Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 6. Методические рекомендации студенту






Материал курса «Русский язык и культура речи» разработан на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Юриспруденция». Основными формами учебной работы являются интерактивные методы, лекции и практические занятия. Лекции организуют и ориентируют студента в его работе, а также прививают интерес к изучаемому предмету, вкус к самостоятельному освоению проблематики русского языка и культуры речи. В ходе лекционных занятий раскрываются наиболее сложные вопросы, показывается их практическая значимость, даются рекомендации по углубленному самостоятельному изучению курса. Обязанностью студентов является внимательное и осмысленное восприятие лекционного материала – конспектирование лекции (в конспекте лекции рекомендуется оставлять поля для последующей самостоятельной работы).

Подготовка к семинарским занятиям и активная работа в процессе их проведения является важной частью обучения студентов, способствующей более глубокому усвоению ими учебного материала. В ходе подготовки к практическим занятиям по дисциплине «Русский язык и культура речи» студенты получают необходимые навыки работы с литературой, что является важным моментом в овладении знаниями не только по данному предмету, но и в процессе освоения материалов юридических дисциплин. При подготовке к практическим занятиям студентам необходимо:

1. Внимательно изучить конспекты лекций и выбрать из них материал, который можно использовать для выступления на практическом занятии.

2. Найти литературу по вопросам практического занятия, согласно списку рекомендуемой литературы,

3. Для выступления на практическом занятии из выбранной литературы необходимо сделать соответствующие выписки. Материалы, подготовленные для выступления, затем можно использовать при подготовке к зачёту.

Студентам следует знать, что активное участие в проведении практических занятий учитывается при сдаче ими зачета. В случае отсутствия на практическом занятии или получения по итогам семинара неудовлетворительной оценки студент обязан отчитаться по теме данного занятия перед преподавателем в дни консультаций.

Аудиторные и внеаудиторные (самостоятельные) формы учебной работы студента имеют своей целью приобретение им системы знаний по дисциплине «Русский язык и культура речи». В этот курс входит лекционный материал, ориентированный на выяснение кардинальных, стержневых проблем данной учебной дисциплины. Используя материалы лекций, учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как систематизацию своих теоретических знаний. Самостоятельная работа студента начинается с внимательного ознакомления с каждой темой курса и вопросов к ней. Вопросы, составляющие содержание той или иной темы курса, обладают разной степенью важности. Есть вопросы, выполняющие функцию логической связки содержания темы и всего курса, имеются вопросы описательного или разъяснительного характера. Любая наука, следовательно, и «Русский язык и культура речи», имеет свой категориально-понятийный аппарат. Важно помнить и то, что «понятия» в науке имеют узкий и широкий смысл. Понятие в узком понимании – это определение (дефиниция) того или иного факта, явления, предмета. Они, как правило, кратки по содержанию, отражают суть понятия. Такие определения важно понять, осмыслить и запомнить. Когда вам встретятся новые понятия и категории, обязательно выясните, что они означают. Если ответа нет в вашем учебнике или учебном пособии, то обратитесь к словарю. Дальнейшая самостоятельная работа без выяснения смысла новых понятий и категорий будет затруднена.

Проработка лекционного курса является одной из важных активных форм самостоятельной работы. Лекции преподавателя не являются озвученным учебником, а представляют плод его индивидуального творчества.

Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, следить за ходом мыслей лектора, его аргументацией. Важно зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается самостоятельно во внеаудиторное время - необходимо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что нуждается в уточнении.

Раздел 7. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ

1. Язык как система. Язык и речь. Невербальные средства общения.
2. Русский литературный язык и нелитературные варианты языка.
3. Особенности и сферы использования научного стиля.
4. Особенности официально-делового стиля.
5. Особенности и сферы использования газетно-публицистического стиля.
6. Особенности и характерные черты разговорного стиля.
7. Речевая деятельность и ее виды.
8. Функционально- смысловые типы монологической речи.
9. Этика ораторского искусства. Как готовиться к публичному выступлению.
10. Изобразительно-выразительные средства русского языка.
11. Цели, задачи, виды деловых бесед.
12. Особенности и этапы деловых переговоров и совещания.
13. Типы вопросов и речевых оборотов.
14. Типы этикетно-речевых формул.
15. Особенности телефонной коммуникации. Структура телефонного разговора.
16. Понятие нормы. Основные признаки и виды языковой нормы.
17. Основные средства кодификации языковых факторов. Принципы работы с нормативными словарями.
18. Особенности русской орфоэпии. Стили произношения современного русского языка.
19. Принципы русской орфографии.
20. Правописание гласных.
21. Правописание согласных.
22. Правописание приставок и сложных слов.
23. Правописание частей речи.
24. Нормы современного литературного ударения.
25. Лексические нормы современного русского языка. Виды ошибок.
26. Вариантные формы имен существительных.
27. Вариантные формы имен прилагательных.
28. Вариантные формы имен числительных.
29. Вариантные формы местоимений.
30. Вариантные формы глагола.
31. Порядок слов в предложении. Согласование сказуемого с подлежащим.
32. Согласование определений и приложений.
33. Варианты управления.
34. Ошибки в сложном предложении.

35. Условия эффективной речевой коммуникации.

ВОПРОСЫ-ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1.Дать определение языка.

2.Формы существования языка:

литературный язык;

территориальные диалекты;

просторечие;

жаргоны.

3.Характеристика стилей русского языка:

1) научный;

2) официально-деловой;

3) публицистический;

4) разговорно-обиходный.

4.Подберите примеры текстов каждого стиля

5.Дайте характеристику эмоционально-экспрессивной лексике, приведите примеры

6.Что включает в себя понятие «культура речи»?

7.Языковая норма: виды, устойчивость, вариативность норм

8.Пользуясь словарями, приведите примеры изменения норм русского языка

9.Краткая характеристика грамматических норм

10.Краткая характеристика орфоэпических норм

11.Краткая характеристика норм произношения

12.Особенности правильного словоупотребления: значение слова, конкретная и абстрактная лексика, употребление паронимов и омонимов, лексическая сочетаемость слов, виды многословия.

13.Употребление фразеологических оборотов

14.Лексика ограниченной сферы употребления: профессионализмы, диалектная лексика, жаргонизмы, термины, заимствованная лексика.

15.Чистота речи

16.Этические нормы речи






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.