активный процесс построения осознанного образа целостных предметов и событий окр мира, основанный на воздействии физической энергии на орг чувств.

Ощ. и воспр. – познавательные процессы. Их продукт – образ. Образ ощущения – сенсорный, образ воспр – перцептивный.

Восприятие - Субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующеrо на анализатор... Сложный психофизиолоrический процесс формирования перцептивноrо образа... Как образ восприятие есть непосредственное отражение предмета (явления, процесса) в совокупности ero свойств, в ero объективной целостности»

2. По Х. Шиффману, восприятие включает систематизацию, интерпретацию и осмысление сенсорной информации, это результат упорядочения ощущений и превращение их в знания о

предметах и событиях физическоrо мира.

3. Восприятие ­ это осознанный опыт, связанный с воздействием предметов и отношений между предметами.

Разные авторы подчеркивают, что восприятие или перцептивный образ представляет собой активный процесс, создающий осознанное психическое отражение предмета и ситуации в целом в виде целостнoro знания и возникающий при непосредственном воздействии предмета на орrаны чувств. Особо подчеркивается, что это активный и созидательный процесс, опосредствованный индивидуальным опытом субъекта, рассматриваемый как решение им cвoero

рода перцептивной задачи. В качестве синонимов восприятия в психолоrической литературе также используются термины «образ восприятия» или «перцептивный образ».

 

13) Основные свойства перцептивного образа.

Олпорт выделяет 6 классов перцептивных феноменов:

1) Сенсорное качество и его количественная представленность в образе восприятия. (самое непосредственное и содержательное из всех, ибо характеризует живую чувственную ткань образа)
2) Фигура и фон как обязательные атрибуты перцептивного образа образуют структуру нашего восприятия. Это означает, что воспринимаемый мир всеrда структурирован на фиrуры и фон.
3) Константность восприятия — одно из свойств образов восприятия, явно отличающих их от сенсорных образов. Оно проявляется в относительной неизменности воспринимаемых признаков предметов при изменяющихся условиях восприятия. (при значительном изменении условий их восприятия, т. е. при изменении проксимальной стимуляции).

 

Константность – постоянство прецептивного образа.

1. Константность формы:

a) основана на учёте наклона объекта; если нет информации о наклоне объекта в плоскости под углом к направлению взгляда, то константность нарушается;

b) основана на различении удалённости сторон объекта; при различной удалённости сторон объекта обе стороны прямоугольника воспринимаются равными; коэффициент константности зависит от наклона объекта, с увеличение наклона константность падает;

2. Константность размера. Определяется физической величиной объекта, а не величиной сетчаточного изображения. Пример: при отдалении руки от себя мы не замечаем уменьшения видимой величины, хотя угловая величина уменьшается, так как мы знаем, что размер руки постоянен. Редукция признаков абсолютной удалённости приводит к исчезновению константности размера.

3. Константность освещенности и цвета объекта. Несмотря на различную освещённость, человек верно воспринимает цвет одного и того же объекта. Константность цвета нарушается, если источник света расположен за объектом, и видна лишь форма объекта.

4. Константность видимого положения: мы не воспринимаем мир постоянно движущимся, а чувствуем его стабильным.

5. Константность восприятия запаха – вне зависимости от того что при различной глубине вдоха на рецепторы попадает разное число молекул мы чувствуем запах одинаково

Коэффициент константности – отношение осуществившейся компенсации (компенсации изменения зрительного угла или наклона) к требуемой для полной константности компенсации):

Константность - свойство перцептивного образа сохранять постоянство своих характеристик при изменении условий В. Наиболее известные виды константности: размера, формы, цвета, глубины, скорости. Брунсвик и Таулес предложили следующий эксперимент: два коридора, в одном световое пятно, находящееся на известном испытуемому расстоянии, его размер он может менять. В другом коридоре на разных расстояниях предъявляется еще одно пятно. Испытуемый должен подобрать пятно того же размера, что и предъявляемое. Пока в коридоре есть двери, ошибки небольшие, но когда притушили свет, а двери завесили черными простынями, с воспринимаемыми размерами началось просто нечто невообразимое. Формула Брунсвика-Таулеса: k *100%

V – Видимая величина объекта; P – Проекционная величина объекта; R – Реальная величина объекта;

1) коэффициент константности равен единице – человек видит предмет таким, какой он есть, полная компенсация, в жизни это встречается редко, обычно коэффициент константности отклоняется;

2) коэффициент константности равен нулю – компенсация отсутствует, нет константности, бывает при полной редукции признаков;

3) коэффициент константности больше единицы (сверхконстантность) – человек видит предмет не больше по размеру, а ближе

Константность воспринимаемой скорости (действует на относительно близком расстоянии):

1. Воспринимаемая скорость зависит от феноменального расстояния, проходимого за единицу времени.

2.Воспринимаемая скорость зависит от характера окружения движущегося объекта, то есть от размера системы отсчёта, в которой объект движется; воспринимаемая скорость обратно пропорциональна размер ближайшего обрамления.

Пример: в прямоугольниках различной величины круги движутся с одинаковой скоростью – человеку кажется, что круг в большем прямоугольнике движется медленнее; это называется эффект транспозиции скорости (Браун):

a) Если система отчёта движущегося объекта меняет свои линейные размеры, то чтобы не изменилась феноменальная скорость, надо на туже величину изменить скорость объекта;

b) Воспринимаемая скорость зависит от времени, необходимого для того, чтобы объект передвинулся с одного края системы отчёта к другому; например, два объекта движутся в разные скорости и их скорости кажутся больше, чем есть на самом деле;

Транспозиция зависит от впечатления темпа относительного смещения и от впечатления скорости прохождения феноменального расстояния.

 

4)Феномен системы отсчета — мы, не задумываясь, называем что-то «тяжелым» или «громким» не с потолка, а в сравнении с какими-то внутренними эталонами. Все относительно, все субъективно, восприятие — не исключение!

5) Предметный характер восприятия — фундаментальное свойство перцептивного образа, наиболее универсальное и всеобъемлющее, ибо объединяет все предыдущие. Суть в том, что мы не воспринимает сотню свойств какого-то объекта разрозненно и отдельно, мы видим «яблоко» как предмет, со своим смыслом, а значит, реально существующим. Это все из-за того, что спицифика нашего восприятия такова, что мы воспринимаем по многим модальностям ощущения ОДНОВРЕМЕННО, оттого они и суммируются в предметы.

Предметный характер - это стремление к опознанию фигуры как известный или неизвестный предмет и это опознание сопровождается 1) реальностью 2) объективированность (вынесенность это объекта за пределы нашего тела и сознания). Полимодальность — это объединение образов разных модальностей в один образ.

ПРИМЕР! Куб Неккера, ну тот, что...погуглите...всего его в школе рисовали на геометрии: 3 ИЛИ ЖЕ невозможные изображения. Это всякие лестницы, в середине из восходящих ступенек внезапно переходят в нисходящие...

6) Избирательных характер восприятия — зависит от двух важных свойств: индивидуальные различия + доминирующая перцептивная установка (готовность субъекта что-то воспринимать).

Под перцептивной установкой в психолоrии понимается готовность субъекта к восприятию чеrо-либо. Феноменально влияние установки выражается в большей ясности восприятия объекта.

Одним из важнейших свойств восприятия, вьделяемым раз­личными авторами и тесно связанным со всеми остальными, яв­ляется ero активный характер. Это свойство может быть коротко определено так: нормальное восприятие в принципе не может быть статичным. Особенно ярко оно проявляется как принципиальная изменчивость перцептивноrо образа при константной сенсорной стимуляции (вспоминаем кубик неккера)

 

 

14) Виды образных явлений.

Образ ­ это чувствен­ная форма психических явлений, однако их содержание может иметь не только чувственную основу.

1. Мысленные образы ­ образы памяти и воображения. Их основная характеристика состоит в том, что, несмотря на возможную ясность) и отнесенность к определенной модальности, они лишены чувственной основы.

2. Образы памяти возникают в отсутствие относящихся к ним объектов и являются следом прошлых восприятий, имевших под собой конкретную чувственную основу. Они менее реальны, менее конкретны, более обобщены и схематизированы по сравнению с образами восприятия. После длительноrо и однообразноrо восприятия каких­-либо объектов моryт возникать особенно яркие образы памяти ­ так называемые персеверирующие образы, характерные навязчивостью и высокой степенью реальности.

3. Образ воображения ­ нереальное, вымышленное представление. Образ, никоrда не соответствовавший реальности и поэтому не имевший конкретной чувственной основы. Этот образ является результатом переработки, синтеза вcero предшествующеrо опыта субъекта, некое образное конструирование субъективной реальности. Для образа воображения характерны целостность и обобщенность чувственнoro представления предмета, события или явления, ero субъективная осмысленность и даже эмоциональная окрашенность.

4. фосфены. Они представляют собой локализованные на сетчатке и не имеющие предметноrо характера световые ощущения в виде отдельных точек, пятен или узоров. Фосфены моryт появляться при механическом или электрическом раздражении rлаза или дрyrих отделов зрительноrо анализатора.

5. Синестезии

6. Схема, или образ, тела ­ представление о собственном теле, пространственном расположении ero частей и ero ближайшем окружении в любо­ момент времени посредством кинестетиче­ских и температурно­тактильных переживаний. В нормальных yc­ловиях у здоровых 'людей ­ это сенсорная часть обычных пред­ставлений о самом себе, которые, как правило, актуально не пред­ставлены в сознании. При потере тактильной или проприоцеп­тивной чувствительности, при психиатрических расстройствах, в условиях сенсорной депривации или под действием наркотиче­ских веществ MOryт наблюдаться симптомы потери чувства реаль­ности собственноrо существования, сопровождающиеся наруше­нием схемы тела или искаженными представлениями о располо­жении ero частей и пропорций. От образа восприятия образ тела отличается меньшей осознанностью, отсутствием объективиро­ванности, т. е. переживания реальности, вынесенной во вне. Образ тела может возникнуть у нас и вполне произвольно, в форме MЫC­ленноrо представления, например, коrда мы проиrрываем в уме процесс выполнения HeKoToporo HOBoro действия. В состоянии сильной усталости, токсикоза или при орrанической патолоrии rоловноrо мозrа наблюдается так называемый аутоскопический феномен, или феномен «двойника», яркий зрительный образ собственноrо тела, видимый как бы со стороны.

7. Фантомный образ связан с появлением ощущений в ампути­рованной части тела. Это один из вариантов нарушения образа тела. Характеризуется возникновением навязчивых ощущений зуда, боли, анемии, субъективно локализованных в удаленной конеч­ности, уверенностью в возможности ее использовать.

8. Последовательный образ ­ специфическое ощущение, возни­кающее сразу после прекращения действия раздражителя. Напри­мер, если в течение 10­-20 с смотреть на ярко освещенный пред­мет (или просто пятно света), а затем закрыть rлаза, то возникнет такой же яркий, положительный последовательный образ, повто­ряющий форму исходноrо предмета. Если rлаза не закрывать, а перевести взор на лист белой бумаrи, то на этом фоне возникнет отрицательный последовательный образ, более темный, чем сама бумаrа. Интенсивность и длительность отрицательноrо послеобра­за прямо зависят от яркости, контраста и длительности исходно­ro стимула. Для ярких цветных раздражителей последовательный образ окрашивается в дополнительные цвета: красный ­ зеле­ный, синий ­ желтый. Если послеобраз возникает в темноте, то при движениях rлаз он перемещается вместе с ними. Восприни­маемый размер послеобраза на светлом экране прямо пропорцио­нален расстоянию до поверхности экрана(Закон Эммерта)

9. Эйдетuческuй образ ­ как правило проецированный вовне зри­тельный образ­представление, образ памяти, обладающий ясно­стью, красочностью и высокой детальностью, сопровождается чув­ством реальности, очень похожим на обычное восприятие.

10. Галлюцuнацuu, опре­деляемые как ложное восприятие отсутствующеrо предмета или ero признаков, субъективно признаваемое за реальное восприя­тие. Галлюцинаторные образы возникают, как правило, при раз­личных психических расстройствах, в стрессовых ситуациях, во время длительной сенсорной изоляции, в условиях депривации сна или после приема особых веществ ­ галлюциногенов (лсд, rашиш, атропин, амфетамины и др.) Некоторыми учеными обычное сновидение также рассматривается как нормальная rаллюцинация во время сна. Характерные образные феномены MOryт иноrда появляться при засыпании или в момент пробуждения ото сна, т. е. в измененных состояниях сознания. Гипногогиический образ (или rаллюцинация) ­ ясное, детальное и отчетливое проецируемое вовне представле­ние, появляющееся в период засыпания. То же в период пробуждения ­ гипнопомпический образ.

11. Иноrда психиатрическим больным, страдающим шизофрени­ей, кажется, что яркое и реальное чувственное впечатление воз­никает по причине проецирования образов прямо к ним в co­знание извне с помощью «специальных лучей» или дистанци­оннoro воздействия» спецслужб, такие rаллюцинации xapaктеризуются чувством навязанности и получили название пceвдo­галлюцинации. + Паранормальные галлюцинации духов и умерших людей

 

15) Теории восприятия.

В современной психологии выделяют следующие теории восприятия:

- классическую психологию сознания (структурализм);
- гештальттеорию восприятия;
- перцептивную психофизику.

Структурализм

В. Вундт– разделение целого на элементы (чистые ощущения). Необходимость интроспекции. Аналитическая: выделение ощущений. Ощущение как отражение свойства вещи (модальность, интенсивность, протяженность, длительность).

Г.Э. Мюллер: закон специфических энергий органов чувств. Наше восприятие не отражает свойств объекта: восприятие зависит от специфики рецептора. Внешний мир состоит из элементарных стимулов, которые вызывают элементарные ощущения в рецепторах (принцип однозначного соответствия). Ощущения и восприятия – различные процессы. Элементарные ощущения затем складываются в образы (ассоциации).

Г.Т. Фехнер – сенсорная психофизика: идея однозначного соответствия между стимулом и психическим переживанием: S-П переживание. Предъявлял не объекты, а физические энергии (звуки, цвета): ощущение уже не нужно специально выделять. Аналитическая интроспекция: специальное усилие по разложению целостного образа на отдельные признаки. Активность субъекта не учитывается – вся уходит на выявление первичных признаков.

Процесс восприятия: наложение деталей. Опознание совершается по отдельным признакам (удобно для моделирования восприятия с помощью машин).

Гештальттеория

Критика структурализма:

- отвержение механизма ассоциаций как главного;

- отвержение прошлого опыта.

Предмет полностью определяет образ. Выделение особенностей объекта, которые влияют на выделение целостной фигуры (близость стимулов, сходство, стремление к замкнутому контуру, хорошее продолжение). Стремление к равновесной фигуре(прегнантность). Круг – наиболее равновесная фигура.

В. Келер: принцип изоморфизма – в стимуле и в психике существуют идентичные структуры. Образ просто отражает объект, а не строится. Восприятие не рассматривается как процесс.

III.

 

16-23. Все о внимании.

16) Общее представление о внимании.

17) Роль внимания в жизни и деятельности человека.

18) Рассеяность и ее виды.

19) Основные функции и свойства внимания.

20) Классификация видов внимания и их характеристика.

21) Классические и современные теории внимания: внимание и сознание (В. Вундт, У. Джеймс,

Т. Рибо); внимание и деятельность (Н.Ф. Добрынин, С.Л. Рубинштейн); внимание и контроль (П.Я. Гальперин); когнитивные модели внимания: внимание и селекция (Д. Бродбент, Э. Трейсман); внимание и ресурсы (Д. Канеман); внимание и действие (У. Найссер).

22) Проблема развития и формирования внимания (Н.Ф.Добрынин и П.Я.Гальперин).

23) Развитие внимания как высшей психической функции (Л.С. Выготский).

 

Основные проблемы внимания – невозможность выделить его в самостоятельную форму психической деятельности. Внимание (как и память) относят к обслуживающим функциям.

Внимание не имеет самостоятельного продукта. Поэтому его отождествляли с другими психическими функциями, чаще с восприятием.

Добрынин - избирательность направленность на объекте (деятельности) и сосредоточенность на нем. Выбор; Удержание.

Вундт – фиксационная точка сознания. Зона апперцепции (процесс и результат)– психическая активность.

Титченер – «сенсорная ясность» свойство ощущения, его особое положение в сознании, нервная предрасположенность (биологический характер внимания) Внимание придает нашему труду большую продуктивность и лучшие результаты

Эббингауз – выбор одного нервного возбуждения, тормоз остальных;

Георг Мюллер – «сенсорнаяподдержка ощущения» - механизм, когда раздражение идет до коры, а потом обратно к органу чувства удерживается и усиливается.

Блонский – преобладание симматикотонических рефлексов над ваготоническими, иначе «максимальное бодрствование. Внимание как подкорковый процесс в развитом виде корковый.

Корниловустановкаорганов чувств на лучшее восприятие объекта.

Рубинштейнчасть сознания наиболее отчетливая.

Бродбентфильтр (на нерелевантную) в системе переработки информации.

Гальперин – функция умственного контроля.

 

 

Рассеяность и ее виды.

Антипод внимания – рассеянность.

1) Бездумиерассеянное внимание. Эффект time gap, когда дальнобойщики не помнят период монотонной езды.

2) Ученическая рассеянность – СДВГ, рассеянность, не способность концентрироваться, отвлекаемость;

3) Профессорская (поэтическая) сосредоточенность (на мысли) снижение реагирование на внешние воздействия;

4) Старческая – невозможность отвлекаться на внешние воздействия, а также сосредоточиться. Феномен умственной жвачки – на одной мысли все зависает.

 

Виды внимания и их характеристика.

Непроизвольное (когда нет цели):

1. Вынужденноевидовая характеристика реагировать на определенные аспекты среды:

-внезапный, сильный, новый, двигающийся раздражитель

2. Невольное – внимание связанное с нашими потребностями и эмоциями.

3. Привычное (профессиональное) зависит от индивидуального опыта, относится к нашим интересам.

Произвольное, когда есть сознательное намерение и цель.

1. Волевое – наблюдается при наличии борьбы мотивов, когда необходимо заставлять себя силой.

2. Спонтанное – когда борьба мотивов ушла, дается легко, с чувством поглощенность;

3. Выжидательное – долго и сосредоточенно что-то ждать.

4. Послепроизвольное – внимание на объекте ценном, не требует усилий.

Внимание бывает:

Непосредственное/опосредованное.

Оно может быть (по объекту):

-перцептивное (на образы)

- обонятельное, вкусовое..

-сенсорное (на пороги)

Мыслительное (внутренние процессы)

Исполнительные – движение

- аффективное пр.

 

Виды внимания по процедуре исследования:

1. Селективное (сфокусированное) – измеряется при помощи методик, где предъявляются несколько потоков информации, и необходимо реагировать только на один. Пр. «Метод селективного слушаниея\вторения\смотрения». Где нужно, слушать, повторять или смотреть на один из потоков информации.

2. Распределяемое внимание, когда необходимо решать 2 и более задач. Пример – методика вторичной задачи (позже описана подробнее)

3. Продолжительное – задачи на бдительность. Например ТОС – следить за сигналом на фоне шума.

Свойства внимания:

1. Направленность на объект.

2. Степень – сила, интенсивность

3. Объем (Площадь)

4. Концентрация (производное от площади и интенсивности)

5. Устойчивость во времени

6. Колебания – непроизвольная смена степени.

7. Отвлечение – непроизвольная смена направленности. Переключение – произвольная смена направленности

8. Распределение – умение направлять внимание не несколько различных действий (спор о том, то ли это быстрое переключение \ то ли уровневое выстраивание внимания)

9. Гибкость – подвиды: 1) Инертность внимания – неспособность завершить старую деятельность 2) Аккомодация – быстрая настройка на новую деятельность.

 

Развитие внимания:

Органической основой внимания моно считать протекание рефлексов по принципу доминанты. У новорожденных 2: пищевая, изменение положения.

Выделяют две линии развития внимания: натурального (непроизвольного) и культурного (произвольного с использованием средств). Итогом этого является параллелограмм развития памяти.

Эксперимент Леонтьева.

Люди разного возраста подвергались методике двойной стимуляции.

Первый ряд стимулов выполняет функцию объекта, на который направлена деятельность испытуемого. Стимулы второго ряда (стимулы-средства; карточки) служат для испытуемого инструментом, средством (карточки) Методика разработана Л.С. Выготским и А.Р. Лурия.

1. Дошкольники не использовали средства. (плохо решали все)

2) Младшие школьники использовали немного, то есть при помощи внешних средств овладевали (лучше с карточками)

3. Старшие школьники допускали меньшее количество ошибок, имея развитое опосредованное внимание (ещё лучше с карточкам).

4) Для взрослых карточки лишь мешали, поскольку развито внутреннее внимание и внешние средства не нужны. (лучше без карточек (рисунок можно продолжить))






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.