Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Познание как отражение действительности.






Понятия “сознание”,

“мышление”, “познание”, “дух”, “интеллект”, “идеальное” и др. фиксируют

свойства и признаки явлений и процессов одного класса, но не являются си-

нонимами, поскольку акцентируют разные аспекты и стороны одного и того

же феномена.

Сознание - имманентное, атрибутивное (неотъемлемое) свойство высо-

коорганизованной материи, позволяющее реалистически, но творчески пре-

образовывать окружающий мир в соответствии с поставленными целями.

Понятие сознания является родовым по отношению ко всем действиям чело-

века, которые он совершает в сфере идеального. Оно описывает феномен ак-

тивно-творческого отношения человека к миру в общем виде, фиксируя спе-

циальным образом лишь самые общие черты проблемы - историческое про-

исхождение, меру зависимости от материального носителя, основные спосо-

бы существования и проявления, механизмы и критерии содержания и т.п.

Общепризнанно, что сознание - способ жизнедеятельности человека,

требующий умения путем мыслительной деятельности строить и кратко-

срочную, и долгосрочную программу целенаправленных действий независи-

мых (или не вполне зависимых) от давления внешней среды. Биологическими

предпосылками этой способности у человека являются развитый мозг, разви-

тые для тонкого манипулирования верхние конечности и гортань, позволяю-

щая модулированное и артикулированное звукопроизношение. Социальными

предпосылками данной способности является необходимость в передаче чле-

нам сообщества той части индивидуального опыта, который невозможно пе-

редать биологическим путем, т.е. по наследству.

Признание всех вышеперечисленных свойств сознания и его предпосы-

лок в качестве исходных принципов исследования проблемы сознания в це-

лом, позволяет сформулировать и методологические установки, на базе кото-

рых возможно логически последовательным образом поставить и исследо-

вать проблему функционирования сознания, т.е. – проблему познания.

Познание, таким образом, можно определить как “сознание в действии”,

как процесс последовательного (т.е. целенаправленного) движения индиви-

дуального и коллективного знания. Общей целью познания при этом являет-

ся постижение истины, и достижение этой цели является результатом “пра-

вильно” направленной деятельности сознания.

Краеугольным камнем понимания познания и, соответственно, основой

его исследования, является положение о сознании как активно-творческом

отражении действительности. Максимальную сложность проблеме придает

необходимость объяснения творческой сущности мышления (под мышлени-

ем обычно понимают “сознание в действии” без акцентирования его целена-

правленности). Понятие “творчество” подчеркивает неоднозначность ответ-

ной реакции сознания на внешние воздействия. Вопрос “где истина? ” - не

случайно постоянный вопрос философии во все времена. Если мышление

“неоднозначно по определению”, можно ли верить в его достоверность даже

при условии наличия цели мышления?

К слову сказать, само умение сознания ставить цель, заслуживает специ-

ального осмысления. Еще в Античной Греции это умение сознания было

сформулировано как парадокс: “Как мы можем искать то, чего совсем не зна-

ем, а если знаем, Что нам искать, то зачем тогда искать”? Дело в том, что

мышление начинает работать в режиме познания лишь в том случае, если

оно “определило” наличие проблемной ситуации. Если проблемной ситуа-

ции, предполагающей многовариантное решение, в наличии не имеется, соз-

нание попросту бездействует (“спит”), а человек если и действует при без-

действующем сознании, то только на основании инстинктов и/или рефлексов,

как животное.

С.Л.Рубинштейн определил проблемную ситуацию как ситуацию, в ко-

торой неизвестное дано не прямо, а через личностное отношение к тому, что

содержится в данной ситуации. Иными словами искомое в мышлении дано

не прямо, а опосредованно в виде условий задачи, которую необходимо ре-

шить. При этом “условиями” задачи являются известные факты (информа-

ция, знание), сопоставление (анализ, синтез и/или обобщение) которых по-

зволяет получить новое знание. Отсюда можно вывести и основной алгоритм

мышления (познания): для решения любой познавательной задачи необходи-

мо заполнить “пробел” в знаниях, который всегда выступает в виде внешнего

противоречия требований задачи и ее условий. Неизвестное обнаруживается

через свою связь с тем, что известно. Область поисков истины, таким обра-

зом, в мышлении сведена к логическому навыку формулировки для самого

себя так называемого “недоступного” вопроса, который может быть сведен

мышлением к последовательному ряду доступных для самого себя вопросов.

“Доступными” при этом называются вопросы, ответы на которые мышлению

относительно легко получить с помощью известной для него (или “доступ-

ной”) информации.

Вопрос о том, как, каким образом человек познает окружающий мир и

самого себя, как уже отмечалось выше, остается открытым еще со времен

Античности. Это означает, что единого ответа на него не существует. Ряд

философских направлений признают возможность познания истины и, сле-

довательно, возможность познания самих механизмов мышления. Ими соз-

дана теория познания - гносеология. Часть философских школ и учений пол-

ностью или частично отказывают сознанию в способности проникнуть в

тайны бытия. Мыслителей, полностью или частично отказывающих созна-

нию в способности познать мир таким, каким он является на самом деле, на-

зывают агностиками.

Так, английский философ Д.Юм говорил: “... опыт учит нас тому, что

одно явление следует за другим, но не открывает нам тайной связи, соеди-

няющей их и делающих их неотделимыми друг от друга”. Немецкий фило-

соф И.Кант писал: “Естествознание никогда не раскроет нам внутреннего со-

держания вещей, т.е. того, что, не будучи явлением, может, однако, служить

высшим основанием для объяснения явлений”. По мнению еще одного анг-

лийского мыслителя Пирсона человеческий разум подобен телефонисту, ко-

торый никогда не видел внешнего мира, вещей самих по себе, но судит о них

по чужим телефонным разговорам.

Спор о степени познаваемости мира и самого себя легче всего понять,

обратившись к исследованию одной из форм общественного сознания, кото-

рая занимается изучением ядра сознания - знания. Этой формой обществен-

ного сознания является наука, и именно в науке, сущность которой состоит в

добывании нового знания, концентрируются все проблемы сознания.

Наука - не просто знание и не просто процесс его добывания. Это -

очень сложная система знания, включающая в себя различные виды взаимо-

связи знаний и их уровни.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.