Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 6. Разговорный стиль речи. Культура разговорной речи.




Речевой этикет. Метод проведения занятия – кейс-метод, управляемая дискуссия. Вопросы к практическому занятию:

· Разговорный стиль речи (общая характеристика).

· Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов.

· Понятие разговорной речи и её особенности: непринужденность и спонтанность. Жанры разговорной речи: диалоги, полилоги

· Новые явления в разговорном стиле начала XXI века

· Понятие о разговорной норме

· Многозначность понятия «культура речи»

· Речевой этикет. Специфика русского речевого этикета: тактичность, предупредительность, откровенность, толерантность, участие. Техника реализации этикетных форм: приветствие (обращение), завязка, развитие, кульминация, развязка.

· Взаимодействие речевого и поведенческого этикета

· Речевые дистанции и табу

· Невербальные средства речи: язык мимики и жестов, паузы, темпы и тембр речи

· Комплименты. Культура критики в речевом общении

· Эргономика среды как составная часть речевого этикета

Тема 7. Речевое взаимодействие. Виды и формы речи (чтение, аудирование, говорение, письмо, устная и письменная речь). Жанры речи: монолог, диалог, полилог (подготовленная, спонтанная речь). Текст как единица речи. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, доказательство. Жанры текстов: текст-побуждение (приказ, рекомендация), текст-ретроспекция и оценка (отчет, обзор, аннотация), контактоустанавливающие (поздравление, интервью, приглашение и т.д.); лингвистические и экстралингвистические средства организации текста. Текст и его логико-композиционные модели: "общее место", "род - вид", "целое - часть", "признаки, качества, функции", "сопоставление и противопоставление", модель "дерева" и другие смысловые схемы речи. Речевые фигуры и тропы.

Коммуникативные качества речи: правильность, точность, чистота, богатство, выразительность, доступность, понятность и уместность. Логический и психологический аспекты речевого высказывания

Правильность речи: соблюдение норм языка на всех уровнях. Точность речи: словоупотребление, сочетаемость слов, влияние на точность речи избыточности средств выражения и речевой недостаточности. Причины нарушения точности речи. Точность речи и функциональные стили. Чистота речи и использование диалектных, профессиональных, жаргонных элементов. Иноязычные слова и выражения; речевые штампы и канцеляризмы; слова-сорняки. Богатство речи: лексико-фразеологические, словообразовательные и грамматические ресурсы языка. Речевое богатство и функциональные стили. Выразительность речи: тропы и фигуры речи. Функциональные стили в их отношении к выразительности речи. Возможности языка художественной литературы. Понятность и доступность высказывания: целесообразное использование языковых средств. Уместность стилевая, ситуативная и личностно-психологическая. Логика как средство воспитания культуры мышления. Лингвистические условия логичности речи. Структура логико-речевого доказательства: тезис, аргумент, демонстрация. Требования к тезису и аргументу. Основные виды демонстрации: индукция, дедукция и аналогия. Взаимосвязь процессов доказательства и убеждения – логического и психологического факторов речи.



Экстралингвистические факторы эффективного общения. Роль нравственных установок в общении сторон. Формирование позитивного климата общения: cоблюдение принципов кооперации и вежливости. Психологические принципы равной безопасности, децентрической направленности, адекватного восприятия информации сторонами в процессе общения. Умение слушать – необходимое условие эффективной коммуникации. Преодоление причин неэффективной коммуникации: межличностных барьеров, догматического мышления, языковой малограмотности и отсутствия языковой компетенции. Метод проведения занятия - управляемая дискуссия.

Вопросы к практическому занятию:

· Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, доказательство.

· Жанры текстов: текст-побуждение (приказ, рекомендация), текст-ретроспекция и оценка (отчет, обзор, аннотация), контактоустанавливающие (поздравление, интервью, приглашение и т.д.)

· Чистота речи и использование диалектных, профессиональных, жаргонных элементов.

· Лингвистические условия логичности речи.



· Экстралингвистические факторы эффективного общения. Роль нравственных установок в общении сторон.

Тема 8. Риторика.Судьба риторики как дисциплины и изменения ее предмета от античности к современности. Представители риторики (теории и искусства). Этнориторика. Риторика и лингвистическая прагматика. Речевое событие, дискурс, речевая ситуация. Стратегии коммуникативного взаимодействия. Гармонизация коммуникативного сотрудничества.

Культура ораторской речи.Ораторское искусство как социальное явление. Личность оратора. Знания, навыки и умения оратора. Взаимодействие оратора и аудитории. Проблема контакта. Особенности публичной монологической речи. Роды ораторской речи: академическая, судебная, социально-политическая, социально-бытовая, духовная. Виды (жанры) ораторской речи: лекции, доклады, сообщения, обзоры, обозрения, митинговые и парламентские речи, приветствия, поздравления, проповеди и пр. Структура ораторской речи: вступление, главная часть, заключение. Методы преподнесения материала: индуктивный, дедуктивный, метод аналогии, концентрический, ступенчатый, исторический. Выбор темы и определение целевой установки. Подготовка речи с учетом основных функций речевых стилей: информативной, экспрессивной, коммуникативной, эстетической. Поиск и систематизация материала. Виды планов (конспекты, опорные слова). Словесное оформление публичного выступления: средства речевой выразительности и риторические приёмы. Стилистические особенности ораторской речи. Влияние на восприятие речи слушателями речевых ошибок и нарушения этических норм языка. Невербальные средства языка: интонация, виды паузы, тембр, голосовые модуляции. Роль жестов, мимики, позы оратора. Метод проведения занятия- наглядная практическая демонстрация с элементами обсуждения, творческие задания.

Вопросы к практическому занятию:

· Риторика и лингвистическая прагматика.

· Взаимодействие оратора и аудитории. Проблема контакта.

· Подготовка речи с учетом основных функций речевых стилей: информативной, экспрессивной, коммуникативной, эстетической.

· Влияние на восприятие речи слушателями речевых ошибок и нарушения этических норм языка

· Роль жестов, мимики, позы оратора.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал